ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5221
Скачиваний: 7
малого бизнеса? Такие комплексные программы должны учитывать
реальные
проблемы
бизнеса
и
муниципального
менеджмента,
основываться на результатах маркетинговых исследований, быть
встроенными в систему управления территорией в качестве ее
неотъемлемой части. Например, разрабатывая стратегию развития МО, Вы
уже на этом этапе привлекаете представителей малых предприятий-
инвесторов и исполнителей, будущих потребителей ресурсов. Создавая
информационную инфраструктуру, Вы используете ее для исследования
местных предприятий, продвижения товаров, работ, услуг местных фирм,
снижения информационного барьера, формирования гибкой деловой среды
и т.д. Трудности выполнения функций экономического развития МО
связаны с традиционным недоверием бизнеса к власти, загруженностью
администрации
текущими
вопросами,
отсутствием
необходимых
квалифицированных специалистов. Для снятия этих проблем предлагается
создать самостоятельную структуру, разрабатывающую комплексные
планы и конкретные проекты социально-экономического развития МО.
Мы рассмотрим функции, оргструктуру, состав учредителей, правовую
форму такой организации.
10.8. Управление отраслевыми комплексами на территории МО
На практике организационная структура местной администрации,
программы и планы строятся таким образом, что в процессе
муниципального менеджмента Вы ежедневно сталкиваетесь не столько с
управлением МО в целом, развитием малого бизнеса вообще и т.д.,
сколько с проблемами отдельных комплексов городского хозяйства, сфер
бизнеса (например, бытовых услуг и пр.). Проблемы и финансово-
экономический
инструментарий
их
решения
должны
быть
структурированы на основе отраслевого деления МО. В этой связи, как на
основе общей системы управления выделить и построить подсистемы
социальной защиты, образования и воспитания детей, здравоохранения,
правопорядка, жизнеобеспечения? Как максимально сбалансировать эти
центры
убытков
местного
бюджета?
Для
этого
необходимо
структурировать финансовые потоки в каждой из сфер городской
инфраструктуры, выделить факторы, определяющие объем потоков,
максимально увеличить или создать новые центры дохода.
Давайте рассмотрим каждую из перечисленных сфер.
10.8.1. Здравоохранение
Управление системой медицинского обслуживания населения в МО
является важнейшим направлением социальной политики местной
администрации, определяющей комфортность проживания населения на
территории. Для формирования комплексной программы развития,
оптимизации ресурсного обеспечения необходимо понять структуру
объекта и рычаги воздействия на него со стороны местной администрации,
исследовать состояние (с помощью медицинского мониторинга) и
спрогнозировать развитие системы здравоохранения.
Основным источником финансирования здравоохранения остается
обязательное медицинское страхование (ОМС). Реальные поступления по
программе ОМС определяются установленными нормативами, зависят от
численности населения и поступлений от страхователей, а также
фактического количества обратившихся. В части ОМС местная
администрация выполняет, прежде всего, функции контроля соблюдения
законодательно установленных правил накопления и использования
средств.
Механизмом привлечения дополнительных ресурсов является
добровольное медицинское страхование (ДМС). Для его задействования
необходимо определить наиболее эффективные формы ДМС, выделить
факторы мотивации участия в программах ДМС физических лиц и
корпоративных клиентов, повысить инвестиционную привлекательность и
конкурентоспособность местных медицинских учреждений и их услуг.
С другой стороны, ДМС может быть лишь инструментом
оптимизации налогообложения организаций и сократит платежи в
бюджеты различных уровней. В связи с этим муниципальному менеджеру
важно различать признаки псевдострахования для предотвращения его
негативных последствий.
Как снизить загрузку системы здравоохранения? Во многих случаях
этому способствуют оперативные действия правоохранительных органов,
например, по предупреждению «импорта» эпидемий, распространению
наркологических зависимостей и пр. Рассмотрим аспекты взаимодействия
с этими службами.
10.8.2. Правоохранительные органы
Количество и динамика преступлений, их раскрываемость, тяжесть и
другие характеристики криминальной обстановки являются важными
составляющими предпринимательского и социального климата на
территории, факторами привлечения инвестиций в МО. Кроме
стратегической заинтересованности муниципалитета в повышении
эффективности работы и укреплении базы УВД, ОГПС, судов и др., этому
способствуют
оперативные
задачи,
решаемые
в
постоянном
взаимодействии с этими службами. Между тем, представить в деталях
состав и подчиненность органов охраны правопорядка само по себе
является достаточно сложной проблемой. Но это необходимо, потому что
каждый элемент системы имеет свои функции, цели и источники
финансирования.
Возникает
задача
четкого
разграничения
ответственности между бюджетными уровнями в отношении каждой
службы.
Следующая проблема связана с обработкой, хранением и
получением необходимой в управлении МО информации от
правоохранительных органов. Например, основой всех муниципальных
информационных систем должны являться данные паспортного стола,
связанного вертикальным и горизонтальным обменом (репликацией) с
ЗАГСом, базой финансово-лицевых счетов и другими БД. В обратном
случае при создании параллельных БД дублирование работ породит не
только дополнительные затраты, но и множество ошибок, несовпадений в
данных и другие проблемы.
Ключевым качеством работы рассматриваемых служб является
оперативность. Повысить данный параметр Вы можете с помощью
обеспечения
дистанционного
доступа
к
различным
базам,
автоматизированной связи с центром и из центра, например, при проверке
транспортных средств, персональных данных граждан, при подготовке
отчетных форм на месте происшествия с их автоматической отправкой в
центр
при
определении
местонахождения
объекта,
передаче
видеоизображений (в т.ч. фотографий, отпечатков пальцев).
Внедрение информационных технологий (ИТ) требует значительных
капитальных вложений и текущих расходов на поддержание работы
системы.
Инструментом
балансировки
текущего
бюджета
правоохранительных органов является предоставление платных услуг
отделом вневедомственной охраны. Как обеспечить наиболее эффективное
формирование и реализацию таких услуг на рынке при достаточно
жесткой конкуренции со стороны частных охранных фирм? Решение этой
задачи заключается в применении комплексного блока маркетинговых
инструментов.
Другой мерой по обеспечению внедрения ИТ является
использование комплексного, системного подхода с наложением
различных функций и задач на одну техническую платформу. Это
позволяет решить проблемы ряда муниципальных отраслей, распределить
и снизить затраты между ними. Например, в социальной сфере создание
единого информационного поля решит проблему проверки дохода при
определении права на социальную помощь, сократит время ее оформления,
обеспечит альтернативность формы ее получения с максимальной
персонификацией услуг (технология "ведение случая"). Рассмотрим
решение других проблем социальной защиты.
10.8.3. Учреждения социальной защиты
Социальная защита населения весьма трудная экономическая и
политическая задача для любого уровня власти, и особенно для
муниципальных органов, вследствие их наибольшей приближенности к
территории, семье, конкретному нуждающемуся.
Трудности выполняемой задачи связаны уже с определением цели и
критериев социальной защиты. Кто имеет право получать муниципальную
поддержку? Правомерно ли использовать категориальный принцип,
оказывая помощь всем инвалидам, матерям-одиночкам, безработным и
другим социально уязвимым группам (всего в РФ насчитывается 256 таких
категорий)? Анализ эффективности социальной помощи показывает, что
только 19% общей суммы социальных льгот и выплат приходится на долю
беднейших слоев населения.
С другой стороны, является ли достаточным критерий низкого
дохода? Должны ли учитываться социальный статус и заслуги
потенциального получателя помощи перед обществом? Что такое
«бедность», каков ее порог? Как избежать "ловушки бедности", когда
незначительные различия в доходе могут вызывать получение пособия или
отказ в нем? Какие доходы рассматривать при определении права на
социальную поддержку, например, следует ли учитывать единовременные
пособия, ссуды, кредиты, страховые выплаты, доходы от подсобного
хозяйства? Как определить экономию от эффекта совместного
фактического проживания нескольких членов семьи? Как обеспечить
достоверность информации, подтверждающей размеры доходов с
минимальными затратами на проверку? Как выделить семьи, в которых
высока вероятность получения доходов от вторичной занятости или
случайных заработков и которым, следовательно, следует уделить особое