Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5224

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

внимание  при  проверке  информации?  Как  ликвидировать  социальное 

иждивенчество, пассивный характер социальной защиты и ее оторванность 

от  процессов  экономического  развития?  Как  согласовать  действия 

различных  социальных  служб,  исключить  дублирование  предоставления 

справок? 

Отдельный  блок  проблем  касается  привлечения  внебюджетных 

средств в социальную сферу. 

Могут  вызывать  путаницу  названия  механизмов  социальной 

помощи.  Например,  в  чем  отличие  и  как  соотносятся  термины  – 

социальное  страхование,  социальная  защита,  поддержка,  обеспечение, 

обслуживание?  Чем  характеризуется  адресная  социальная  помощь  - 

отсутствием посредников или индивидуальным подходом? 

Для ответа на эти вопросы необходима четкость понятий, выработка 

определенных  принципов  и  комплексной  программы  социальной  работы 

на  их  основе.  Целесообразно  применять  технологию  «ведение  случая», 

организационно  выделив  для  этого  специальный  центр,  использовать 

статистические 

таблицы, 

реализовывать 

конкурсное 

размещение 

муниципального заказа и ряд других мер. 

Какие  внешние  факторы  повлияют  на  развитие  муниципальной 

системы социальной защиты? Один из важнейших - качественный уровень 

подготовки  кадров.  Последнее  определяет,  смогут  ли  воспитанники 

детских  садов,  школ  и  вузов  достойно  обеспечить  в  будущем  не  только 

свое  собственное  существование,  но  и  детство  своих  детей,  старость 

родителей?  Давайте  рассмотрим  некоторые  проблемы  функционирования 

образовательных учреждений и подходы к их решению. 

 

10.8.4. Образовательные учреждения 

Одним  из  центров  затрат  местного  бюджета  являются  расходы  на 

сферу  образования  в  форме  нормативного  финансирования  или  разовой 

материально-технической  помощи  образовательным  учреждениям  (ОУ). 


background image

Ввиду повышенной социальной значимости такие статьи могут относиться 

к разряду защищенных. 

Местная  администрация  заинтересована  в  сбалансированном 

бюджете  каждого  учрежденного  ею  ОУ  еще  и  потому,  что  несет 

субсидиарную ответственность по обязательствам ОУ. 

В процессе управления бюджетом ОУ придется учитывать, что лишь 

часть  ОУ  могут  выступать  прямыми  бюджетополучателями  вследствие 

отсутствия 

статуса 

юридического 

лица. 

Поэтому 

необходимы 

прозрачность  и  контроль  финансирования  для  обеспечения  целевого 

расходования  средств,  выделенных  на  конкретное  учреждение.  С  другой 

стороны, руководители ОУ, как правило, не могут являться эффективными 

хозяйственниками,  т.к.  в  основном  это  педагоги,  сосредоточенные  на 

задачах учебного процесса. Им требуется помощь специалистов извне, со 

стороны,  заинтересованной  в  развитии  ОУ  и  пользующейся  авторитетом. 

Такой стороной должна стать местная администрация. 

Какие факторы определяют расходы на систему образования в целом 

и  как  происходит  управление  финансами  отдельного  ОУ?  Как 

распределить 

ограниченные 

бюджетные 

средства 

между 

образовательными  учреждениями?  Как  проанализировать  качество 

образовательного  процесса,  обработать  статистические  данные  и 

подготовить  комплексную  рейтинговую  оценку  ОУ,  сгруппировать  ОУ  и 

сравнить  эффективность  различных  групп  (например,  средние  школы  и 

инновационные ОУ)? Какие центры затрат и прибыли существуют в этой 

сфере,  как  сбалансировать  бюджет  на  образовательную  систему?  Для 

ответа  на  эти  вопросы  важно  понять,  как  формируется  и  из  каких  статей 

состоит  бюджет  системы  образования  на  микро-  и  макроуровнях.  В 

последнем  случае  задача  местной  администрации  -  поддержание 

постоянной информированности (об изменениях порядка финансирования, 

распределении  средств  и  пр.),  в  первом  -  непосредственное  управление 

микробюджетами ОУ в процессе их балансировки. 


background image

Для  привлечения  дополнительных  финансовых  ресурсов  в  ОУ 

необходимо  учитывать  и  использовать  особенности  экономики  системы 

образования. 

В  этой  сфере  существует  множество  нюансов.  Какие  права  имеют 

образовательные  учреждения  в  отношении  своего  имущества?  Как  будет 

распределяться  доход,  получаемый  от  повышения  эффективности  его 

использования?  Чем  определяются  инвестиционная  привлекательность 

этой  сферы  и  ее  конкурентные  преимущества  по  сравнению  с  другими? 

Существуют 

ли 

льготы 

по 

налогообложению 

образовательной 

деятельности? Создав стабильные потоки внебюджетного финансирования 

и  укрепив  материально-техническую  базу  ОУ,  следует  ли  ожидать 

балансирования  этого  центра  убытков  местного  бюджета?  Безусловно, 

снижаются муниципальные расходы на оказание разовой помощи ОУ. Но 

сократит 

ли 

привлечение 

дополнительных 

средств 

размеры 

финансирования ОУ из муниципального и/или государственного бюджета?  

Другим  способом  балансировки  бюджета  является  сокращение 

существующих  затрат.  Необходимо  проанализировать  имеющиеся  здесь 

возможности. Для дошкольных ОУ это может быть замена категориальной 

скрытой  льготы  (в  форме  автоматического  сокращения  родительской 

платы)  на  адресную  помощь  по  заявительному  принципу.  Среди  других 

мер  –  конкурсное  размещение  социального  заказа  на  организацию 

питания,  закупку  канцелярских  принадлежностей,  мебели,  компьютерной 

техники 

и 

пр. 

Централизованные 

тендеры 

позволят 

достичь 

максимального экономического эффекта. 

Деятельность  образовательных  учреждений  направлена  в  будущее, 

они  формируют  новое  поколение.  Поэтому  необходимо  использовать  эти 

каналы  для  информирования  о  функциях  и  задачах  местной 

администрации  в  форме  лекций,  игровых  занятий  (например, 

эмитирующих  деятельность  местной  думы),  проведения  маркетинговых 

исследований по разрабатываемым муниципальным проектам и пр. 


background image

Определяющим 

фактором 

сохранения 

и 

увеличения 

интеллектуального  капитала  МО,  а  также  важным  параметром 

конкурентных  преимуществ  и  инвестиционной  привлекательности  МО 

является  качество  профессиональной  подготовки  кадров.  Орган 

управления  территорией  является  одной  из  наиболее  заинтересованных 

сторон  в  укреплении  конкурентоспособности  местных  вузов,  в  высоком 

качестве высшего образования, в стабильности и развитии их материально-

технической  базы.  Необходимость  поддержки  вузов  со  стороны  местной 

администрации  связана  с  кризисным  состоянием  этих  учреждений, 

бюджетным недофинансированием, а также с особенностями деятельности 

вузов (отсроченный характер проявления результатов, наличие временного 

разрыва  между  спросом  на  новые  специальности  и  его  удовлетворением; 

длительный  период  окупаемости  инвестиций;  высокая  цена  потребления 

образовательных услуг и пр.). 

Сотрудничество местной администрации с вузами не ограничивается 

односторонней  материально-финансовой  поддержкой.  Здесь  множество 

различных  аспектов.  Как  привлечь  научный  потенциал  к  решению 

муниципальных  проблем?  Как  обеспечить  надежный  кадровый  резерв 

муниципальной  службы?  Как  найти  дополнительные  источники 

финансирования, повысить статус вуза и качество предоставляемых услуг? 

Чем  определяется  и  как  может  дифференцироваться  стоимость  платного 

обучения?  Что  определяет  конкурентоспособность  и  конкурентный 

потенциал  вуза?  Какие  факторы  влияют  на  формирование  стратегии 

развития  вуза?  Как  обеспечить  гибкость  управления  вузом,  несмотря  на 

отложенный 

характер 

проявления 

результата, 

длительность 

образовательных процессов, их построения и изменения? 

Как выстроить систему управления вузом, упреждающую изменения 

внешней среды? 

Для  ответа  на  эти  вопросы  необходимо  придерживаться 

маркетингового  подхода.  Полезным  инструментом  здесь  является  схема 


background image

Э.Торрес 

(Гарвард), 

помогающая 

определить 

необходимые 

исследовательские,  аналитические  и  управленческие  блоки  работ, 

направленные на решения указанных проблем 

 

10.8.5. Городской пассажирский транспорт (ГПТ) 

Обеспечение  пассажирских  перевозок  на  городских  маршрутах  или 

"транспортная"  проблема  остро  стоит  во  многих  МО  России.  Главной 

причиной  убыточности  ГПТ  является  низкий  уровень  собираемости 

выручки от реализации билетной продукции, который обусловлен: 

 

низкой частотой проверок наличия проездных документов; 

 

поверхностностью контроля бесплатного проезда; 

 

переполненностью салона транспортного средства в часы пик; 

 

множественностью 

льготников 

и 

удостоверений, 

обеспечивающих бесплатный проезд, что затрудняет работу контролеров. 

В  связи  с  этим  необходимо  упростить  процедуру  проверки 

обоснованности  бесплатного  проезда,  исключить  вход  безбилетных 

граждан,  оптимизировать  маршруты  и  проработать  другие  элементы 

маркетингового комплекса для услуг ГПТ. В решении указанных проблем 

большую 

помощь 

могут 

оказать 

маркетинговые 

подходы 

и 

информационные  технологии,  например  применение  автоматизированной 

системы оплаты и контроля проезда пассажиров, диспетчеризация и т.д. 

10.9. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства 

Экономику  городского  хозяйства  зачастую  отождествляют  с  ЖКХ, 

тем  самым  подчеркивая  первостепенность  для  местных  властей  задач 

бесперебойного  обеспечения  населения  теплом,  водой,  электричеством. 

Несмотря на возлагаемую ответственность, решение многих проблем ЖКХ 

находится  за  рамками  компетенции  местной  администрации  в  силу  того, 

что  на  состоянии  муниципальной  системы  ЖКХ  отражаются  общие 

макроэкономические проблемы отрасли. 


Смотрите также файлы