Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5202

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

муниципального образования. Стратегия (от греч. 

strategia

— вести войско) 

представляет  собой  набор  правил,  которыми  руководствуются  при 

принятии  управленческих  решений.  В  стратегическом  планировании 

важное  место  отводится  анализу  перспектив,  выяснению  тех  тенденций, 

опасностей,  возможностей,  а  также  отдельных  чрезвычайных  ситуаций, 

которые  способны  изменить  сложившиеся  тенденции.  Стратегическое 

планирование  и  управление  развития  территории  муниципального 

образования обеспечивает единство действий, осуществляемых на разных 

уровнях системы управления, и степень мобильности, отвечающую темпам 

изменений  среды  деятельности  муниципального  сообщества.  Чтобы 

достичь  такого  единства,  нужно  сформировать  систему  представлений, 

обладающих  двумя  основными  характеристиками:  а)  достаточно  высокой 

степенью  общности,  необходимой  для  того,  чтобы  она  могла  непроти-

воречиво  вместить  в  себя  вопросы  и  представления,  возникающие  и 

работающие  на  различных  уровнях  управления,  существующих  в 

территориальной  организации  местного  сообщества,  с  одной  стороны,  и 

представления  об  условиях  и  обстоятельствах,  в  которых  происходит  ее 

деятельность, с другой; б) возможностью превращать эти представления в 

понимание того, какие конкретные действия надо осуществлять на разных 

уровнях управления. 

Стратегический  план  развития  муниципального  образования  — 

управленческий документ, который содержит взаимосвязанное изложение 

таких  вопросов,  как:  1)  цели  развития  муниципального  образования;  2) 

пути  достижения  поставленных  целей;  3)  потенциальные  возможности 

муниципального  образования,  реализация  которых  позволяет  достичь 

успехов; 4) методы организации движения по избранным направлениям; 5) 

ресурсы,  необходимые  для  достижения  поставленных  целей;  6)  способы 

использования ресурсов. 

Такой план позволяет органам местного самоуправления, населению 

и  другим  организациям  действовать  совместно,  предвидя  и  опережая 


background image

основные  изменения  в  структуре  занятости,  технологии  производства  и 

территориальной среды. Он создает новые инструменты, направляющие и 

стимулирующие  развитие  муниципального  образования.  Стратегический 

план — это документ не только местной администрации, но и всех других 

субъектов  муниципальных  правоотношений.  Он  представляет  собой 

инструмент  стратегического  партнерства,  механизм  определения  и 

осуществления эффективных стратегий во всех сферах жизни муниципаль-

ного образования. Это работа по формированию представлений о смысле и 

назначении  деятельности  территориальной  организации  местного 

сообщества  и  превращению  этих  представлений  в  ориентиры, 

необходимые  для  осуществления  конкретной  управленческой  работы  по 

достижению 

социально 

значимых 

целей 

развития 

территории 

муниципального образования. 

Ключевой  исходной  точкой  стратегического  планирования  является 

формирование  представлений  о  смысле  и  назначении  организации 

местного самоуправления. Эти представления оформляются 

в ключевых инструментах стратегического планирования  — миссии 

и  целях.  В  миссии  формулируются  фундаментальные  представления  о 

смысле  жизнедеятельности  местного  сообщества.  Цели  могут  быть  с 

учетом  этого  самыми  разными:  увеличение  доходов  населения, 

эффективное управление муниципальной собственностью, освоение новых 

рынков, изменение имиджа и др. 

Чтобы  перейти  к  стратегическому  планированию,  прежде  всего 

должно  быть  понимание  необходимости  изменений,  осознание  того,  что 

наряду  с  оперативным  —  тактическим  управлением  и  планированием 

важно  и  стратегическое.  Такое  осознание  подчас  является  результатом 

анализа  допущенных  просчетов  в  выборе  направлений  развития  или 

организации  управления,  последствий  увлечения  краткосрочными 

проектами.  Таким  образом,  формируется  собственное  понимание 

содержания  стратегического  управления.  От  характера  и  глубины 


background image

понимания  зависит  чрезвычайно  много.  Так,  часто  под  стратегическим 

управлением  понимается  разработка  концепции  или  сценариев  развития, 

выделение  перечня  основных  проблем  и  путей  их  решений,  иногда  — 

четкий  план  действий.  Понимание  формирует  набор  субъектов 

стратегического  управления  и  способы  организации  взаимодействия 

между ними. 

После  достижения  определенного  понимания  и  в  зависимости  от 

него  формулируются  принципы  стратегической  деятельности  и 

определяются  приоритеты  развития,  которые,  как  правило,  должны  быть 

связаны  с  повышением  качества  жизни  населения.  В  связи  с  тем,  что 

качество жизни — характеристика относительная и сравнительная, анализ 

проблем  и  состояния  муниципального  образования  проводится  на  основе 

сравнения  его  базовых  характеристик  с  другими.  В  рамках  этой  работы 

формируется  установка  на  усиление  сильных  сторон,  и  превращение 

слабых сторон в сильные. Следует особо выделить проблемы в реализации 

вопросов местного значения, которые находят наибольшую поддержку на-

селения.  Для  этого  используются  различные  опросы,  социологические 

исследования. 

Необходимо  формирование  установки  на  длительную  работу, 

связанной  прежде  всего  с  признанием  того,  что  изменения  будут 

происходить  медленно,  постепенно.  Но  отдельные  мероприятия 

стратегической  программы  должны  выстраиваться  таким  образом,  чтобы 

жители  регулярно  видели  результаты  —  небольшие  социальные 

приращения  в  каждый  промежуток  времени.  Нельзя  забывать  о 

продвижении таких изменений в социальной среде. Одновременно с этим 

следует  выявлять  силы  и  факторы,  противодействующие  стратегическим 

переменам.  На  пути  любых  планов  возникают  препятствия.  Не  являются 

исключением  и  стратегические  планы,  особенно  если  они  затрагивают 

экономические интересы, способны повлиять на прибыль и доходы. 


background image

Выработка  политики  по  отношению  к  возможности  использования 

внешних консультантов обусловлена тем, что всегда существует дилемма 

между  приглашением  консультантов,  получением  внешней  помощи  и 

опорой  на  собственные  силы.  Обычно  оптимальна  ориентация  на 

комбинацию  внутренних  и  внешних  интеллектуальных  ресурсов.  При 

отборе  внешних  консультантов  следует  оценить  тип  предоставляемых 

услуг,  предусматривают  ли  они  передачу  современных  методов 

управленческой работы и обучение им местного персонала. 

Наконец,  осуществляются  определенные  изменения  в  системе 

управления. Это может быть в отдельных случаях связано с изменением и 

территориальной  организации  местного  самоуправления.  Как  орган 

управления  процессом  разработки  и  управления  стратегическим  планом 

обычно  создается  постоянно  действующая  рабочая  комиссия.  Следует 

использовать  административные  рычаги,  закрепляя  ответственность  за 

реализацию  отдельных  мероприятий  за  конкретными  подразделениями  и 

руководителями. 

Таким  образом,  разработка  стратегического  плана  муниципального 

развития  состоит  из  следующих  этапов:  1)  анализ  ресурсов  и  условий 

развития;  2)  составление  прогноза;  3)  формирование  концепции  развития 

муниципального  образования;  4)  обсуждение  концепции;  5)  разработка 

целевых программ по стратегическим направлениям; 6) сведение целевых 

программ  в  стратегический  план  с  оценкой  затрат,  потребностей  в 

привлечении  средств  и  эффекта  от  реализации;  7)  разработка  графика 

выполнения  стратегического  плана  с  указанием  исполнителей;  8) 

обсуждение и утверждение стратегического плана. 

Завершая  рассмотрение  инновационных  методов  развития  му-

ниципального образования, следует обратить внимание на необходимость 

осуществления  активной  инвестиционной  политики.  Муниципальная 

поддержка  приоритетных  инвестиционных  проектов,  осуществляемых  на 

территории  муниципального  образования,  позволяет  добиться  решения 


background image

ряда  важных  задач:  повысить  инвестиционную  активность  на  территории 

муниципального  образования,  создать  благоприятные  условия  для 

обеспечения  защиты  прав,  интересов  и  имущества  инвесторов,  увеличить 

налогооблагаемую  базу  и  сформировать  новые  источники  налоговых 

платежей. 

Основная  же  задача  органа  местного  самоуправления  —  создать 

наиболее  благоприятный  инвестиционный  климат,  т.  е.  совокупность 

условий,  определяющих  степень  привлекательности  муниципальной 

экономики для инвесторов и создающих благоприятные 

предпосылки  для  ее  развития.  Для  этого  необходима  четкая  стра-

тегия  работы  с  инвесторами,  базирующаяся  на  прозрачных  и  взаи-

мовыгодных  принципах  сотрудничества,  которые,  в  частности,  должны 

обеспечить равный доступ всех заинтересованных лиц к инвестиционным 

ресурсам 

муниципального 

образования. 

При 

этом 

допустимы 

определенные протекционистские меры по отношению к наиболее важным 

для муниципального образования (приоритетным) проектам. 

Их перечень должен регламентироваться специальным нормативным 

актом.  Такой  акт  может  предусмотреть  основные  формы  поддержки 

приоритетных  инвестиционных  проектов  —  предоставление  инвесторам 

налоговых  льгот  и  налоговых  кредитов,  установление  для  инвесторов 

льготного  порядка  аренды  муниципальной  земли  и  недвижимости; 

предоставление  инвестору  муниципальных  гарантий  в  обеспечение 

возврата  привлекаемых  денежных  средств  для  осуществления  проекта  и 

др. 

Чтобы инвестиции пошли в экономику муниципального образования 

и  обернулись  ощутимыми  выгодами,  местная  администрация  должна 

занимать  активную  позицию,  ориентированную  на  поиск  и  привлечение 

инвесторов,  на  максимально  выгодную  «подачу»  своего  муниципального 

образования 

как 

потенциально 

привлекательного 

объекта 

капиталовложений.  Первым  шагом  на  этом  пути  может  быть  принятие 


Смотрите также файлы