ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5218
Скачиваний: 7
[140] организация системы муниципального управления рассматривается в
многомерном пространстве, что позволяет региональной администрации
или федеральным органам проследить основную тенденцию развития
местного самоуправления математическими методами, в частности
выделить основной вектор изменений или тренд. Например, в трехмерном
пространстве по осям могут обозначаться соответственно различные
варианты организационной модели; территориальной организации;
количество уровней. Тогда различные комбинации системы местного
самоуправления будут изображаться точками этого пространства (рис.
11.8), которые для целей анализа могут объединяться в однотипные
группы (кластеры).
Построение оргструктуры местной администрации определяется
перечнем выполняемых функций и особенностями объекта управления. В
общем случае объектом муниципального управления могут являться, с
одной стороны, подсистемы самой местной администрации (кадровая,
финансовая, информационная, организационная, технологическая, в случае
двухуровневой системы – территориальные органы управления), а с
другой, – муниципальные объекты здравоохранения, социальной защиты,
образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения
(ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные
и страховые учреждения и другие организации, находящиеся в полной или
долевой муниципальной собственности.
Таблица 11.1
Характеристика различных оргмоделей построения МСУ
Названиемодели
Характеристика
Условия применения
«сильный мэр -
совет»
Мэр, как правило, избирается всем
населением, обладает правом
отлагательного вето на решения совета.
Совет наделен правом преодоления вето
мэра квалифицированным
большинством голосов. Мэр
самостоятельно и единолично руководит
администрацией, формирует ее
кадровый состав. Механизм досрочного
прекращения полномочий мэра –
местный референдум.
Если на должность мэра
есть претендент,
пользующийся поддержкой
большинства избирателей и
обладающий достаточными
административными и
управленческими
качествами.
«слабый мэр -
совет»
Мэр выбирается из числа депутатов
совета. На принятие отдельных
правовых актов и на назначение или
увольнение должностных лиц
администрации мэру необходимо
согласие совета. Мэр подотчетен и
подконтролен совету, его
самостоятельность в руководстве
администрацией ограничена
решениями совета. Досрочное
прекращение полномочий мэра
осуществляется по инициативе совета
или инициативе населения.
Когда невозможно выявить
предпочтения избирателей в
отношении кандидатов или
если кандидат не обладает
знаниями, умениями и
навыками для управления
МО.
«совет –
управляющий»
Организация деятельности совета
осуществляется избираемым из числа
депутатов совета председателем.
Формирует администрацию и
руководит ею – управляющий, которого
по контракту нанимает совет.
При неопределенности
ситуации в отношении
претендентов на должность
высшего должностного лиц
МО и явно поставленной
задачи обеспечения управ-
ления муниципальным
хозяйством.
«комиссии»
Основана па выборности ряда
должностных лиц МСУ и сочетает
представительные и исполнительные
функции. Руководители органов и
структурных подразделений местной
администрации избираются.
Полномочия представительного органа
исполняет комиссия, в состав которой
входят все избранные Должностные
лица.
Для МО.имеющих
достаточный кадровый
потенциал.
Названиемодели
Характеристика
Условия применения
мэр - общее
собрание"
("староста -
сход")
Единственное выборное лицо – мэр
(староста), который осуществляет
полномочия всех органов местного
самоуправления, за исключением
утверждения местного бюджета, отчета
о его исполнении и контрольных
полномочий, для этого назначается или
выбирается казначей (бухгалтер).
Только в МО.где имеется
реальная возможность
организации и проведения
схода с максимальным
числом присутствующих,
равным численности
жителей, обладающих
избирательным правом.
Рис. 11.8.
Пример анализа организации муниципальных систем
В случае немуниципальной собственности указанных организаций
их деятельность в значительно меньшей мере, но координируется
(например, при реализации выработанной стратегии развития МО),
контролируется местной администрацией, и поэтому они также частично
являются объектами муниципального управления. С другой стороны,
указанные
организации
составляют
микросреду
муниципального
менеджмента, внешнюю по отношению к местной администрации, но
уровни
два
один
А
1
D
1
B
1
C
1
В
2
С
2
А
2
D
2
оргмодел
поселение
территория
территориальная
организация
староста-сход
комиссия
совет-управляющий
слабый мэр-совет
сильный мэр-совет
Примечание.
Буквы А, В, С, D условно обозначают группы МО,
имеющих однотипные формы организации МСУ;
Индекс
"1"
соответствует
начальной
форме
организации МСУ в группе. "2" - форме организации
через некоторый период времени
находящуюся в зоне ее непосредственного влияния. Составляющими
микросреды муниципального управления являются также вышестоящие
(региональные) администрации, население МО, другие организации,
предприятия и учреждения, расположенные на территории МО (прежде
всего крупного бизнеса).
Элементы системы муниципального менеджмента и внешней микро-
и макросреды связаны между собой информационными, материальными и
финансовыми потоками.
В частности, для осуществления функций управления местная
администрация получает информацию из различных источников:
казначейства (отделения федерального казначейства – ОФК,
финансово-казначейского управления в структуре региональной или
муниципальной администрации): о состоянии счетов бюджетных
учреждений
культуры,
здравоохранения,
спорта,
правопорядка,
назначениях и исполнении бюджета;
производственных, жилищно-коммунальных предприятий и
других организаций и учреждений МО.
Предприятия
местной инфраструктуры
(ресурсоснабжающие,
обслуживающие жилой и нежилой фонды), являющиеся, как правило,
структурными подразделениями соответствующих головных организаций
(РАО «ЕЭС» и др.), получают, преобразуют поступающие извне
топливные, технологические, информационные и другие ресурсы,
отпускают (через посредников или непосредственно) воду, тепло,
электроэнергию
потребителям
(населению,
производственным
предприятиям, организациям сферы услуг) и/или предоставляют услуги по
обслуживанию коммунальной инфраструктуры (трубопроводов, сетей,
дорог и пр.). Заказчики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)
осуществляют расчеты (через информационно-вычислительные центры -
ИВЦ) с населением, организациями и подрядчиками, получают и
распределяют дотации из местного бюджета на покрытие убытков.
Центром муниципальной системы является житель и максимальное
удовлетворение
его
потребностей
(«не
всех,
а
каждого»).
Информационные
потоки
о
фактическом
состоянии
рыночной
конъюнктуры, характеристиках спроса и предложения хаотично или
целенаправленно (через проведение маркетинговых исследований)
собираются и поступают предприятиям торговли, производителям (в т.ч.
расположенным вне МО), органу управления МО.
Производственные предприятия, органы местного самоуправления,
ОФК, предприятия торговли управляют своими финансовыми потоками
через поступающую информацию об их движении. Непосредственные
денежные потоки связывают этих хозяйствующих субъектов лишь с
населением и банковскими структурами, осуществляющими расчетно-
кассовое обслуживание, проводящими финансовые операции через РКЦ
(расчетно-кассовые центры) и корреспондентские счета, открытые в
других коммерческих банках (на схеме – корр./счета). Все финансовые
потоки местной администрации и бюджетных учреждений проходят через
казначейство.
Для управления МО необходимо структурировать, построив
графические схемы, внешние и внутренние ресурсопотоки для каждой
подсистемы МО, а также ответить на вопросы: как, с помощью каких
технологий и инструментов, измеряя какие показатели собирать и
анализировать необходимую информацию.
Система, в т.ч. местного управления, не может существовать
длительное время, быть устойчивой к воздействию внешних возмущений,
если у нее отсутствует объединяющая все элементы цель
Ошибка! Источник
ссылки не найден.
. В теории и практике муниципального менеджмента можно
выделить несколько подходов для определения целей муниципального
управления и эффективности выполняемых управленческих функций. При
этом используется ряд критериев и показателей, характеризующих: