ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5213
Скачиваний: 7
Для построения такой модели
1
прежде всего необходимо определить
муниципальную систему: ее характеристики и особенности, состав ее
элементов и взаимосвязей между ними, а также ее взаимодействия с
внешней средой
2
.
При определении муниципальной системы возникает проблема
разграничения: что является объектом управления, а что - лишь внешней
средой ближайшего окружения. Например, могут ли считаться объектом
муниципальных воздействий частные коммерческие предприятия,
находящиеся на территории, и в какой степени? Другая сторона вопроса
заключается в четком определении субъекта системы: кто является
муниципальным менеджером, в чем отличия муниципального, местного,
территориального управления и самоуправления? Каким инструментарием
должен обладать муниципальный менеджер, чтобы выполнить задачи и
функции, на него возлагаемые? Какова природа субъекта местного
управления и как обосновывается необходимость его существования?
Каковы
критерии
эффективности
деятельности
муниципального
менеджера, его воздействий на систему? Какие формы и методы власти
(экономические или административные, через принуждение, участие,
пример, вознаграждение, традицию) наиболее эффективны для управления
муниципальной системой?
Сложность управления МО заключается еще и в том, что объектом
муниципального управления являются, с одной стороны, функциональные
подсистемы
самой
администрации
(кадровая,
финансовая,
информационная), а с другой (полностью или частично, в зависимости от
формы собственности) – объекты здравоохранения, социальной защиты,
образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения
1
Модель - представление объекта, системы в упрощенной форме, отличной от
реального предмета, но сохраняющей существенные характеристики для решения
задачи моделирования [7].
2
Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.:
ИНФРА-М, 2002. – xviii, 718 с.
(ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные
и страховые учреждения и другие организации. Заметим, что
муниципальная система в РФ отличается многофункциональностью,
потому что большинство отраслевых комплексов (ЖКХ, здравоохранение,
образование)
являются
государственными
или
муниципальными
предприятиями, учреждениями. Такое положение может отличаться от
практики муниципального управления в других странах. Например, в
США большинство отраслей ЖКХ не находятся в компетенции
управления муниципальных органов, в сфере образования существуют
школьные районы ("дистрикты"), не совпадающие с административным
делением и не подчиненные муниципалитетам.
Рис. 11.9.
Определение целей и задач социально-экономического развития МО
Повышение качества
жизни населения
через социально-
экономическое
развитие территории
МО
Развитие
социальной
сферы
Поддержка и
развитие
нацкультуры
творчества
трудоустройс
тво и
занятость
населения в.
т.ч. молодежи
Адресная
социальная
защитажителе
й
Развитие и
поддержка
малого
предпринима
тельства
Рекламно-
информацион
ные
программы
Развитие
экономики
Экономия и
изыскание
дополнительных
финансовых
ресурсов («за
пределами
бюджета»)
привлечение
инвестиций на
территорию
Развитие
физкультуры
и спорта
Объектов
инфраструк
туры
социальной
защиты
населения
Укрепление
правопорядка
развитие и
строительство
объектов для
хранения
автомобилей
жителей
Улучшение
видеоэколо
гии
озеленение и
благоустройс
тво
Развитие жилищ
но-коммунальной
сферы
Сокращение
издержек в
ЖКХ
Создание конкурент
ной среды в сферах
управления, содер-
жания и эксплуата-
ции жилого фонда
С
исте
ма
инфо
рма
ци
онн
ог
о
об
ес
печ
ени
я
Координация
и контроль
работы пред
приятий и
организаций
потребитель
ского рынка
Повышение
качества и
культуры
обслуживания
жителей
Развитие потреби
тельского рынка и
сферы услуг
Организация
сезонной
торговли
Развитие инфра
структуры
торговли, бытово
го обслуживания
и сетей обществен
ного питания
Жилищное
строительство
С
исте
ма
п
ла
ни
ро
ва
ни
я,
мо
ти
ва
ци
и,
ко
ор
ди
на
ци
и,
к
онтр
о
ля
вып
олн
ени
я
пла
но
в
Что же обеспечивает устойчивость сложной и многогранной
муниципальной системы к воздействию внешних возмущений? Для ответа
на этот вопрос необходимо выделить общие цели и интересы каждого
элемента, определить движение ресурсов внутри системы и ресурсный
обмен с внешней средой ближнего (микросреда) и дальнего (макросреда)
окружения.
Муниципальный менеджмент имеет дело со сложной системой,
включающей различные подсистемы с собственными целями и
назначением. Какие требования предъявляются к главе администрации и
его аппарату, т.е. субъекту управления? Какова должна быть база знаний и
навыков муниципального менеджера? Как эти требования изменяются в
зависимости от уровня управления, занимаемой должности, видов
деятельности?
11.5.1. Стратегия как основа управления МО
Ответы на вышеперечисленные вопросы выявляют рамочный контур
муниципальной
системы,
требующий
дальнейшего
заполнения.
Целостность, устойчивость, построение и существование самой системы
определяются ее
целями,
выраженными в конкретных планах. Не
вызывает сомнений, что если администрация МО не планирует свои
действия в долгосрочном периоде, то развитие МО станет хаотичным, а
управление превратится в реагирование на изменения внешних и
внутренних факторов, субъектом управления фактически будет являться
не аппарат администрации, а случайный процесс. При отсутствии четко
сформулированных и измеряемых комплексных ориентиров развития
возникает множество неразрешимых проблем: как скоординировать
разрозненные отраслевые планы, увидеть пути развития, сплотить,
мотивировать, воодушевить исполнителей, имеющих различные интересы
(бизнес, общественность, коллектив администрации и др.), как оценить
эффективность деятельности и, в конце концов, достигнуть перспектив,
которые с первого рассмотрения могут казаться нереальными.
Определение целей и многие другие проблемы развития сложной
муниципальной
системы
требуют
использования
научного,
интеллектуального и творческого опыта различных экспертов. Ставится
задача применения специальных методов, позволяющих на основе
использования особенностей человеческого мышления выработать
максимальное количество идей для решения проблем, а также оценить их
принятыми методами и сделать обоснованный выбор.
Правильно поставленные цели - это лишь половина успеха. Тем не
менее, акцент в муниципальном управлении должен делаться не на целях,
т.е. планировании, а на результатах. Разработать стратегический план
важно, но это еще не означает того, что его можно реализовать. Слабость
стратегического планирования состоит в том, что в него не встроен
механизм исполнения. Данный недостаток восполняет
стратегическое
управление.
Для этого необходим комплекс определенных операций, т.е.
алгоритм стратегического управления, позволяющий от влияния внешней
среды и недостатка ресурсов для текущего функционирования перейти к
устойчивому развитию МО на основе множественности ресурсных
источников. Новое состояние МО достигается через системное
применение конкретных инструментов по разработанному пошаговому
алгоритму.
Для развития МО и реализации поставленных целей необходимо
ресурсное, прежде всего инвестиционное, обеспечение. В целях
повышения привлекательности территории для внешних инвестиций
(бюджетных, корпоративных, банковских), упорядочения и концентрации
соответствующих
действий
администрации
необходима
систематизированная
разработка
специальной
стратегии
МО,
направленной на формирование конкурентных преимуществ МО. Для
этого анализируются факторы, влияющие на остроту этой конкуренции,
набор возможных конкурентных стратегий и условия применения,
преимущества и ограничения каждой из них.
Что делать, если при всех предпринятых усилиях затраты на
реализацию поставленных целей слишком велики, а резервы внутренних и
внешних источников исчерпаны? На решение данной проблемы направлен
инструмент сокращения стоимости при реализации стратегии и анализа
возможных вариантов – функционально-стоимостный анализ (ФСА).
Какие технологии, методы и инструменты необходимо применить
для выполнения планов в процессе стратегического управления
территорией? Рассмотрим их использование в разрезе различных
направлений управленческой деятельности – финансового, маркетинга,
проектного, логистики, кадрового менеджмента и др.
11.5.2. Финансовый менеджмент для управления финансовыми
ресурсами МО
Ввиду ряда причин управление финансовыми ресурсами является
ключевым в муниципальном менеджменте. Рыночные отношения,
характеризующиеся
выраженным
прагматизмом,
снизили
результативность
применения
административных
методов
муниципального управления в сторону экономических стимулов. Ясно, что
без ресурсов не будет реализована ни одна, даже самая блестящая,
стратегия, идея, проект. Финансовые средства имеют первостепенное
значение, поскольку это единственный вид ресурсов, который может быть
преобразован с минимальным временным разрывом в любой другой вид
ресурсов. Любая деятельность начинается с ответа на вопросы: где найти
источники финансирования, как организовать текущее и перспективное
управление финансовыми ресурсами, обеспечивающее финансовую
устойчивость и платежеспособность. В приложении к муниципальному
управлению эти вопросы имеют множество аспектов. Выделим наиболее
значимые, например: