ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5220
Скачиваний: 7
Большую роль в развитии меж муниципального сотрудничества и защите
интересов местного самоуправления сыграл образованный в 1991 г. Союз
российских городов, объединивший в основном столицы субъектов РФ и
другие крупные города. По состоянию на 2004 г. в России создано и
действует несколько десятков различных союзов и ассоциаций
муниципальных образований.
Согласно действующему законодательству, союз (ассоциация)
органов местного самоуправления является юридическим лицом и
подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для
некоммерческих организаций. Учредителями союзов и ассоциаций
являются органы местного самоуправления. Учредительными договорами
устанавливаются вид деятельности союза (ассоциации), права на долевое
участие и использование результатами деятельности, организационные
формы управления, порядок и процедура принятия решений по всем
вопросам работы. Союзы и ассоциации создаются без ограничения срока
деятельности, если иное не установлено учредительными документами.
Союзы и ассоциации муниципальных образований принимают
участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих
интересы местного самоуправления, в реализации государственных
программ
поддержки
местного
самоуправления,
участвуют
в
парламентских слушаниях и международных форумах по проблемам
местного самоуправления, осуществляют взаимодействие с зарубежными
союзами и ассоциациями.
Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ вносит ряд существенных
изменений в деятельность союзов и ассоциаций муниципальных
образований России.
Установлено, что в каждом субъекте РФ должен быть образован
единый совет муниципальных образований. Организация и деятельность
таких советов осуществляется в соответствии с законодательством о
некоммерческих организациях применительно к ассоциациям. Совет
должен иметь свой устав, органы управления, определяет размер и порядок
уплаты членских взносов на осуществление своей деятельности. Совет не
вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований или
ограничивать ее. Существование такого совета не препятствует созданию и
деятельности в субъекте РФ или на части его территории иных союзов и
ассоциаций муниципальных образований.
Региональные
советы
муниципальных
образований
могут
рассматривать следующий круг вопросов:
предварительное рассмотрение и согласование проектов законов
и иных правовых актов субъекта РФ, регулирующих деятельность
местного самоуправления;
выработка согласованных подходов к вопросам, связанным с
установлением системы муниципальных образований па территории
субъекта РФ, порядка их создания, объединения и упразднения, изменения
их границ, границ и правового режима пригородных зон;
выработка согласованных решений по вопросам передачи в
муниципальную собственность различных объектов государственной
собственности, включая землю и другие природные ресурсы
выработка согласованных решений по вопросам региональной
налоговой политики, системы межбюджетных и иных финансовых
взаимоотношений
между
субъектом
РФ
и
муниципальными
образованиями;
участие в разработке и реализации региональных программ
государственной поддержки местного самоуправления;
согласование
порядка
наделения
органов
местного
самоуправления
отдельными
государственными
полномочиями,
финансирования и контроля их исполнения;
согласование порядка и формы участия муниципальных
образований в выполнении федеральных, региональных и других
программ с компенсацией расходов.
Федеральным законом 2003 г. установлено, что указанные
региональные советы могут образовать единое общероссийское
объединение муниципальных образований, в которое могут также входить
иные объединения муниципальных образований. Создание такого
объединения было провозглашено в июне 2006 г.
Для совместного решения хозяйственных вопросов местного
значения Федеральным законом 2003 г. 1З1-ФЗ впервые установлена
возможность создания межмуниципальных хозяйственных обществ в
форме закрытых акционерных обществ (ЗАО) и обществ с ограниченной
ответственностью (ООО).
Для совместного решения социальных задач Федеральным законом
2003 г. разрешено создавать межмуниципальные некоммерческие
организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
Данные
нововведения
открывают
новые
возможности
для
межмуниципального хозяйственного сотрудничества в интересах местных
сообществ.
10.4. Взаимодействия с региональной администрацией
Вертикальные связи обусловлены тем, что муниципальное
образование есть часть более крупной и сложной системы, в которой
субъектом управления является региональная администрация (РА). Эти два
уровня власти обладают разными интересами, частично пересекающимися
и противоречащими друг другу. С одной стороны, на муниципальный
менеджмент возлагаются сложные задачи долгосрочного характера, такие
как реализация региональной политики в МО, сохранение и развитие
ключевых производств МО, повышение инвестиционного рейтинга,
расширение номенклатурного ряда МО, увеличение экспорта, снижение
уровня безработицы в МО, увеличение налоговых поступлений с
территории в региональный и федеральный бюджеты, экономия средств
регионального бюджета, поступающих на территорию МО, отсутствие
социальных потрясений, кризисов и др. С другой стороны, приходится
много усилий приложить на выполнение требований регламента –
оформление, сроки подачи, согласования, рассмотрения, исполнения
нормативных
и
распорядительных
документов
региональной
администрации, подготовки ответов на письменные обращения,
телефонограммы, факсограммы, направление в установленные сроки
планов
и
отчетов,
статистической
информации,
присутствие
ответственных лиц на совещаниях, коллегиях и пр.
Со своей стороны, местная администрация заинтересована в
формировании муниципальной собственности, ликвидации, реорганизации
убыточных государственных предприятий, получении поддержки при
реализации муниципальных проектов в форме региональных бюджетных
гарантий, помощи при взаимодействии с внешними иностранными
кредитными и правительственными организациями для привлечения
ресурсов в МО, содействии в открытии международных кредитных линий,
получении льгот, налоговых освобождений и пр. Для успешного решения
местных задач необходимо тесное сотрудничество с РА, прежде всего для
привлечения внешних информационных и финансовых ресурсов. Большое
значение для решения финансовых и других вопросов имеет сохранение и
повышение «веса», репутации местной администрации.
Теоретически ясно, что социально-экономические цели региона и
МО взаимозависимы и, удовлетворяя требования региональной
администрации, удается одновременно достичь более высокой
управляемости и развития муниципальной территории. На практике
необходимо найти точки сопряжения и удовлетворить взаимные интересы.
Для этого мы предлагаем вам воспользоваться системой специального
финансово-экономического
инструментария
в
сочетании
с
информационными технологиями, рассмотреть законодательные рамки
межбюджетных отношений, в т.ч. распределения трансфертов.
10.5. Управление финансовыми ресурсами бюджетной сферы
через Казначейство
Важным блоком взаимных требований двух уровней власти является
исполнение
регионального
и
местного
бюджетов,
соблюдение
двухсторонней
финансовой
дисциплины
в
части
возвратности
выданных/полученных
бюджетных
кредитов,
ссуд
и
целевого
использования выделенных ресурсов.
Перед
муниципальным
менеджером
возникают
проблемы
управления финансированием всей бюджетной сферы МО, например,
обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств,
соблюдение
лимитов
бюджетных
обязательств,
обоснованное
планирование смет, получение оперативной информации о состоянии
бюджетных счетов в разрезе учреждений, отраслей, статей расходов и пр.
Все эти проблемы снимаются с помощью реализации принципа «единства
кассы» и казначейских механизмов исполнения бюджетов.
Централизованное управление финансовыми ресурсами через
казначейство решает ряд других задач муниципального менеджмента:
повышение качества долгосрочного и краткосрочного финансового
планирования объединенного бюджета МО; оптимизация бюджетных
потоков; гибкое маневрирование ресурсами; оперативность в принятии
решений; управление долгом бюджетных организаций МО; комплексное
применение единых информационных технологий; сокращение аппарата
управления и др.
Для сокращения значительных капитальных вложений в создание и
обучение
персонала
муниципального
казначейства,
местной
администрации, бюджетных организаций новым принципам работы
предлагается
использовать
уже
действующую
организационно-
методическую и материальную базу Федерального Казначейства (ФК). Мы
рассмотрим проектирование и построение, состав отделов, задачи,