Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5225

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Во-первых, это планово-затратное положение коммунальной сферы. 

Несмотря  на  то  что  доля  платежей  населения  в  расходах  на  ЖКХ 

постоянно  растет,  на  содержание  отрасли  продолжают  использоваться 

значительные  бюджетные  средства  (например,  в  1999  г.  эти  расходы 

составили  8%  от  ВВП).  Причем  в  большинстве  регионов  России  отрасль 

недофинансируется, покрывается лишь часть от федерального норматива. 

Второе, 

управление 

финансовыми 

потоками 

происходит 

рассогласованно.  Если  доходные  полномочия  практически  целиком 

принадлежат  ведению  субъектов  Федерации  (в  форме  региональных 

энергетических  комиссий  и  пр.),  то  основная  тяжесть  расходов  на  ЖКХ 

ложится  на  местные  бюджеты.  Несмотря  на  то  что  органам  местного 

самоуправления  предоставлено  право  самостоятельно  фиксировать 

максимально  допустимую  долю  собственных  расходов  граждан  в 

совокупном  доходе  семьи  на  их  оплату,  это,  как  мы  увидим,  не  решает 

проблему. 

Несбалансированность 

межбюджетных 

отношений 

и 

нескоординированность  финансовых  потоков  ведут  к  тому,  что 

инвестиционные  средства  не  доходят  до  уровня  предприятий  ЖКХ,  а 

заканчиваются  проведением  взаимозачетов  между  министерствами  и 

ведомствами.  Управление  и  финансирование  отрасли  носит  виртуальный 

характер. 

Третье – это колоссальные расходы энергоресурсов в коммунальной 

системе.  На  единицу  ВВП,  по  сравнению  с  развитыми  странами  мира,  в 

России  расходуется  в  4-5  раз  больше  электроэнергии;  на  обогрев 

квадратного метра жилья – в 3 раза больше [3]. Удельное водопотребление 

в  жилищном  фонде  значительно  превышает  технически  обоснованное  и 

составляет от 300 до 600 литров на человека в сутки. В целом потребление 

воды в России в 2-2,5 раза превышает среднеевропейское [3]. 

Несмотря  на  рост  стоимости  энергоресурсов,  существенного 

снижения  их  потребления  в  производственной  сфере  и  жилищно-


background image

коммунальном  хозяйстве  не  происходит  [3].  Одна  из  причин  этого  – 

сохранение  отраслевого  подхода  к  экономии  ресурсов.  Стоимость 

строительства  не  связывается  с  последующими  расходами  на 

эксплуатацию зданий и сооружений. Высокая энерго- и материалоемкость 

российской 

продукции 

является 

одной 

из 

причин 

ее 

неконкурентоспособности.  А  так  как  основную  долю  в  стоимости 

коммунальных  услуг  составляют  энерго-  и  теплоносители,  то  именно  на 

данные услуги приходятся большие доли их дотаций в бюджетах регионов 

России. 

Кроме  того,  предприятия  ЖКХ  не  заинтересованы  в  сокращении 

издержек.  Во-первых,  полученные  в  результате  экономии  ресурсы  будут 

изъяты в форме недоплаты из местного бюджета разницы в коммунальных 

тарифах  или  отнесены  к  прибыли  и  практически  полностью  уйдут  на 

уплату налогов, погашение кредиторской задолженности. Вторая причина 

– в используемом методе формирования тарифов монополий. Так как рост 

цены  не  ограничен  влиянием  конкуренции  со  стороны  потребителей  или 

других  производителей,  то,  увеличивая  себестоимость,  предприятие 

одновременно повышает абсолютную величину своих доходов. 

Далее,  поскольку  бюджетные  дотации  направляются  на  покрытие 

убытков  коммунальных  предприятий,  то  фактически  лица  с  высоким 

доходом, имеющие соответствующее жилье, получают больше бюджетных 

дотаций, чем малообеспеченные категории граждан. Однако рост тарифов 

на  коммунальные  услуги  при  прочих  равных  условиях  не  ведет  к 

сокращению бюджетных трат. Формально расходы на ЖКХ из семейного 

бюджета  постоянно  растут.  Так  как  установленный  рост  тарифов  не 

предполагает привязку к росту доходов населения, то увеличение расходов 

на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в структуре семейных расходов 

ведет  к  сокращению  реальных  доходов  граждан  и  росту  социальной 

незащищенности  населения.  В  конечном  итоге  это  приводит  к 

дополнительным  ассигнованиям  из  бюджетных  средств,  будь  то  выплаты 


background image

субсидий  или  разовая  социальная  помощь.  Уже  сейчас,  до  перехода  на 

100%-ную  оплату,  в  структуре  коммунальных  платежей  населения  35% 

приходится  на  льготы  и  субсидии,  которые  часто  представляют  собой 

выпадающие доходы жилищно-коммунальных предприятий. 

Другим  следствием  увеличения  тарифов  является  рост  дебиторской 

задолженности жилищно-коммунальных предприятий и, как следствие, их 

убыточность.  Покрытие  растущих  убытков  ЖКХ  из  бюджетных 

источников является второй стороной проблемы, связанной с повышением 

тарифов на ЖКУ. 

Следствием  роста  тарифов  и,  в  лучшем  случае,  тех  же 

потребительских  свойств  является  ухудшение  качества  жилищно-

коммунальных 

услуг 

как 

соотношение 

«ценности 

к 

цене». 

Потребительские свойства оказываемых услуг (надежность, экологическая 

безопасность и устойчивость городской инфраструктуры) можно повысить 

лишь  с  помощью 

инвестиций 

на  реновацию.  Ликвидировать  высокую 

затратность  на  ЖКХ  невозможно  без  кардинальных,  наукоемких 

преобразований в отрасли. Проблема заключается в том, как при огромных 

текущих  расходах  на  ЖКХ  найти  источники  дополнительного 

финансирования капитальных вложений. 

Выше  мы  выделили  макроэкономические  проблемы  отрасли, 

которые  влияют  и  учитываются  в  процессе  муниципального  управления 

ЖКХ. Для подготовки стратегических и оперативных решений (таких, как 

использование  прибыли  муниципальных  предприятий,  размер  фонда 

вознаграждения 

руководителя, 

пересмотр 

тарифов) 

необходимо 

исследовать состояние конкретного объекта муниципального управления и 

его изменения под влиянием внешних и внутренних факторов. Возникают 

вопросы:  как  разработать  систему  индикаторов  и  по  какой  процедуре 

оценить состояние жилищно-коммунальных предприятий (ЖКП), с чем его 

сравнивать?  Как  изменяется  состав  показателей  в  зависимости  от  формы 

собственности и сферы деятельности предприятий? 


background image

Важным  блоком  мониторинга  ЖКП  является  анализ  процедуры 

определения  тарифов.  Для  обеспечения  притока  инвестиций  в  ЖКХ  и 

защиты  прав  потребителей  формирование  и  регулирование  тарифов  в 

отрасли  (где  многие  предприятия  являются  монополиями)  должны  быть 

стабильными  и  прозрачными  для  инвесторов,  потребителей  услуг  и 

органов  власти.  Для  контроля  над  этими  процессами,  стимулирования 

экономии 

ресурсов, 

расчета 

эффективности 

мероприятий 

по 

энергоресурсосбе-режению и, наконец, для взаимодействия с населением и 

юридическими  лицами  местной  администрации  необходимы  ответы  на 

следующие вопросы: 

 

Кто устанавливает тарифы для населения и организаций? 

 

Как  определяется  и  как  рассчитывается  тариф  для  различных 

видов услуг по нормативу при наличии приборов учета на входе в дом, в 

части или во всех квартирах? 

 

Как  дифференцируется  оплата  при  превышении  нормативов 

потребления? 

 

Как 

влияет 

на 

оплату 

жилищно-коммунальных 

услуг 

подтвержденное  документально  отсутствие  жильцов  в  течение 

длительного времени? 

 

Как снижаются платежи при отклонении качества коммунальных 

услуг от нормативных требований для каждого вида услуг? 

 

Кто рассчитывает сумму оплаты? 

Могут быть также другие прикладные задачи, например, как снизить 

стоимость  изготовления  счетов-квитанций,  как  исследовать  мнения 

жителей о качестве коммунальных услуг и др. 

В  сфере  непосредственной  компетенции  органов  власти  находятся 

организация,  контроль,  координация  и  финансирование  работ  по 

эксплуатации  и  обслуживанию  жилого  фонда,  благоустройству 

территории.  Ежеквартально  заслушиваются  и  утверждаются  отчеты 

ремонтно-эксплуатационных организаций (РЭУ) на балансовой комиссии, 


background image

в  состав  которой  кроме  местной  администрации  входят  представители 

служб  городского  хозяйства,  независимые  эксперты,  представители 

вышестоящих организаций. Как проанализировать балансы РЭУ и сделать 

обоснованные  выводы  об  улучшении/ухудшении  общего  финансового 

состояния,  отдельных  показателей  платежеспособности,  ликвидности, 

финансовой  устойчивости,  рентабельности,  деловой  активности,  а  также 

оценить  опасность  банкротства  предприятий?  Для  этого  недостаточно 

провести  простое  чтение  предоставленной  отчетности,  необходимо 

воспользоваться методикой комплексного финансового анализа. 

Далее,  как  разорвать  образовавшийся  в  этой  сфере  треугольник 

отсутствия  развития  –  низкое  качество  обслуживания,  штрафы  и 

убыточность деятельности? 

Отдельный  блок  затрагивает  организационные  проблемы.  Как 

выстроить  наиболее  оптимальную  общую  и  внутреннюю  структуру  этих 

организаций?  Как  разделить  ответственность?  Здесь  предлагается 

применить специальный инструмент, уже упоминавшийся ранее, – ФСА. 

Мы  выделили  характерные  для  отрасли  проблемы,  сталкиваться  и 

снимать  последствия  которых  приходится  непосредственно  на  местах,  а 

также задачи анализа состояния жилищных и коммунальных предприятий. 

Такое исследование является необходимой подготовительной стадией для 

постановки  целей  антикризисного  управления  и  развития  муниципальной 

системы ЖКХ в целом и каждого из ее элементов. 

Какая  стратегия  органов  местной  власти  позволит  изменить 

дотационный, высокозатратный характер ЖКХ? В сложившихся условиях 

– это стратегии глобальной экономии. Термин может вызвать возражения, 

связанные  с  социальной  значимостью  отрасли,  платежеспособностью 

населения,  монополизированностью  и  уже  упомянутыми  выше 

последствиями  роста  тарифов.  Однако  здесь  для  реализации  указанной 

стратегии  закладывается  совершенно  иной  подход.  В  краткосрочном 

периоде  при  прочих  равных  условиях  глобальная  экономия  не 


Смотрите также файлы