Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5217

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

экономический 

эффект 

(например, 

увеличение 

объема 

производства  продукции  в  регионе,  расширение  ее  ассортимента, 

совершенствование структуры региональной экономики); 

 

социальный  эффект  (повышение  реальных  доходов  населения, 

уменьшение  дифференциации  доходов  между  различными  социальными 

группами, повышение уровня занятости трудоспособного населения и др.); 

 

экологический эффект (снижение концентрации вредных веществ 

в воздушной, водной среде, видеоэкология и др.); 

 

организационный  эффект  (сокращение  количества  звеньев  в 

системе  управления  территорией,  сокращение  численности  работников, 

занятых в аппарате управления, сокращение документооборота и др.). 

Возможны  и  другие  формы  проявления  управленческого  эффекта 

(технический, методический, научный) и, соответственно, показателей. 

Интегральным 

критерием 

эффективности 

управленческой 

деятельности,  которая  складывается  из  ежедневных  обязанностей  и 

стремления  к  поставленной,  измеримой  цели,  является  степень  реального 

ее достижения. 

Какие  могут  выделяться  генеральные  цели  муниципального 

управления?  По  теории 

социального  обслуживания 

основной  целью 

муниципального  менеджмента  являются  организация  обслуживания 

населения,  предложение  различных  услуг  жителям  МО. 

Главной  целью 

всей  деятельности  местного  самоуправления  эта  теория  считает 

благосостояние 

жителей,  а  целью  муниципального  менеджмента  - 

удовлетворение конкретных потребностей населения. 

С точки зрения 

информационного подхода, 

местное самоуправление 

необходимо для того, чтобы 

свести к минимуму 

просчеты при принятии 

управленческих  решений  на  макроэкономическом  уровне  (район,  город, 

регион,  страна)  из-за  ошибок  от  агрегирования  информации  и  ее 

неопределенности о социальных и экологических последствиях на местах 

от  принимаемых  в  центре  решений,  а  на  местном  уровне  -  из-за 


background image

неопределенности  информации  об  эффективности  инвестиций  и 

использования местных ресурсов. 

С  точки  зрения 

поведенческого  подхода, 

местное  самоуправление 

необходимо 

для 

стимулирования 

активности 

всех 

слоев 

и 

территориальных  групп  местного  сообщества  с  целью  увеличения  их 

вклада  в  социально-экономическое  развитие  МО  при  удовлетворении 

социальных  потребностей  населения.  Задачи  муниципальной  власти  - 

разработка  и  реализация  муниципальной  политики,  создание  различны; 

конфигураций  векторов  интересов  общественных  сил  внутри  и  вне  МО, 

когда 

одни 

векторы 

взаимно 

погашаются 

в 

результате 

их 

разнонаправленности, 

другие 

взаимно 

усиливаются, 

образуя 

синергетический эффект. 

С точки зрения 

кибернетического подхода, 

местное самоуправление 

должно  базироваться  на  принципе 

гомеостаза, 

т.е.  обеспечивать 

устойчивость,  целостность  сложной  муниципальной  системы  от  влияния 

внешних воздействий в ходе экономических, экологических и социальных 

процессов. 

В реальности указанные подходы интегрируются. 

Цели 

муниципального 

управления 

конкретизируются 

и 

количественно  измеряются  в  зависимости  от  текущего  и  перспективного 

состояния  внешнего  окружения  возможностей  внутренней  среды.  Для 

учета  этих  факторов  применяются  ресурсный  анализ,  маркетинговые 

исследования. 

Генеральной  целью  деятельности  администрации  МО  является 

создание  условий,  обеспечивающих  высокий  уровень  качества  жизни 

населения МО: сервис, занятость и предотвращение безработицы, здоровье 

и  высокий  уровень  дохода  населения,  социальная,  правовая, 

экономическая, экологическая защита интересов жите лей. 

Цели  разбиваются  на  стратегические,  оперативные,  тактические 

(промежуточные  задачи)  и  представляются  с  помощью  иерархической 


background image

структуры  (дерева  целей)  Для  их  количественной  оценки  и  расстановки 

приоритетов применяются экспертные методы. 

Например,  стратегическими  целями  социально-экономического 

развития МС могут являться: 

1.

 

Жилищное строительство (расширение платежеспособного спроса 

на  жилье  улучшение  жилищных  условий  малообеспеченных  и  социально 

незащищенных) 

граждан, 

привлечение 

внебюджетных 

средств, 

расширение частного строительства). 

2.

 

Улучшение  городской  среды,  развитие  жилищно-коммунального 

хозяйств; МО (формирование конкурентной среды и эффективной системы 

управления  со  держанием  и  эксплуатацией  жилого  и  нежилого  фонда, 

привлечение  дополнительных  источников  финансирования  ЖКХ, 

реконструкция  и  развитие  системы  автомобильных  магистралей, 

улучшение  видеоэкологии,  оптимизация  работ  по  сезонной  подготовке 

жилищного  фонда,  формирование  зон  активной  градостроительной  ре 

конструкции,  уменьшение  удельного  потребления  энергетических  и 

водных  ресурсов,  обеспечение  охраны  атмосферного  воздуха  от 

передвижных и стационарны; источников загрязнения). 

3.

 

Формирование  благоприятного  социального  климата,  развитие 

социальной  сферы  МО  (содействие  занятости  населения;  укрепление 

системы  профессиональной  подготовки  и  переподготовки  кадров; 

смягчение  социальных  последствий  безработицы;  обеспечение  равных 

социальных  возможностей  лицам  с  особым  статусом  и  потребностями 

(инвалиды,  пожилые  люди,  дети-сироты  и  др.);  укрепление  системы 

адресной  социальной  помощи  малоимущим  слоям  населения;  создание 

эффективной системы охраны прав семьи и детства, системы сохранения и 

укреплена  физического  и  психологического  здоровья  населения; 

укрепление  базы  отдыха  детей,  культурной,  спортивной  и  досуговой 

жизни  в  МО;  содействие  привлечению  грантов,  благотворительных 

взносов  на  поддержку  и  развитие  учреждений  культуры;  обеспечение 


background image

права на образование и формирование системы социально-педагогической 

защиты  детей;  повышение  качества  школьного  образования  и  степени 

вовлеченности, социализацию учащихся и молодежи в развитие МО). 

4.

 

Развитие 

экономики 

МО, 

формирование 

благоприятного 

хозяйственного 

климата, 

развитие 

инновационной 

деятельности 

(привлечение 

инвестиций 

на 

территорию, 

поддержка 

малого 

предпринимательства, 

ориентация 

научно-технического 

и 

образовательного  потенциала  на  удовлетворение  потребности  рынка  и 

повышение  качества  жизни  населения,  формирование  инновационного 

менеджмента,  ликвидация  административных  препятствий  на  пути 

развития  предпринимательства,  экономия  и  поиск  дополнительных 

финансовых  ресурсов,  создание  новых  рабочих  мест  и  диверсификация 

сфер  бизнеса  на  территории,  развитие  рынка  труда,  стимулирование 

частных вложений в реальный сектор, расширение внутренних и внешних 

рынков 

промышленных 

предприятий 

МО, 

повышение 

уровня 

менеджмента,  технического  и  технологического  уровня  производства, 

формирование  системы  взаимосвязанных  инновационных  центров, 

технологических парков, финансовых институтов, поддержка имиджа, т.е. 

образа города как инновационного, научного и образовательного центра). 

5.

 

Укрепление  правопорядка  в  МО,  повышение  социальной 

безопасности  личности,  семьи,  общества  (укрепление  материально-

технической  базы,  предоставление  новых  видов  услуг,  внедрение 

современных технических систем обеспечения безопасности). 

6.

 

Развитие  сети  потребительского  рынка  и  сферы  услуг  МО 

(микрокредитование, 

создание 

залогового 

фонда, 

развитие 

инфраструктуры). 

В  разрезе  каждой  из  указанных  целей  необходимо  эффективное 

функционирование: 

1.

 

Системы 

адекватного 

информационного 

обеспечения 

деятельности администрации, в т.ч.: 


background image

 

поддержание активной обратной связи с жителями путем: 

 

проведения социальных мониторингов, 

 

выпуска муниципальной газеты, работы со СМИ, 

 

работы по обращениям жителей, 

 

проведения отчетных встреч и др., 

 

создание  единого  Банка  Данных,  включающего  различные 

связанные Базы Данных по организациям и предприятиям района, 

 

сбор  и  обработка  статистической  информации  о  социально-

экономическом состоянии МО, проведение ресурсного анализа. 

2.

 

Системы  оперативного  и  перспективного  планирования,  в  т.ч.  с 

привлечением  жителей  и  организаций,  создание  условий  для  партнерства 

общественных объединений и органов власти в решении проблем развития 

МО. 

3.

 

Системы мотивации, координации и контроля выполнения планов. 

Генеральной 

целью 

управления 

социально-экономическим 

развитием территории МО является повышение 

качества жизни жителей 

МО. Поэтому указанные выше цели и задачи представлены на рис.  11.9 в 

виде  «рыбы»  доктора  Э.Деминга,  признанного  идеолога  управления 

качеством. 

 

10.5. Построение системы муниципального управления 

В  муниципальном  менеджменте  существует  проблема  отсутствия 

комплексной 

системы  управления  территорией 

для  обеспечения 

устойчивого  развития  МО  в  условиях  нестабильности  внешней  среды. 

Необходима  модель,  объединяющая  различные  методики,  механизмы  и 

инструменты 

специальных 

экономических 

и 

отраслевых 

наук, 

адаптированные  к  муниципальному  менеджменту.  Она  позволит 

структурировать 

деятельность 

муниципального 

менеджера 

для 

целенаправленного  и  упорядоченного  воздействия  на  сложный  объект, 

каким является МО. 


Смотрите также файлы