Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5223

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Безусловно,  в  современном  мире  основная  роль  принадлежит 

частной  инициативе  и  частному  капиталу,  но  нельзя  забывать,  что 

большинство социальных целей и задач реализуется на базе общественной 

собственности. 

Государство,  с  одной  стороны,  заинтересовано  максимально 

переложить  социальную  нагрузку  на  частный бизнес  (прежде  всего  через 

создание  рабочих  мест),  для  чего  требуется  создание  мощной 

инфраструктуры  поддержки  бизнеса.  С  другой  стороны,  государство  как 

бы ограничивает частные интересы, поскольку они неизбежно вступают в 

противоречия между собой. 

Таким образом, органы  власти  и  управления  выступают на  рынке  в 

двоякой  роли:  в  качестве  его  равноправного  участника  (функция 

собственника)  и  в  качестве  регулятора  общественных,  прежде  всего 

экономических, отношений. 

Необходимо  также  отметить,  что  при  рассмотрении  сочетания 

хозяйствования и управления в деятельности органов власти и управления 

мы  должны  иметь  в  виду,  что  наиболее  высока  доля  хозяйствования  в 

деятельности  органов  местного  самоуправления.  Это  связано  с  тем,  что 

местное  самоуправление  является  публичной  корпорацией  самого 

нижнего, базового уровня властной иерархии. 

Перечисленные 

выше 

особенности 

государственной 

и 

муниципальной  собственности  неизбежно  отражаются  в  организации 

процесса управления. Прежде всего мы должны «развести» три основных 

процесса: владение, пользование и распоряжение, поскольку эти процессы 

разнородны по своей природе. 

Функция  владения

(обладания  собственностью)  закреплена  за 

населением  и  реализуется,  через  организацию  форм  участия  населения  в 

решении 

вопросов 

распоряжения 

собственностью. 

Отчуждение 

общественно  значимой  собственности  не  должно  проводиться  без  учета 

мнения  населения.  Представителями  населения  являются  выборные  лица. 


background image

Поэтому  они  также  должны  быть  привлечены  к  процессу  принятия 

решений в отношении собственности. 

Функцияраспоряжения

исполняется,  как  правило  (за  исключением 

очень  маленьких  сельских  муниципалитетов),  органами  власти  и 

управления.  Здесь  крайне  важно  разделить  функции  между  выборными 

органами власти и органами управления. 

Обычно  вопросы,  связанные  с  целями  и  формами  распоряжения 

собственностью,  относятся  к  ведению  выборных  органов  власти,  либо  к 

порядку распоряжения собственностью. 

Функция  пользования

реализуется  через  деятельность  органа 

управления. Именно он должен организовать рациональное и эффективное 

использование собственности. Для этого могут быть созданы собственные 

предприятия  и  учреждения,  или  собственность  может  быть  передана  в 

пользование иным хозяйствующим субъектам. 

Выбор  методов  и  форм  использования  собственности  определяется 

рядом факторов, важнейшими из которых являются: 

 

объем  компетенции  органов  управления,  установленный 

законодательством.  Данный  фактор  в  значительной  степени  определяет 

конкурентоспособность  муниципальных  предприятий  и  учреждений  на 

местном  рынке  услуг.  Также  в  законодательстве  могут  быть  заложены 

ограничения на использование конкретных видов собственности; 

 

объемы и характер имеющейся в распоряжении органов власти и 

управления собственности. Так, по своему характеру собственность может 

выступать  и  как  инфраструктура  решения  определенных  задач,  и  как 

источник доходов, и как залоговая стоимость и др.; 

 

наличие  квалифицированных  кадров  в  органах  управления,  а 

также в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях. 

Безусловно,  органы  власти  и  управления  заинтересованы  в  получении 

максимальных доходов от собственности, имеющейся в их распоряжении, 

нежели  в  рентных  платежах  от  использования  своей  собственности. 


background image

Поэтому  использование  собственности  самими  органами  власти  и 

управления  через  создание  своих  собственных  предприятий  кажется  на 

первый  взгляд  более  предпочтительным  вариантом.  Однако  не  всегда  в 

органах  власти  и  управления  есть  специалисты  достаточной  степени 

квалификации,  чтобы  конкурировать  в  оказании  услуг  с  частным 

бизнесом.  Поэтому  иногда  выгоднее  сдать  собственность  в  аренду  или 

концессию, нежели осуществлять собственное управление. 

Так,  например,  в  случае,  когда  концессия  предполагает  переход  к 

иному  технологическому  уровню  и  связана  с  вложением  достаточно 

серьезных инвестиций, она может быть оправдана. 

В  целом  же  при  выборе  модели  управления  собственностью,  в 

зависимости  от  комбинации  перечисленных  выше  факторов  определяется 

соотношение управления и хозяйствования. 

Прежде  чем  представить  сам  бизнес-процесс  управления 

территориальной  собственностью,  нам  необходимо  представить,  какие 

операции  с собственностью  может проводить  орган  власти  и  управления. 

Набор  этих  операций  стандартный  и  определен  в  действующем 

законодательстве: 

1.

 

Приобретение или создание собственности. 

2.

 

Использование собственности в качестве залога или гарантий. 

3.

 

Создание  собственных  предприятий  и  учреждений  с  передачей 

собственности в хозяйственное ведение и оперативное управление. 

4.

 

Передача собственности в аренду или пользование. 

5.

 

Передача собственности в концессию. 

6.

 

Отчуждение собственности. 

Крайне важно в процессе управления собственностью не смешивать 

разные  по  своей  природе  функции  распоряжения  и  пользования.  К 

сожалению,  в  процессе  управления  государственной  и  муниципальной 

собственностью это происходит очень часто. 


background image

К примеру, в большинстве случаев при образовании муниципальных 

или  государственных  предприятий  собственность  передается  на  праве 

полного  хозяйственного  ведения,  что  предусматривает  передачу  прав 

распоряжения собственностью. Практически подобный подход приводит к 

тому, что деятельность предприятий становится неподконтрольной органу, 

их  создавшему.  Поэтому  соблюдение  целей  и  приоритетов  напрямую 

зависит от собственных мотиваций руководства и коллектива предприятия. 

Другим  примером  может  служить  и  тот  факт,  что  политику  в 

отношении  использования  собственности  определяют  не  органы 

управления,  отвечающие  за  реализацию  тех  или  иных  задач,  стоящих 

перед территорией, а органы, ответственные за учет собственности. В этом 

случае  собственность  понимается  однобоко,  только  как  источник  дохода. 

Игнорируется возможность ее использования как инструмента реализации 

определенной политики. 

В  этом  смысле  крайне  важно,  чтобы  процесс  распоряжения 

собственностью,  который  предусматривает  определение  целей  ее 

использования,  рассматривался  в  общем  контексте процесса  финансового 

и 

стратегического 

планирования. 

Другими 

словами, 

функции 

распоряжения  должны  быть  согласованы  на  уровне  органов  управления 

общей компетенции. 

В значительной степени это решается через создание единого органа 

на  этапе  планирования  и  перехода  к  управлению  через  территориальную 

казну (в полном смысле этого слова), на этапах исполнения и контроля. 

Таким  образом,  при  управлении  собственностью  необходим  не 

просто  учет  мотивации  при  использовании  собственности,  но  и  учет 

природы органов, осуществляющих управление ею. 

 

11.4. Характеристика системы муниципального управления 

Немаловажной  проблемой  муниципального  управления  является 

отсутствие  комплексной  системы  управления  территорией.  Построение 


background image

такой системы  –  важная и актуальная задача ввиду особенностей объекта 

управления  и  внешней  среды.  Давайте  охарактеризуем  эти  особенности, 

состав системы и ее цели. 

Система муниципального менеджмента определяется как: 

1.

 

Вероятностная, 

трудно  прогнозируемая,  ее  состояние  можно 

предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей 

вероятности, управленческие решения принимаются при нечетких 

условиях,  что  необходимо  учитывать  при  планировании  и 

разработке сценариев развития МО. 

2.

 

Динамическая, 

изменяющаяся во времени. 

3.

 

Большая, 

включающая  разнородные  элементы  и  подсистемы, 

имеющие  собственное  целевое  назначение  с  элементами 

самоорганизации. 

4.

 

Открытая, 

с  активной  связью  и  взаимовлиянием  субъекта 

управления (местной администрации) с объектом, т.е. различными 

подсистемами, и внешней средой. 

Все  эти  характеристики  показывают  одновременно  сложность  и 

необходимость 

построения 

целостной 

системы 

муниципального 

управления (СМУ) (Рис. 11.10) 

 

 


Смотрите также файлы