Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5222

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Система 

муниципального 

управления

 

Концепция 

муниципального 

управления: цели, 

принципы, подходы

 

Местное 

самоуправления- 

теоретическая база 

муниципального 

управления

 

Население- субъект 

муниципального 

управления

 

Муниципальное управление 

отдельными сферами 

деятельности

 

Муниципальное управление на 

территориях, имеющие свои 

особенности

 

Муниципальное 

образование- объект 

муниципального 

управления

 

Органы местного 

самоуправления- субъект 

муниципального 

управления

 

 

Рис.11.10.

 Система муниципального управления 

Для  рассмотрения  СМУ  будем  использовать  принцип  "орла  и 

улитки",  т.е.  последовательного  приближения  и  детализации  системы. 

Основной  целью  местного  самоуправления  является  решение  вопросов 

местного 

значения, 

удовлетворение 

коллективных 

потребностей 

(требований) населения. Как указывается в работах А.Н. Широкова, [140-

147]  органы  местного  самоуправления,  обладая  статусом  органа  власти  и 

субъекта  хозяйствования,  имеют  два  основных  управленческих  рычага: 

регулирование  отношений  между  субъектами  на  территории  МО  с 

помощью  правовых  актов  и  второе  –  непосредственное  производство 

необходимых  населению  товаров  и  услуг.  Таким  образом,  если 

представить  СМУ  в  виде  "черного  ящика",  то  входом  в  него  являются 

коллективные  интересы  жителей  МО,  выраженные  непосредственно  (на 

референдуме,  выборах  и  пр.)  или  через  представительные  органы,  а 

выходом  –  правовые  акты  и  результаты  деятельности  муниципального 

хозяйства.  Для  выполнения  поставленных  задач  необходимы  ресурсы 

(политические, 

организационные, 

финансовые, 

материальные, 


background image

территориальные  и  пр.),  которые  могут  быть  внутренними  и  внешними 

(например, передаваться в СМУ органами госвласти). Для характеристики 

СМУ  следует  учесть,  что  муниципальное  образование  является  частью 

более 

крупных 

систем 

(правовой, 

культурной, 

социально-

демографической,  научно-технической,  природной).  Особенно  сильное 

влияние  на  СМУ  оказывает  политическая  система  в  форме 

законодательного  регулирования  со  стороны  органов  государственной  и 

региональной власти. 

Рассмотрим "черный ящик" с более близкого расстояния. Что входит 

в  состав  СМУ?  Система  муниципального  управления  включает 

совокупность  элементов  (подсистем),  взаимосвязей  между  ними  и  с 

внешней  средой  в  процессе  достижения  поставленных  целей 

муниципального 

менеджмента. 

Следовательно, 

основными 

составляющими СМУ являются: 

 

границы системы и ее элементы (в т.ч. подсистемы), образующие 

внутреннюю среду; 

 

взаимосвязи между элементами; 

 

взаимодействие системы с внешней средой; 

 

цель системы. 

В  работах  специалистов  РНЦГМ  [140-147]  к  элементам  системы 

местного  самоуправления  (МСУ)  относятся  муниципальные  образования 

(МО),  органы  местно  го  самоуправления,  население  МО,  органы 

территориального  общественного  само  управления,  муниципальные 

общественные 

и 

политические 

объединения, 

осуществляющие 

самоуправление, объекты муниципального хозяйства. 

По  территориальной  организации  МСУ  может  осуществляться  в 

границах 

поселений 

(городов,  поселков,  сельских населенных пунктов, не 

исключая  включения  прилегающих  территорий)  и  крупных 

территорий, 

объединяющих множество по селений с целью совместного МСУ [140]. 


background image

В  случае 

двухуровневого  построения

1

 

МСУ  отдельными 

подсистемами  муниципального  управления  могут  быть  районы.  Однако 

такое  деление  не  всегда  является  оправданным.  Как  отмечает  В.А. 

Кирпичников,  еще  в  1990-1991  гг.  при  подготовке  и  принятии  Закона 

РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" велись бесконечные споры 

о самостоятельности районных структур власти в городах. Город – единый 

организм,  разорвать  функции  управления  им  на  самостоятельны  части  – 

значит разрушить самоуправление. Это почти сразу стало ясно и привело 

добровольному объединению средств в единый городской бюджет. Районы 

останутся  в  обозримой  перспективе,  но  не  как  субъекты  местного 

самоуправления,  а  как  структурные  элементы  управления  единым 

городским хозяйством [140]. 

Возникает  вопрос,  как  определить  оптимальные  территориальные 

границы муниципальной системы? В работе С.Н. Юрковой "А за околицей 

другой  муниципалитет"  указывается,  что  определение  территории  МО 

устанавливается на основе комплексного учета следующих критериев: 

 

социальных  –  общие  условия  проживания,  доступность  и 

эффективность  использования  объектов  и  организаций  социальной 

инфраструктуры; 

 

управленческих  (функциональных)  –  возможность  эффективного 

управления  муниципальными  организациями,  комплексным  развитием 

территории; 

 

политических – возможность эффективного влияния населения на 

муниципальную  власть  (условия  для  свободного  осознанного  избрания 

своих  представителей  в  выборные  органы,  возможность  реального 

контроля за их деятельностью); 

 

географических – естественные границы; 

                                                           

1

 В границах одного МО имеются другие муниципальные образования. 


background image

 

экономических  –  экономический  потенциал  в  расчете  на  одного 

жителя не должен отличаться в различных местных сообществах более чем 

на 5-7% (норма, установленная мировой практикой); 

 

других  –  местные  традиции,  уровень  общественной  культуры, 

компактное проживание национальных общностей и т.д. 

Во  многих  случаях  на  территории  МО  недостаточно  объектов 

инфраструктуры,  средств  коммуникации,  ресурсов,  которые  необходимы 

для реализации в полном объеме функций местного самоуправления. Как 

расширить  систему  управления  таким  МО  и  ее  функции?  Для  этого 

возможны следующие варианты: 

1. Исполнение отдельных функций местного самоуправления одним 

МО для другого или нескольких других на основе договора. 

2. 

Создание 

специализированных 

муниципальных 

округов 

(школьных,  транспортных,  медицинских),  где  объединяются  ресурсы  для 

создания  и  содержания  необходимых  объектов  и  формируются  общие 

структуры управления этими объектами. 

3.  Разделение  функций  между  базовыми  МО  и  их  крупными 

объединениями  (использование  двухуровневой  системы  местного 

самоуправления). 

Субъектами  управления  муниципальной  системы  в  установленных 

территориальных 

границах 

являются 

органы 

МСУ, 

которые 

классифицируются [

Ошибка! Источник ссылки не найден.

]: 

1) по способу образования (делегирования полномочий) – выборные 

и  другие  (формируемые  на  добровольной  основе,  на  основе  назначения, 

кооптации и пр.); 

2)  по  назначению  (степени  специализации)  –  общего  (широкой 

специализации) и специального назначения (отраслевые, например органы 

управления здравоохранением, образованием); 

3)  по  предметам  ведения:  решение  вопросов  местного  значения  и 

выполнение отдельных государственных полномочий; 


background image

4) по способу принятия решений (единолично или в коллегиальном 

порядке); 

5)  по  типу  исполняемых  функций  ("проектная  функция"  – 

выявление,  агрегирование,  артикулирование

1

  интересов  населения  и,  в 

конечном  итоге,  разработка  проекта  развития  МО  –  представительные 

органы,  "программная  функция"  –  принятие  необходимых  решений, 

создающих  правовую  базу  для  реализации  проекта,  в  форме  правовых 

актов;  реализация  интересов  путем  разработки  и  исполнения  программы 

деятельности  органов  МСУ,  направленной  на  осуществление  проекта  – 

исполнительные органы). 

Указанные  характеристики  определяют  структуру  местного 

самоуправления.  Согласно  ст.  131  Конституции  РФ,  населению 

предоставлено  право  самостоятельного  определения  структуры  органов 

МСУ,  которое  закрепляется  в  Уставе  МО.  Ограничением  при  этом 

является  наличие  выборных  органов  как  одного  из  критериев 

существования  самоуправления.  В  разработках  А.Н.  Широкова  и  С.Н. 

Юрковой [140-147] предлагаются 5 моделей организации МСУ: "сильный 

мэр – совет"

2

, "совет – управляющий", "комиссия", "мэр – общее собрание" 

("староста  –  сход").  Выбор  той  или  иной  модели  зависит  от  численности 

населения  МО  и  размеров  его  территории,  от  объема  и  сложности 

решаемых  вопросов,  социально-политической  ситуации  .и  множества 

других  факторов  (табл. 

Ошибка!  Источник  ссылки  не  найден.

).  На  практике 

возможно сочетание моделей. 

В связи с многообразием возможных подходов к организации МСУ 

возникает  проблема  их  комплексного  анализа.  В  модели  А.Н.  Широкова 

                                                           

1

Артикулирование (от лат.Aniculatio - расчленение) - разделение, четкое отражение 

сути. 

2

  Используемые  в  модели  наименования  структурных  единиц:  глава  МО  –  "мэр", 

представительный  орган  местно  самоуправления  -  "совет",  местная  администрация  - 
"администрация" [140]. 


Смотрите также файлы