ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5202
Скачиваний: 7
муниципального образования. Стратегия (от греч.
strategia
— вести войско)
представляет собой набор правил, которыми руководствуются при
принятии управленческих решений. В стратегическом планировании
важное место отводится анализу перспектив, выяснению тех тенденций,
опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций,
которые способны изменить сложившиеся тенденции. Стратегическое
планирование и управление развития территории муниципального
образования обеспечивает единство действий, осуществляемых на разных
уровнях системы управления, и степень мобильности, отвечающую темпам
изменений среды деятельности муниципального сообщества. Чтобы
достичь такого единства, нужно сформировать систему представлений,
обладающих двумя основными характеристиками: а) достаточно высокой
степенью общности, необходимой для того, чтобы она могла непроти-
воречиво вместить в себя вопросы и представления, возникающие и
работающие на различных уровнях управления, существующих в
территориальной организации местного сообщества, с одной стороны, и
представления об условиях и обстоятельствах, в которых происходит ее
деятельность, с другой; б) возможностью превращать эти представления в
понимание того, какие конкретные действия надо осуществлять на разных
уровнях управления.
Стратегический план развития муниципального образования —
управленческий документ, который содержит взаимосвязанное изложение
таких вопросов, как: 1) цели развития муниципального образования; 2)
пути достижения поставленных целей; 3) потенциальные возможности
муниципального образования, реализация которых позволяет достичь
успехов; 4) методы организации движения по избранным направлениям; 5)
ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей; 6) способы
использования ресурсов.
Такой план позволяет органам местного самоуправления, населению
и другим организациям действовать совместно, предвидя и опережая
основные изменения в структуре занятости, технологии производства и
территориальной среды. Он создает новые инструменты, направляющие и
стимулирующие развитие муниципального образования. Стратегический
план — это документ не только местной администрации, но и всех других
субъектов муниципальных правоотношений. Он представляет собой
инструмент стратегического партнерства, механизм определения и
осуществления эффективных стратегий во всех сферах жизни муниципаль-
ного образования. Это работа по формированию представлений о смысле и
назначении деятельности территориальной организации местного
сообщества и превращению этих представлений в ориентиры,
необходимые для осуществления конкретной управленческой работы по
достижению
социально
значимых
целей
развития
территории
муниципального образования.
Ключевой исходной точкой стратегического планирования является
формирование представлений о смысле и назначении организации
местного самоуправления. Эти представления оформляются
в ключевых инструментах стратегического планирования — миссии
и целях. В миссии формулируются фундаментальные представления о
смысле жизнедеятельности местного сообщества. Цели могут быть с
учетом этого самыми разными: увеличение доходов населения,
эффективное управление муниципальной собственностью, освоение новых
рынков, изменение имиджа и др.
Чтобы перейти к стратегическому планированию, прежде всего
должно быть понимание необходимости изменений, осознание того, что
наряду с оперативным — тактическим управлением и планированием
важно и стратегическое. Такое осознание подчас является результатом
анализа допущенных просчетов в выборе направлений развития или
организации управления, последствий увлечения краткосрочными
проектами. Таким образом, формируется собственное понимание
содержания стратегического управления. От характера и глубины
понимания зависит чрезвычайно много. Так, часто под стратегическим
управлением понимается разработка концепции или сценариев развития,
выделение перечня основных проблем и путей их решений, иногда —
четкий план действий. Понимание формирует набор субъектов
стратегического управления и способы организации взаимодействия
между ними.
После достижения определенного понимания и в зависимости от
него формулируются принципы стратегической деятельности и
определяются приоритеты развития, которые, как правило, должны быть
связаны с повышением качества жизни населения. В связи с тем, что
качество жизни — характеристика относительная и сравнительная, анализ
проблем и состояния муниципального образования проводится на основе
сравнения его базовых характеристик с другими. В рамках этой работы
формируется установка на усиление сильных сторон, и превращение
слабых сторон в сильные. Следует особо выделить проблемы в реализации
вопросов местного значения, которые находят наибольшую поддержку на-
селения. Для этого используются различные опросы, социологические
исследования.
Необходимо формирование установки на длительную работу,
связанной прежде всего с признанием того, что изменения будут
происходить медленно, постепенно. Но отдельные мероприятия
стратегической программы должны выстраиваться таким образом, чтобы
жители регулярно видели результаты — небольшие социальные
приращения в каждый промежуток времени. Нельзя забывать о
продвижении таких изменений в социальной среде. Одновременно с этим
следует выявлять силы и факторы, противодействующие стратегическим
переменам. На пути любых планов возникают препятствия. Не являются
исключением и стратегические планы, особенно если они затрагивают
экономические интересы, способны повлиять на прибыль и доходы.
Выработка политики по отношению к возможности использования
внешних консультантов обусловлена тем, что всегда существует дилемма
между приглашением консультантов, получением внешней помощи и
опорой на собственные силы. Обычно оптимальна ориентация на
комбинацию внутренних и внешних интеллектуальных ресурсов. При
отборе внешних консультантов следует оценить тип предоставляемых
услуг, предусматривают ли они передачу современных методов
управленческой работы и обучение им местного персонала.
Наконец, осуществляются определенные изменения в системе
управления. Это может быть в отдельных случаях связано с изменением и
территориальной организации местного самоуправления. Как орган
управления процессом разработки и управления стратегическим планом
обычно создается постоянно действующая рабочая комиссия. Следует
использовать административные рычаги, закрепляя ответственность за
реализацию отдельных мероприятий за конкретными подразделениями и
руководителями.
Таким образом, разработка стратегического плана муниципального
развития состоит из следующих этапов: 1) анализ ресурсов и условий
развития; 2) составление прогноза; 3) формирование концепции развития
муниципального образования; 4) обсуждение концепции; 5) разработка
целевых программ по стратегическим направлениям; 6) сведение целевых
программ в стратегический план с оценкой затрат, потребностей в
привлечении средств и эффекта от реализации; 7) разработка графика
выполнения стратегического плана с указанием исполнителей; 8)
обсуждение и утверждение стратегического плана.
Завершая рассмотрение инновационных методов развития му-
ниципального образования, следует обратить внимание на необходимость
осуществления активной инвестиционной политики. Муниципальная
поддержка приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых на
территории муниципального образования, позволяет добиться решения
ряда важных задач: повысить инвестиционную активность на территории
муниципального образования, создать благоприятные условия для
обеспечения защиты прав, интересов и имущества инвесторов, увеличить
налогооблагаемую базу и сформировать новые источники налоговых
платежей.
Основная же задача органа местного самоуправления — создать
наиболее благоприятный инвестиционный климат, т. е. совокупность
условий, определяющих степень привлекательности муниципальной
экономики для инвесторов и создающих благоприятные
предпосылки для ее развития. Для этого необходима четкая стра-
тегия работы с инвесторами, базирующаяся на прозрачных и взаи-
мовыгодных принципах сотрудничества, которые, в частности, должны
обеспечить равный доступ всех заинтересованных лиц к инвестиционным
ресурсам
муниципального
образования.
При
этом
допустимы
определенные протекционистские меры по отношению к наиболее важным
для муниципального образования (приоритетным) проектам.
Их перечень должен регламентироваться специальным нормативным
актом. Такой акт может предусмотреть основные формы поддержки
приоритетных инвестиционных проектов — предоставление инвесторам
налоговых льгот и налоговых кредитов, установление для инвесторов
льготного порядка аренды муниципальной земли и недвижимости;
предоставление инвестору муниципальных гарантий в обеспечение
возврата привлекаемых денежных средств для осуществления проекта и
др.
Чтобы инвестиции пошли в экономику муниципального образования
и обернулись ощутимыми выгодами, местная администрация должна
занимать активную позицию, ориентированную на поиск и привлечение
инвесторов, на максимально выгодную «подачу» своего муниципального
образования
как
потенциально
привлекательного
объекта
капиталовложений. Первым шагом на этом пути может быть принятие