ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5208
Скачиваний: 7
представительным органом муниципального образования нормативного
акта, регламентирующего порядок и условия поддержки инвестиционной
деятельности со стороны местной администрации.
Данный акт, который условно можно назвать «Положение о
муниципальной поддержке инвестиционной деятельности», устанавливает
права и обязанности инвесторов, с одной стороны, и местной
администрации — с другой стороны, содержит четко прописанный
порядок и формы осуществления этой поддержки, а также перечень
критериев, на основании которых поддержка предоставляется. В качестве
основного критерия такой поддержки может быть приоритетность того
проекта, которым достигается сохранение и создание рабочих мест,
поддержание высокой занятости жителей муниципального образования,
стимулирование занятости социально незащищенных слоев населения,
расширение налогооблагаемой базы местного бюджета. Наряду с
перечисленными критериями во внимание принимается стратегическая
важность проекта для социально-экономического развития муници-
пального образования. Приоритет имеют проекты, реализация которых
содействует достижению стратегической цели развития муниципального
образования.
Чтобы обеспечить повышение эффективности использования
наемных средств и социальную ориентированность муниципальной
инвестиционной политики, как правило, формулируются следующие
задачи: 1) не использовать средства местного бюджета для ресурсного
обеспечения проектов, которые могут быть реализованы частным
бизнесом; 2) соблюсти принцип межотраслевых приоритетов при выборе
объектов для инвестиций в инфраструктуру муниципального образования
в условиях ограниченности бюджетных средств; 3) соблюсти принцип
коллегиальности и объективности принимаемых решений; 4) совместить
неизбежное лоббирование проектов с конкурсным порядком их отбора.
Инвестиционные проекты принято делить на три основные
категории в зависимости от целей и результатов инвестиций: 1)
коммерческие, генерирующие прямые внешние доходы (например, плата
за коммунальные услуги, за автобусные и железнодорожные билеты, за
проезд через мосты), достаточные для обслуживания расходов и
капитальных затрат на проект (такие доходы одинаково доступны как для
местной администрации, так и для частных инвесторов); 2) экономические,
генерирующие косвенные доходы: окупаемость обеспечивается не за счет
прямых платежей потребителей, а через расширение налогооблагаемой
базы, рост арендной платы или другие доходы, доступные только для
администрации
муниципалитета
(например,
проекты
развития
инфраструктуры
и
содействия
промышленности,
когда
рост
экономической активности генерирует дополнительные налоговые
поступления); 3) социальные, нацеленные не только на решение
бюджетных проблем, но и на предоставление социальных преимуществ
для населения в виде улучшения систем образования, здравоохранения и т.
п.
При выборе инвестиционных проектов, финансируемых за счет
заемных средств муниципального образования, необходимо ори-
ентироваться на их соответствие социальным обязательствам органов
местного самоуправления. Коммерческие решения должны приниматься
лишь в той степени, в какой они способствуют достижению социальных
целей. Выбор социальных проектов также обусловлен тем, что они могут
быть реализованы только за счет бюджетных заемных средств, в то время
как коммерческие проекты могут финансироваться за счет частного
капитала. Кроме того, органы местного самоуправления не могут
эффективно управлять коммерческими проектами, так как должны
учитывать социальные и политические факторы. Случаи успешного
участия органов местного самоуправления в коммерческой деятельности,
как правило, связаны с использованием некоммерческих методов
конкуренции, что, в конечном счете, подрывает местную экономику.
Вполне
оправданно
финансирование
экономических
проектов,
способствующих росту экономической активности и дополнительным
налоговым поступлениям.
Процесс принятия решений при отборе проектов должен быть
максимально объективным и прозрачным. Следует разработать и
закрепить актом представительного органа муниципального образования
четкие критерии отбора проектов, основанные, главным образом, на
оценке их общественной значимости и общественной полезности.
Методика отбора проектов может быть основана как на количественных,
так и на качественных критериях их оценки, использовании нескольких
субъективных экспертных оценках. Количество таких субъективных
оценок должно быть достаточным для того, чтобы взаимно «погашались»
ошибки, но этих оценок не может быть слишком много, поскольку
количество экспертов ограничено.
Для широкого информирования потенциальных инвесторов об
экономическом
и
социокультурном
потенциале
муниципального
образования и имеющихся в нем возможностях для реализации
инвестиционных проектов весьма эффективным является создание
инвестиционного паспорта муниципального образования — ин-
формационного сборника материалов.
Данный документ предназначен для широкого распространения
среди потенциальных инвесторов. Важным приложением к нему является
база данных по имеющимся в городе инвестиционным площадкам с
детальным описанием каждого участка (его местоположения, четких
границ, имеющейся инженерной инфраструктуры и др.). Учитывая, что
такой паспорт является инструментом маркетинга и продвижения
муниципального образования на внешний по отношению к территории
рынок, к нему предъявляются следующие требования.
Цель
инвестиционного паспорта
— не просто освещать ситуацию в
муниципальном образовании, а содействовать привлечению инвестиций.
Поэтому предпочтителен так называемый рекламный подход: при
сохранении объективности в подаче информации акцент делается именно
на положительных, сильных сторонах, способных заинтересовать
потенциального инвестора.
При изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев.
Уход в любую из крайностей приведет либо к недостаточной
информативности, либо к избыточной описательности, «размытости»
документа. Не следует перегружать паспорт информацией: важно оставить
тот ее минимум, который представляет реальный интерес для инвесторов.
Информация должна излагаться ясным, доступным языком. В
частности, следует по возможности избегать узкоспециальной или сугубо
научной лексики; в тех случаях, когда подобные термины необходимы, их
значение целесообразно пояснять. Аналогично, аббревиатуры, за
исключением общеизвестных, должны расшифровываться.
При разработке паспорта необходимо ориентироваться на его
электронный формат для последующего размещения в Интернете на
официальном
сайте
муниципального
образования.
Оптимальной
представляется древовидная структура: последовательный набор страниц,
соединенных гиперссылками в соответствии с логикой изложения.
Наиболее востребованными со стороны инвесторов структурными
разделами инвестиционного паспорта являются общие сведения о
муниципальном образовании; параметры его социально-экономического
развития: уровень жизни, экономика, местный бюджет, рынок труда,
качество окружающей среды; перспективы развития муниципального
образования;
прогнозные
характеристики;
концепция
развития
муниципального
образования;
инвестиционная
инфраструктура:
транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, рынок недвижимости,
производственная, инженерная, научно-образовательная, социальная,
гостиничная
инфраструктура;
нормативно-правовые
акты,
регламентирующие инвестиционный процесс; процедуры организации
бизнеса; предложения по инвестиционным проектам; контактная
информация.
Составление инвестиционного паспорта муниципального обра-
зования должно строиться на регулярной основе с целью обновления
представляемой информации. С этой целью организуется периодический
сбор достоверной статистики о состоянии экономики муниципального
образования, определяются инвестиционная политика на среднесрочную
перспективу и потенциально возможные области и объекты для
инвестирования, а также оцениваются возможные затраты, ожидаемые
результаты и способы участия местной администрации.
Основными этапами создания инвестиционного паспорта являются:
1) формирование рабочей группы по разработке инвестиционного
паспорта муниципального образования с определением перечня
необходимой дополнительной информации, сроков разработки элементов
инвестиционного паспорта и ответственных за ее реализацию; 2)
подготовка, обсуждение и утверждение проекта инвестиционного
паспорта; 3) определение методов и способов распространения
инвестиционного паспорта; 4) назначение ответственных за сбор
информации от потенциальных инвесторов.
Правовая основа осуществления инвестиционной политики фор-
мируется, в частности, постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007
г. № 464 «Об утверждении Правил финансирования инвестиционных
программ организаций коммунального комплекса — производителей
товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения». Данным актом
определяются условия включения в инвестиционную программу,
утверждаемую представительным органом муниципального образования,
строительства
и
(или)
модернизации
объектов
коммунальной
инфраструктуры. Органы местного самоуправления вправе устанавливать