ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5226
Скачиваний: 7
воспринималась как большой «единый завод». В условиях единой
государственной собственности это было оправдано. Поэтому управление
строилось по отраслевому принципу. В современной экономической науке
вы не найдете территориального или местного управления. По наследству
от тоталитарного государства мы имеем только два основных уровня
управления: управление экономическими процессами государства в целом
(макроэкономика)
и
управление
конкретным
предприятием
(микроэкономика). Исследования в области регионального и местного
управления появляются только сегодня.
Кроме того, описание большинства территорий затруднено и тем,
что их границы определялись по иным, не имеющим ничего общего с
экономическими потребностями принципами (количество членов
коммунистической партии, этнические границы и т.д.).
В то же время в мировой практике, да и в российской истории
территориальное планирование занимало и занимает достаточно серьезное
место. Для такого громадного по территории государства, каким является
Россия, в условиях многообразия форм собственности, а следовательно, и
форм экономических отношений, невозможно осуществлять эффективное
управление из единого центра.
Но для того, чтобы создать распределенную систему управления,
необходимо сформулировать принципы, по которым можно определять
основные характеристики территории.
На рис.
Ошибка! Источник ссылки не найден.
изображены основные,
наиболее значимые характеристики объекта управления.
Их весьма условно можно разделить на две большие группы:
устойчивые и изменяемые.
Устойчивые характеристики
обладают двумя крайне важными
свойствами:
1.
Их изменение приводит к изменению сущностных параметров
объекта и влечет за собой коренное изменение отношений между объектом
и субъектом управления. Так, например, изменение формы собственности
на тот или иной объект приводит к абсолютно другим формам
взаимодействия. Такие последствия может повлечь и изменение
территории или сферы деятельности объекта управления.
2.
Изменение устойчивых характеристик в процессе управления либо
затруднено (как, например, с пространственными и природно-
климатическими факторами) или сопряжено с коренным изменением
самого характера управленческой деятельности.
К
изменяемым
характеристикам
относятся
параметры,
восприимчивые к управленческим воздействиям, и через изменение
которых и осуществляется собственно управление. Так, создание
соответствующей модели организационно-экономических отношений или
мотиваций работников к труду является одной из коренных задач
управления.
Исходя из вышеназванных характеристик (рис.
Ошибка! Источник ссылки
не найден.
) можно сделать вывод о том, что при построении управленческой
модели объект управления играет активную роль и при построении
управленческой структуры мы должны учитывать следующие факторы:
нормативно определенную сферу деятельности или сектор, в
рамках которого объект управления имеет отношение к субъекту
управления;
форму собственности на объект управления;
пространственные и иные количественные характеристики.
Поскольку сам процесс управления осуществляется через
воздействие на изменяемые характеристики, то они должны достаточно
четко соответствовать объекту управления с точки зрения выбора моделей
организации и серьезно учитываться при выборе форм и методов
управления.
Рис. 11.8.
Характиристики объекта управления
Так, формируя распределенную систему управления, мы должны
достаточно четко осознавать, что степень децентрализации и форма
децентрализации функций будут зависеть не только от нормативного их
распределения, но и от способности уровней управления выполнить эту
задачу.
На рис. 11.7 показано, как взаимосвязаны устойчивые и изменяемые
факторы в процессе построения управленческой модели.
Из рис. 11.7 достаточно ясно видно, что нельзя построить
абстрактную оптимальную управленческую модель. Она всегда будет
конкретна и привязана к конкретному объекту управления. В связи с этим
оптимальная модель возможна лишь на уровне описания основных
принципов и этапов ее формирования.
Устойчивые характеристики
Изменяемые характеристики
Отношения
собственности
Организационно-
экономические
отношения
Территориальные,
пространственные и
природно-
климатические
характеристики
Профессиональные и
иные качества
трудовых ресурсов
Законодательно
закрепленные сферы
деятельности
Мотивации и традиции
работников
Объект
управления
Рис. 11.7.
Влияние устойчивых и изменяемых факторов на определение
оптимальной модели управления.
11.3. Основные понятия управления муниципальной
собственностью
Одним из важных механизмов, при помощи которого происходит
управление территориальным развитием, является собственность,
находящаяся в распоряжении органа власти и управления.
Собственником государственной и муниципальной собственности,
используемой для регионального и местного развития, выступает
население
конкретной
территории.
Другими
словами,
триаду,
определяющую понятие «собственность» (владение, пользование и
распоряжение) можно оценить следующим образом.
Владение
осуществляется населением данной территории, поскольку
именно оно наделяет органы власти и управления полномочиями
совершать действия в отношении собственности.
Распоряжение
по поручению населения осуществляют органы власти
и управления.
Пользование
осуществляется как самими органами власти и
управления, так и предприятиями и организациями различных форм
собственности.
Несмотря на то что в последнее время господствует мнение о
крайней
неэффективности
государственной
и
муниципальной
Устойчивые
факторы
Определяют базовые
характеристики
объекта
Изменяемые факторы
Определяют адекватные
формы и методы
управленческих
воздействий
Модель управления (структура, формы и
методы управления)
собственности, ни одна страна мира пока не смогла обойтись без нее. Это
вызвано рядом причин:
1.
До тех пор, пока сохраняются общественные интересы в
производстве и потреблении, будет сохраняться и общественная
собственность, поскольку она является инструментом реализации этих
интересов.
2.
Во многих сферах общественная собственность выступает как
механизм регулирования противоречий между производителями или
потребителями на рынке. Так, например, производство молока и мяса
может находиться в частных руках, а выпасы - в коллективной
собственности. Аналогичная ситуация складывается в отношении
большинства стратегических ресурсов (лес, полезные ископаемые). Здесь
частный капитал выступает в роли пользователя, а не собственника.
3.
Государство, являясь регулятором общественных отношений (в
том числе и рынка), вынуждено держать в руках ряд отраслей либо в силу
их монопольного положения на рынке (транспортные и энергетические
системы), либо в силу того, что отрасли имеют определяющее значение
для выполнения его функций (национальная оборона и связанный с ней
оборонный комплекс и др.).
4.
В ряде сфер государство вынуждено держать значительные
объемы производства и собственности, поскольку эти отрасли
обеспечивают развитие экономики в целом, и частного бизнеса в
частности. Так, к примеру, развитием космических программ или
фундаментальных исследований в различных областях занимаются
государственные корпорации и учреждения. Эта сфера требует
значительных вложений, окупаемость которых может быть очень
длительной. В таких случаях риски для частного бизнеса слишком велики.
Поэтому государство берет их на себя. Но без научно-технического
прогресса невозможно развитие частных капиталов, невозможно выиграть
в конкурентной борьбе на мировом рынке.