ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5205
Скачиваний: 7
11.5.8. Задачи и мероприятия по управлению рисками
Внедрение интернет-технологий в управление МО может показаться
вам фантазией, однако реализация таких проектов позволит снизить риск
потери преимуществ Вашего МО перед другими. Несмотря на отсутствие
давления конкуренции, монополия органов местной власти, не является
незыблемой. Во-первых, большинство услуг, предоставляемых органами
власти, однородно, поэтому они могут быть оказаны в электронной форме
другими местными администрациями и даже коммерческими фирмами. И
второе, бизнес и инвестиции могут перемещаться в места, где
эффективные каналы связи с властью уже созданы.
Технологическое отставание - это лишь один из возможных
источников риска. При реализации проекта, выбора сценария развития
МО, принятия решений по кадрам или другим аспектам всегда существует
риск
ошибки.
Стохастичность
внешней
среды
(изменение
законодательства, социально-экономической ситуации, конъюнктуры
рынка, форс-мажор) является источником неконтролируемых рисков.
Внутренние риски вызваны недоработками администрации в сфере
маркетинга, управления финансами или кадрами.
Особую рисковую зону составляет жилищно-коммунальное
хозяйство (ЖКХ). Как защитить жилой и нежилой фонд, объекты
инфраструктуры от повреждения или уничтожения в результате пожара,
взрыва; аварии систем инженерного оборудования и сетей в жилых домах
или за их пределами; стихийных бедствий; противоправных действий
третьих лиц и др. Как обеспечить адресную помощь пострадавшим при
возникновении таких событий; создать систему объективной оценки
причиненного ущерба; сократить бюджетные затраты, связанные с
ремонтом или заменой поврежденных (уничтоженных) объектах?
Потери в результате реализации рисковых обстоятельств могут
иметь финансовый характер (возникновение дополнительных затрат,
отрицательное отклонение от планируемого и фактического результата,
увеличение долговых обязательств) или выражаться в снижении имиджа
администрации у деловых партнеров, среди населения, в уходе
квалифицированных кадров и пр. Проявление негативных последствий
может иметь как немедленный, так и отложенный, долговременный
характер.
В последние годы получили распространение различные модели
управления рисками, объединенные в систему риск-менеджмента. В
зависимости от величины риска им можно пренебречь, переложить,
снизить, минимизировать или избежать. Для защиты от рисков Вы можете
реализовывать ряд организационных мероприятий, стремиться к
снижению
неопределенности
путем
получения
дополнительной
информации или применять специальный инструмент -
страхование.
Страхование позволяет не только перераспределить риск возникновения
форс-мажорных обстоятельств (пожар, авария, и пр.), невозврата
выданного или полученного кредита, невыполнения гарантийных
обязательств и др., но и повысить финансовую устойчивость предприятий
ЖКХ и привлечь внебюджетные средства на предупреждение событий,
имеющих следствием ущерб жилищному фонду, и на уменьшение ущерба
от таких событий.
Специфической
сферой
рискового
страхования
является
здравоохранение. Обязательное медицинское страхование – основной
источник финансирования больниц и поликлиник. Поэтому для
муниципального
менеджмента
важно
управлять
механизмом
формирования этого источника и осуществлять контроль над ним.
В системе страхования администрация может выступать не только в
роли страхователя. Для управления рисками муниципальный менеджер
может использовать рычаги, предоставленные ему следующими ролями:
контролирующей стороны выполнения условий договора
страхования и расходования страховых фондов;
стороны, согласующей нормативы страхового тарифа, льготы и
надбавки, порядок формирования и использования страховыми
организациями финансовых резервов и фондов, образуемых из страховых
взносов;
консультанта застрахованных лиц (прежде всего физических);
одной из сторон взаимного страхования.
В соответствии с этими ролями и обозначенными рисками
муниципальному менеджеру необходимо построить эффективную систему
страхования рисков, структурировать формы, виды и процедуры
страхования, выделить участников страхования, контролировать расчеты
страхового тарифа, владеть методами оценки и выбора страховой
компании.
11.5.9. Антикризисное управление МО
Защитные механизмы риск-менеджмента способствуют раннему
обнаружению, предупреждению и ограничению даже слабых сигналов
«кризиса». Выше мы затронули некоторые подходы к предотвращению,
недопущению кризисного состояния МО и обеспечению поступательного
развития местной экономики. Тем не менее, кризисы являются
неизбежным спутником любого роста, тогда как равновесие - напротив,
признак упадка, умирания.
Циклическая смена спадов и подъемов экономического роста
объясняется наличием некоторого периода времени между выделением
инвестиций и их освоением (короткий 3-летний цикл), заменой активной
части средств производства одновременно в нескольких отраслях (средний
7-11-летний цикл), кардинальным обновлением технологического базиса
общества (длинные 40-60-летние волны), явлениями ускоренного развития,
сменой сезонов.
Такие системные циклы отражаются на всей муниципальной
экономике. С другой стороны, кризисы отдельных местных организаций
порождаются неблагоприятными изменениями составляющих спроса,
факторов производства, состояния предприятий поставщиков и
потребителей, изменениями в конкурентной среде, действиями
госструктур и просто случайными явлениями. Резонанс отрицательного
действия неконтролируемых внешних факторов в муниципальной системе
вызван
неустойчивостью
подсистем
предприятий:
финансовой,
производственной, маркетинговой, кадровой и их взаимодействия.
Все эти факторы могут быть причиной кризисов непосредственно
органа местного самоуправления и его инвестиционно-заемной системы,
социальной сферы и жилищно-коммунальных предприятий, отдельных
коммерческих организаций МО или их совокупности. Перед
муниципальным менеджером возникает множество проблем: как
уменьшить размах циклических колебаний, как вывести из кризиса
градообразующее предприятие, как ликвидировать бюджетный дефицит,
как погасить бюджетную дебиторскую и кредиторскую задолженность,
ликвидировать («расшить») взаимные неплатежи хозяйствующих
субъектов в условиях нехватки наличности и пр.
В этих ситуациях задача местной администрации – выстроить линию
антикризисного управления МО и четко обозначить свою роль. Для этого
Вашему
вниманию
будут
предложены
пошаговый
алгоритм
антикризисного управления, классификация возможных ситуаций, методы
прогнозирования и диагностики кризиса, набор механизмов «расшивки»
неплатежей, описание процедуры банкротства и другие специальные
инструменты вывода из муниципальных кризисов различного вида.
11.5.10. Ситуационное муниципальное управление
Мы говорили о проблемах МО и об инструментах, методиках,
подходах к их решению. Возможно, у вас возникли возражения, что те или
иные из них не применимы к Вашему МО, а часть рассмотренных проблем
не затрагивает Вашу конкретную ситуацию. Действительно, каждое МО -
индивидуально и имеет неповторимые характеристики: ресурсы, площадь
территории, численность населения, географическое положение, уровень
технологической прогрессивности, подверженность влиянию внешней
среды, близость к соседним МО и отдаленность от областного, краевого,
республиканского центров, испытывает разную конкуренцию на рынке
инвестиционных ресурсов, находится в своей фазе жизненного цикла,
имеет свою промышленность с определенными воспроизводственными
циклами и проблемами. Различия перспективного и текущего состояния
конкретного объекта (МО, предприятия) могут из применения одного и
того же муниципального инструмента сделать «яд» или «лекарство».
В этой связи возникает проблема исследования и выявления
существенных характеристик МО, т.е. построения профиля МО.
Следующий блок проблем затрагивает вопросы: как определить, какие
инструменты применять в каждом конкретном случае и каким образом их
адаптировать к ситуации? Рассмотрим возможные ситуации и их влияние
на муниципальный менеджмент, приоритетность целей и действий. С
помощью специальных матричных методов анализа текущего и
перспективного состояния местных предприятий разделим применение
инструментов муниципального воздействия для каждой «клетки» матрицы.
11.6. Основные подходы к осуществлению муниципальной власти
Выше мы рассмотрели права муниципального менеджера,
необходимые для решения задач управления территорией. Кто получает и
имеет право использовать эти правовые полномочия? На каком основании
и в какой форме?
В работах А.А. Замотаева и А.Н. Широкова органы местного
самоуправления рассмотрены в системе органов публичной власти.
Конституция Российской Федерации называет единственным
источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ.
Здесь же в ст.3 определены формы осуществления народом своей власти:
непосредственное осуществление власти, высшим выражением
которого являются референдумы и свободные выборы;