ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5223
Скачиваний: 7
Безусловно, в современном мире основная роль принадлежит
частной инициативе и частному капиталу, но нельзя забывать, что
большинство социальных целей и задач реализуется на базе общественной
собственности.
Государство, с одной стороны, заинтересовано максимально
переложить социальную нагрузку на частный бизнес (прежде всего через
создание рабочих мест), для чего требуется создание мощной
инфраструктуры поддержки бизнеса. С другой стороны, государство как
бы ограничивает частные интересы, поскольку они неизбежно вступают в
противоречия между собой.
Таким образом, органы власти и управления выступают на рынке в
двоякой роли: в качестве его равноправного участника (функция
собственника) и в качестве регулятора общественных, прежде всего
экономических, отношений.
Необходимо также отметить, что при рассмотрении сочетания
хозяйствования и управления в деятельности органов власти и управления
мы должны иметь в виду, что наиболее высока доля хозяйствования в
деятельности органов местного самоуправления. Это связано с тем, что
местное самоуправление является публичной корпорацией самого
нижнего, базового уровня властной иерархии.
Перечисленные
выше
особенности
государственной
и
муниципальной собственности неизбежно отражаются в организации
процесса управления. Прежде всего мы должны «развести» три основных
процесса: владение, пользование и распоряжение, поскольку эти процессы
разнородны по своей природе.
Функция владения
(обладания собственностью) закреплена за
населением и реализуется, через организацию форм участия населения в
решении
вопросов
распоряжения
собственностью.
Отчуждение
общественно значимой собственности не должно проводиться без учета
мнения населения. Представителями населения являются выборные лица.
Поэтому они также должны быть привлечены к процессу принятия
решений в отношении собственности.
Функцияраспоряжения
исполняется, как правило (за исключением
очень маленьких сельских муниципалитетов), органами власти и
управления. Здесь крайне важно разделить функции между выборными
органами власти и органами управления.
Обычно вопросы, связанные с целями и формами распоряжения
собственностью, относятся к ведению выборных органов власти, либо к
порядку распоряжения собственностью.
Функция пользования
реализуется через деятельность органа
управления. Именно он должен организовать рациональное и эффективное
использование собственности. Для этого могут быть созданы собственные
предприятия и учреждения, или собственность может быть передана в
пользование иным хозяйствующим субъектам.
Выбор методов и форм использования собственности определяется
рядом факторов, важнейшими из которых являются:
объем компетенции органов управления, установленный
законодательством. Данный фактор в значительной степени определяет
конкурентоспособность муниципальных предприятий и учреждений на
местном рынке услуг. Также в законодательстве могут быть заложены
ограничения на использование конкретных видов собственности;
объемы и характер имеющейся в распоряжении органов власти и
управления собственности. Так, по своему характеру собственность может
выступать и как инфраструктура решения определенных задач, и как
источник доходов, и как залоговая стоимость и др.;
наличие квалифицированных кадров в органах управления, а
также в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях.
Безусловно, органы власти и управления заинтересованы в получении
максимальных доходов от собственности, имеющейся в их распоряжении,
нежели в рентных платежах от использования своей собственности.
Поэтому использование собственности самими органами власти и
управления через создание своих собственных предприятий кажется на
первый взгляд более предпочтительным вариантом. Однако не всегда в
органах власти и управления есть специалисты достаточной степени
квалификации, чтобы конкурировать в оказании услуг с частным
бизнесом. Поэтому иногда выгоднее сдать собственность в аренду или
концессию, нежели осуществлять собственное управление.
Так, например, в случае, когда концессия предполагает переход к
иному технологическому уровню и связана с вложением достаточно
серьезных инвестиций, она может быть оправдана.
В целом же при выборе модели управления собственностью, в
зависимости от комбинации перечисленных выше факторов определяется
соотношение управления и хозяйствования.
Прежде чем представить сам бизнес-процесс управления
территориальной собственностью, нам необходимо представить, какие
операции с собственностью может проводить орган власти и управления.
Набор этих операций стандартный и определен в действующем
законодательстве:
1.
Приобретение или создание собственности.
2.
Использование собственности в качестве залога или гарантий.
3.
Создание собственных предприятий и учреждений с передачей
собственности в хозяйственное ведение и оперативное управление.
4.
Передача собственности в аренду или пользование.
5.
Передача собственности в концессию.
6.
Отчуждение собственности.
Крайне важно в процессе управления собственностью не смешивать
разные по своей природе функции распоряжения и пользования. К
сожалению, в процессе управления государственной и муниципальной
собственностью это происходит очень часто.
К примеру, в большинстве случаев при образовании муниципальных
или государственных предприятий собственность передается на праве
полного хозяйственного ведения, что предусматривает передачу прав
распоряжения собственностью. Практически подобный подход приводит к
тому, что деятельность предприятий становится неподконтрольной органу,
их создавшему. Поэтому соблюдение целей и приоритетов напрямую
зависит от собственных мотиваций руководства и коллектива предприятия.
Другим примером может служить и тот факт, что политику в
отношении использования собственности определяют не органы
управления, отвечающие за реализацию тех или иных задач, стоящих
перед территорией, а органы, ответственные за учет собственности. В этом
случае собственность понимается однобоко, только как источник дохода.
Игнорируется возможность ее использования как инструмента реализации
определенной политики.
В этом смысле крайне важно, чтобы процесс распоряжения
собственностью, который предусматривает определение целей ее
использования, рассматривался в общем контексте процесса финансового
и
стратегического
планирования.
Другими
словами,
функции
распоряжения должны быть согласованы на уровне органов управления
общей компетенции.
В значительной степени это решается через создание единого органа
на этапе планирования и перехода к управлению через территориальную
казну (в полном смысле этого слова), на этапах исполнения и контроля.
Таким образом, при управлении собственностью необходим не
просто учет мотивации при использовании собственности, но и учет
природы органов, осуществляющих управление ею.
11.4. Характеристика системы муниципального управления
Немаловажной проблемой муниципального управления является
отсутствие комплексной системы управления территорией. Построение
такой системы – важная и актуальная задача ввиду особенностей объекта
управления и внешней среды. Давайте охарактеризуем эти особенности,
состав системы и ее цели.
Система муниципального менеджмента определяется как:
1.
Вероятностная,
трудно прогнозируемая, ее состояние можно
предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей
вероятности, управленческие решения принимаются при нечетких
условиях, что необходимо учитывать при планировании и
разработке сценариев развития МО.
2.
Динамическая,
изменяющаяся во времени.
3.
Большая,
включающая разнородные элементы и подсистемы,
имеющие собственное целевое назначение с элементами
самоорганизации.
4.
Открытая,
с активной связью и взаимовлиянием субъекта
управления (местной администрации) с объектом, т.е. различными
подсистемами, и внешней средой.
Все эти характеристики показывают одновременно сложность и
необходимость
построения
целостной
системы
муниципального
управления (СМУ) (Рис. 11.10)