Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5219

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

механизмы  работы  ФК,  а  также  функции  различных  распорядителей  и 

получателей бюджетных средств. 

 

10.6. Банковская деятельность и финансовые ресурсы МО 

Для  решения  проблем  муниципального  менеджмента  необходима 

прозрачная,  управляемая  система  прохождения  финансовых  потоков. 

Несмотря на широкие возможности, которыми обладает Казначейство, оно 

не  осуществляет  кассовые  операции  и  имеет  дело  только  с  безналичным 

перечислением  платежей.  Казначейство  является  необходимым,  но 

дополнительным  звеном  финансирования  бюджетной  сферы,  что 

неминуемо удлиняет и усложняет процедуры прохождения платежей. Этот 

механизм исполнения бюджета не может обеспечить решение актуальных 

проблем в области управления муниципальными финансами. В частности, 

возникают вопросы: 

Как повысить скорость осуществления расчетно-кассовых операций, 

получать  информацию  о  проведенных  платежах  и  остатках  в  режиме 

реального времени, снизить риски расчетов? 

Как  обеспечить  «прозрачность»  платежной  системы  для  целей 

управления, 

контролировать, 

анализировать 

и 

оптимизировать 

поступление налогов и движение бюджетных средств, сократить издержки 

на  осуществление  выплат  социальных  пособий,  субсидий,  дотаций, 

пенсий,  улучшить  собираемость  различного  рода  платежей  –  налоговых 

сборов, оплату транспортных и жилищно-коммунальных услуг? 

Банки 

являются 

базисом 

при 

построении 

финансово-

информационной  системы  МО,  потому  что  в  них  сосредоточены 

необходимые  технологические,  кадровые  и  инвестиционные  ресурсы. 

«Транспортом» такой системы могут служить чиповые пластиковые карты, 

которые  выполнят  множество  функций  по  хранению  информации, 

связанной  не  только  с  перечислением  платежей,  но  и  с  выделением 


background image

адресной  социальной  помощи,  медицинскими  и  другими  данными 

индивидуального характера. 

Информационное  обеспечение  о  состоянии  расчетов  дает 

возможность эффективного управления остатком на бюджетных счетах, в 

т.ч.  для  получения  дополнительных  средств  на  выполнение  социальных 

программ.  Инструментами  здесь  являются  депозитные  операции  (т.е. 

банковские вклады) различного вида и доходности. 

Четкое  представление  о  состоянии  и  управлении  бюджетными 

средствами,  не  снимает  проблемы  привлечения  внешних  ресурсов.  Как 

покрыть  кассовые  разрывы  расходов  местной  администрации,  жилищно-

коммунальных  предприятий,  бюджетных  учреждений  социальной  сферы, 

как  «расшить»  неплатежи,  как  обеспечить  финансовыми  ресурсами 

значимые  для  МО  проекты  малых  предприятий,  привлечь  внебюджетные 

средства  в  перспективные  проекты  развития  МО?  Для  этого  необходимо 

различного  рода  кредитование,  где  местная  администрация  является 

заемщиком,  гарантом  или  долевым  участником.  Мы  рассмотрим,  какие 

виды  кредитных  услуг  предоставляют  банки,  что  может  являться 

обеспечением  кредита,  кто  получает  кредиты  без  обеспечения,  как 

осуществляется  кредитование,  каковы  условия  кредитного  договора  и 

структура кредитной документации. 

Важная  проблема  привлечения  внешних  ресурсов  -  это 

осуществление  жилищного  строительства,  прямо  влияющего  на  качество 

жизни  населения  МО.  Как  активизировать  платежеспособный  спрос  и 

вовлечь  сбережения  граждан  в  процесс  приобретения  жилья;  оживить 

инвестиционный  процесс?  Для  этого  необходимо  развитие  ипотечного 

кредитования.  Распространение  ипотеки  имеет  ряд  положительных 

эффектов,  в  частности  ускорение  роста  связанных  со  строительством 

отраслей,  увеличение  налоговых  поступлений  в  бюджет,  повышение 

занятости  населения  и  стабильности  в  МО,  развитие  страхования.  Для 

воплощения  преимуществ  ипотечных  схем  жилищного  финансирования 


background image

необходимо  выполнить  условия  их  осуществления,  рассчитать  основные 

характеристики, выбрать и построить модель реализации ипотеки. 

Кредитные схемы могут сопровождаться значительным риском, а их 

условия  (процентная  ставка,  сроки)  –  быть  неприемлемыми  для 

муниципальных проектов. Для распределения кредитного риска, снижения 

процентной  ставки  по  получаемым  банковским  кредитам  предлагается 

использовать различные виды гарантийных операций. 

Привлечение  средств  может  происходить  также  через  выпуск  в 

обращение (эмиссию) собственных ценных бумаг. Управление портфелем 

ценных  бумаг  в  муниципальном  менеджменте,  наряду  с  эффективным 

размещением  временно  свободных  денежных  ресурсов,  преследует  цели 

расширения  сферы  экономического  влияния,  получения  дополнительных 

прав  контроля  над  деятельностью  предприятий,  доступа  к  дефицитным 

ресурсам.  Эти  задачи  требуют  знаний,  технологий  и  специалистов, 

которыми располагают специальные отделы коммерческих банков. 

Для  эффективного  задействования  перечисленных  банковских 

инструментов в муниципальном управлении необходимо четко определить 

и увязать взаимные требования, понять интересы банка и его специфику в 

различных  ракурсах  (как  торгового  и  посреднического  предприятия, 

кредитного  учреждения  и  коммерческой  организации).  Нужно  уметь 

говорить с банкиром на одном языке, т.е. владеть словарем специфических 

банковских  терминов  и  пользоваться  понятными  ему  экономическими 

аргументами  (такими,  как  расчет  денежного  потока,  статических  и 

динамических  характеристик  проекта).  После  выполнения  этих  условий 

появляются возможность сотрудничества и альтернатива выбора партнера. 

Для  того  чтобы  инструмент  финансового  управления  был  отлаженным  и 

надежным,  необходимо  оценить  и  выбрать  наиболее  надежный  банк  для 

решения  поставленных  задач.  Для  этого  Вашему  вниманию  будет 

представлен набор комплексных показателей и методик, используемых для 

объективного и обоснованного анализа деятельности банка.

 


background image

10.7. Развитие предпринимательства в системе муниципального 

управления. 

Развитие банковской сферы и экономики МО в целом тесно связано с 

возможностями  малого  бизнеса.  Для  банка  малое  предприятие  может 

являться надежным/ненадежным заемщиком или потребителем банковских 

услуг,  источником  его  прибыли.  В  системе  муниципального  управления 

функционируют  унитарные  предприятия  (рис.  10.4)  Методы  управления 

унитарным предриятием рассмотрены на рис 10.5. 

 

Муниципальные предприятия и учреждения.

 Органы местного самоуправления могут создавать муни-ципальные 

предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в 

том числе межмуниципальных, необ-ходимых для осуществления полномочий

по решению вопросов местного назначения

Коммерческие:

   - унитарное предприятие (на праве хо-
     зяйственного ведения или на праве
     оперативного управления)
   - общество с ограниченной ответствен-
     ностью с участием муниципальной ад-
     министрации
   - акционерное общество с участием му-
     ниципальной администрации

Некоммерческие:

   - учреждение (управленческое, социаль-
     но-культурное, иных некоммерческих
     функций)
   - некоммерческая организация смешан-
     ной формы собственности
   - фонд (социальный, образовательный,
     культурный, иных некоммерческих
     функций)
   - ассоциация (союз) – объединение юри-
     дических лиц 

 

Рис. 10.4. 

 Муниципальные предприятия 

 

Для муниципального управления малый бизнес участвует в решении 

социальных  проблем:  создает  рабочие  места,  обеспечивает  социальную 
защиту  работающих;  в  силу  гибкости  к  изменению  внешней  среды 
смягчает  последствия  кризисов;  выполняет  социальный  муниципальный 
заказ;  являясь  основным  плательщиком  местных  налогов,  сборов  и 
штрафов,  пополняет  местный  бюджет.  Поэтому  местная  администрация 
заинтересована в росте продуктового ряда, объемов выпуска, расширении 
территориального  охвата,  укреплении  финансового  положения  уже 
существующих предприятий, в появлении или привлечении новых.

 


background image

Унитарные предприятия 

 

Имущественные отношения

 

Неимущественные отношения

 

Экономические методы

 

Административные методы

 

Экономические методы

 

Административные методы

 

Акционерные общества с участием муниципальной 

администрации

 

Имущественные отношения

 

Неимущественные отношения

 

Экономические методы

 

Экономические методы

 

Административные методы

 

Административные методы

 

Рис. 10.5. 

Методы управления муниципальными предприятиями 

 Становление  и  развитие  предпринимательства  сопряжено  с  рядом 

трудностей,  в  частности  ограничено  ресурсами,  зависимостью  от 

рыночных  условий  и  целей  крупных  предприятий,  слабыми  кредитными 

возможностями, недостатком маркетинговой информации.  

Существует  также  множество  внутренних  проблем,  связанных  с 

эффективностью  менеджмента.  Для  создания  малого  предприятия 

необходимо 

наличие 

оригинальной 

идеи, 

перспектив 

сбыта, 

профессиональной 

команды, 

возможности 

получения 

начальных 

инвестиций,  помещения, 

технологий,  оборудования, 

доступа  к 

информации и пр. 

На территории МО может функционировать множество организаций 

поддержки  малого  бизнеса,  задача  которых  состоит  в  решении 

выделенных  выше  проблем.  Но  эти  структуры  часто  оказываются  мало 

известны  среди  предпринимателей,  они  не  координируют  свои  действия 

друг  с  другом,  не  реализуют  системного  подхода  и  в  итоге  оказываются 

неэффективными.  Как  повысить  результативность  программ  поддержки 


Смотрите также файлы