ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5216
Скачиваний: 7
Федерального Собрания РФ. В системе федеральных органов
исполнительной власти курирование местного самоуправления возложено
на Министерство регионального развития РФ, в составе которого есть
соответствующие структурные подразделения.
10.2.1. Государственные гарантии прав местного самоуправления
В соответствии с Федеральным законом 2003 г. (ст. 3) федеральные
органы государственной власти и органы государственной власти
субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на
осуществление местного самоуправления. Эти права могут быть
ограниченные Федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты конституционного строя, справедливости,
здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
Система государственных гарантий прав местного самоуправления
включает в себя общие и специальные гарантии. Под общими гарантиями
понимают законодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или
иных прав. В качестве примеров общих гарантий можно привести такие
законодательные положения, как недопустимость решения вопросов о
территориях и границах муниципальных образований без учета мнения
населения, недопустимость осуществления местного самоуправления
органами
государственной
власти,
социальные
гарантии
для
муниципальных служащих, право на создание ассоциаций и союзов
муниципальных образований, право муниципальных образований на
собственную символику и т.д.
Специальные (юридические) гарантии определяют возможность
юридической защиты общих гарантий, т.е. конкретные механизмы
судебной и иной защиты тех прав и полномочий местного самоуправления,
на которые распространяются общие гарантии.
Из этого следует, что (как сказано в ст. 11 Европейской Хартии
местного самоуправления) органы местного самоуправления должны
иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного
осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных
конституцией и законодательством страны принципов местного
самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного
самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о
признании недействительными актов органов государственной власти,
государственных должностных лиц, других органов и должностных лиц
местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, если
эти акты нарушают права граждан на местное самоуправление (рис.
Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
Государственные гарантии прав населения
на осуществление местного
самоуправления
Институциональные гарантии.
Местное
самоуправление
в
пределах
своих
полномочий
самостоятельно. Изменения общих принципов организации МСУ
возможно не иначе как путем внесения изменений и дополнений в
соответствующий федеральный закон. Права граждан на осуществление
МСУ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны и безопасности государства. Муниципальные
правовые акты, принятые законами МСУ, подлежат обязательному
исполнению на всей территории муниципального образования.
Должностными лицами органов МСУ гарантированы определенные
права.
Гарантии в сфере отношений собственности и финансовых отношений.
Муниципальная собственность признается и защищается государством
наравне с иными формами собственности. Органы МСУ самостоятельно
владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в
соответствии
с
Конституции
РФ,
федеральными
законами
и
принимаемыми нормативными актами органов МСУ. Муниципальные
образования имеют самостоятельные бюджеты. Минимально необходимые
расходы бюджетов муниципальных образований устанавливаются
законами субъектов РФ. На осуществление органами МСУ отдельных
государственных полномочий предоставляются субвенции из федерального
бюджета и бюджета субъекта РФ. Компенсируются дополнительные
расходы органов МСУ, возникшие в результате решений органов
государственной власти.
Рис. 10.2.
Государственные гарантии местного самоуправления
10.2.2. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления
Наряду с гарантией прав, Федеральный закон устанавливает
ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за
принимаемые ими противоправные решения, неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих обязанностей и функций. Закон
предусматривает три вида ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления:
Перед населением муниципального образования;
Перед государством;
Перед физическими и юридическими лицами (рис.
Гарантии правовой защиты.
Органы МСУ имеют право на судебную защиту для обеспечения
свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения
закрепленных в Конституции и других законодательных актах принципов
местного самоуправления. Органы МСУ вправе обращаться в суд, чтобы
он определил соответствие нормативного акта РФ (субъекта РФ) по
вопросам организации местного самоуправления и (или) установления
прав, обязанностей и ответственности органов МСУ Конституции РФ,
другим законам и договорам о разграничении предметов ведения и
Формы ответственности органов и
должностных лиц местного
самоуправления
Перед
населением
Перед
государством
Перед физическими
и юридическими
лицами
За
ненадлежащее
исполнение
своих функций
За нарушение
законодательств
а
За нарушение их
законных прав и
интересов
Рис. 10.3.
Формы ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
Ответственность перед населением наступает в результате действий
или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления,
приведших к утрате доверия к ним со стороны населения. Результатом
может быть досрочное прекращение полномочий выборных органов и
должностных лиц и другие меры, определяемые уставом муниципального
образования.
Ответственность перед государством наступает в случае нарушения
органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции
и законов РФ и субъектов РФ, устава муниципального образования, а
также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и
должностными лицами переданных им отдельных государственных
полномочий. При этом ответственность за осуществление органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий
наступает лишь в той мере, в какой они обесценены соответствующими
органами государственной власти материальными и финансовыми
средствами.
Законодательный
орган
субъекта
РФ
в
отношении
представительного органа муниципального образования, а глава высшего
исполнительного органа субъекта РФ в отношении избранного главы
муниципального образования имеют право на досрочное прекращение их
полномочий. Это возможно в том случае, если судом будет признано
несоответствие
законодательству
нормативных
актов,
принятых
указанными органами и должностными лицами местного самоуправления,
а совершенные противоправные акты не будут ими отменены в
установленные сроки после решения суда.
Федеральный закон 2003г. предусматривает также возможность
временного осуществления отдельных полномочий органов местного
самоуправления органами государственной власти субъектов РФ. Такая
ситуация может возникнуть, если вследствие решений, действий или
бездействия органов местного само управления муниципальное
образование оказывается неплатежеспособным или если при реализации
государственных полномочий органами местного самоуправления
допускается нецелевое расходов бюджетных средств, полученных за счет
субвенций. Нарушение действующего законодательства должно быть
установлено судом.
Ответственность
органов
и
должностных
лиц
местного
самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает
при нарушении ими чьих-либо законных прав и интересов, причинении
имущественного и морального ущерба, невыполнении условий
хозяйственных договоров и соглашений и т. д. Ответственность в этом
случае наступает в соответствии с гражданским законодательством.
10.2.3. Государственный контроль и надзор за деятельностью местного
самоуправления
Не вмешиваясь в решение вопросов местного значения, государство
в то же время может контролировать деятельность органов и должностных
лиц местного самоуправления. При этом в Российской Федерации
(согласию ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления) любой
административный контроль должен:
осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных
конституцией или законом;
предназначаться
лишь
для
обеспечения
законности
и
конституционных принципов;
осуществляться
так,
чтобы
степень
вмешательства
контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых
интересов.
Эти принципы не исключают контроля государства за выполнением
органами местного самоуправления делегированных им государственных
полномочий.