ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5215
Скачиваний: 7
Общий надзор за соблюдением законодательства органами и
должностным лицами местного самоуправления возложен на Прокуратуру
РФ. В случае выявления противоречащих закону правовых актов местного
самоуправления прокурор соответствующего уровня обязан принести
протест на эти акты принявшем их органу или должностному лицу.
Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок или на ближайшем
очередном
заседании
представительного
органа
муниципального
образования. В случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в
суд.
Соответствие законодательству устава муниципального образования
контролирует орган юстиции, на который возложена регистрация устава.
Уполномоченные органы государственной власти контролируют
осуществление
органами
и
должностными
лицами
местного
самоуправления переданы им отдельных государственных полномочий.
Контроль над деятельностью органов и должностных лиц местного
самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности
осуществляют уполномоченные федеральные службы финансового,
санитарно-эпидемиологического, земельного, экологического, водного,
рыбного, лесного и другого контроля и надзора.
В рамках своей компетенции федеральные службы вправе:
направлять
органам
и
должностных
лицам
местного
самоуправления рекомендации и методические материалы по решению
возложенных на них задач;
при выявлении нарушений или невыполнений возложенных на
органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им
соответствующие предписания;
издавать и направлять органам и должностным лицам местного
самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям
(бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности
и эффективности, в течение определенного срока отменить или изменить
указанные решения и действия (бездействие);
вносить представления в органы прокуратуры в случаях, если
органы и должностные лица местного самоуправления не выполнят в
установленные сроки направленных им рекомендаций.
Федеральные службы не имеют права вмешиваться в дела местного
сообщества за пределами своей компетенции. Они также не вправе
отдавать органам и должностным лицам местного самоуправления
распоряжения по решению вопросов местного значения.
Судебный контроль призван обеспечить законность, непредвзятость,
справедливость. Он является наиболее формализованным, строится
исключительно на правовых аргументах и осуществляется всеми видами
судов. Судебный контроль в отношении органов местного самоуправления
необходим, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок и
незаконных решений этих органов. Решения, принятые путем прямого
волеизъятия граждан, решения и действия (бездействия) органов и
должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в
суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.
Самые распространенные случаи судебного обжалования решений
органов местного самоуправления – введение не предусмотренных
законодательством местных сборов, ограничения на ввоз или вывоз
определенных товаров (например, алкогольной продукции), нарушения,
наблюдаемые при приватизации объектов муниципальной собственности,
при выделении земельных участков под застройку и т.п.
10.2.4. Взаимоотношения органов местного самоуправления с
территориальными структурами органов государственной власти
На муниципального образования действуют многочисленные
территориальные подразделения федеральных органов государственной
власти. Правовую основу их деятельности составляют отраслевые
федеральные законы и ведомственные нормативные акты. Эти органы не
вмешиваются в деятельность местного самоуправления, если это не входит
в их должностные обязанности,местного самоуправления не вмешиваются
в деятельность органов государственной власти. Для решения общих задач
между ними должно быть установлено взаимодействие. Муниципальное
образование содействует государственным органам в аренде служебных
помещений, выделении земельных участков, оказаниисоциальных услуг
для их работников (за счет средств последних). Решения органов местного
самоуправления по вопросам местного значения обязаны для
государственных органов и их работников как жителей муниципального
образования. К числу соответствующих государственных структур относят
следующие:
1.
Воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД,
ФСБ,
МЧС,
исправительно-трудовые
учреждения,
налоговые,
казначейские, таможенные и другие органы, действующие в соответствии
с поставленными перед ними за нами. Однако они обязаны согласовывать
с органами местного самоуправления проводимые ими акции, способные
повлиять на жизнедеятельность населения. Глава муниципального
образования в пределах своих полномочий может давать этим органам
отдельные поручения (например, провести проверку, представить
информацию и т.п.). Силовые органы информируют главу муниципального
образования – при соблюдении необходимой служебной тайны – о
состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих
мероприятиях. Муниципальное образование оказывает содействие в их
работе.
2.
Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии
(электро-, энергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф,
средства телекоммуникации и т.п.). Деятельность инфраструктурных
ведомств оказывает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных
сообществ. Они могут выполнять отдельные поручения главы
муниципального образования, данные в пределах его компетенции. Но в
целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать
существенное влияние на деятельность естественных монополий и их
ценовую политику.
3.
Федеральные
службы,
осуществляющие
государственный
контроль и надзор в отдельных сферах деятельности (но надзору в сфере
защиты нрав потребителей и благополучия человека, в сфере экологии и
природопользования, в сфере транспорта, по тарифам, по службе
финансово-бюджетного надзора и др.) задача – проверять соблюдение
законодательства и норм в соответствующих сферах всеми субъектами
деятельности на территории муниципального образования, в том числе и
самими органами местного самоуправления. Федеральные службы обязаны
информировать органы местного самоуправления о выявленных
нарушениях, выдавать нарушителям предписания об устранении
нарушений. Органы местного самоуправления содействуют устранению
нарушений и обязаны рассматривать адресованные им, а также
муниципальным предприятиям и учреждениям предписания, а также
принимать соответствующие меры.
4.
Территориальные подразделения Федеральной службы по труду и
занятости. Во взаимодействии с органами местного самоуправления они
проводят большую работу по созданию и регулированию рынка рабочих
мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в
трудоустройстве, выплате носа по безработице, снижая тем самым уровень
социальной напряженности на местах.
5.
Территориальные органы Государственного пенсионного фонда,
работающие в тесном взаимодействии с муниципальными органами
социальной ты населения.
6.
Территориальные органы Федеральной службы государственной
статистики. Органы местного самоуправления обязаны безвозмездно
предоставлять всю необходимую информацию в установленном порядке.
Со своей стороны, органы местного самоуправления заинтересованы в
получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической
информации и могут устанавливать с ними договорные отношения.
7.
По ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы
государства и местного самоуправления, существуют органы двойного
подчинения. Примером кого органа является милиция. На органы милиции
возложена как борьба с преступностью, которая является государственным
делом, так и охрана общественного порядка, относящаяся по
законодательству к вопросам местного значения. По российскому
законодательству милиция является государственным органом местное
управление (отдел) внутренних дел имеет двойное подчинение, таясь
подразделением местной администрации. Оно оперативно подчиняется
главе местной администрации, в то время как финансирует местное
управление внутренних дел, назначает и снимает его начальника
руководитель органа внутренних дел субъекта РФ. Федеральным законом
2003 г. предусматривается передача организации охраны общественного
порядка на территориях муниципальных районов и городских округов
органам муниципальной милиции, которая должна быть создана.
10.3. Межмуниципальное сотрудничество
Многие вопросы местной жизни муниципальные образования могут
более эффективно решать совместными усилиями. Сотрудничество между
муниципальными образованиями может осуществляться также для
совместной защиты общих интересов перед органами государственной
власти, для обмена опытом работы и других целей. Оно может
осуществляться в формах союзов, ассоциаций, хозяйственных обществ и
др.
В России союзы и ассоциации местных властей стали создаваться
сравнительно недавно с началом перестройки 1980-х гг. Первой в 1986 г.
была создана Ассоциация сибирских городов, преобразованная в
дальнейшем в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).