ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5207
Скачиваний: 7
через органы государственной власти (федеральные органы
государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ);
через органы местного самоуправления.
Основные отличия местного самоуправления от государственной
власти представлены Л.А. Велиховым [41]:
различие в характере власти (местное самоуправление – власть
подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной
властью); разграничение сфер компетенции (ограничение круга дел,
предоставленных местному самоуправлению);
самостоятельные источники средств (не предоставлены те или
иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих
задач); территориально ограниченный, выборный принцип.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" власть
местного управления закреплена правами:
установления общеобязательных в границах подведомственной
территории правил (норм);
принятия в пределах установленной компетенции нормативных
правовых актов, обязательных для исполнения всеми гражданами,
юридическими лицами, органами и должностными лицами местного
самоуправления, органами и должностными лицами государственной
власти;
иметь собственные органы охраны общественного порядка,
способные легитимно применить насилие.
Кроме того, задачей местного самоуправления в соответствии с
перечнем его полномочий (ст.6 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации") является распределение ценностей в обществе.
Таким образом, местное самоуправление в.пределах МО выполняет
одновременно функции власти и функции хозяйствующего субъекта.
Однако не всякая формальная власть (законная) является
фактической. Как добиться реальной власти? Для этого необходимо
сочетать различные формы реализации власти (табл. 11.2).
Таблица 11.2
Анализ характеристик возможных форм фактической реализации
муниципальной власти
Форма
власти
Краткая характеристика
Преимущества
Недостатки
Власть
1
,основа
нная на прину-
ждении (власть
страха).
Исполнитель сознает, что
может быть наказан или
ущемлен в зависимости от
воли влияющего (руководи-
теля). Влияние оказывается
через страх.
Быстрота
требует
обязательного
исполнения.
1.Дорогостоящая форма
(пред-полагает затраты на
контроль).
2. Возможность ответного
действия.
3. Рискованность.
4. Временный характер
(«Штыки хорошая вещь, но
на них нельзя долго
сидеть»).
5. Ухудшение качества
работы.
Власть, ос-
нованная на
вознаграждени
и.
Исполнитель сознает, что
может быть вознагражден и
это зависит от влияющего
(руководителя).
1.Действенная,
эффективная
форма власти.
1. Недостатки ресурсного
характера.
2. Трудность определения
реального вознаграждения.
Экспертная
Власть (власть
компетен-ции).
Власть через разумную
веру исполнителя в
компетенцию руководства
(посредством которой
возможно удовле-творение
насущной потреб-ности
исполнителя).
1. Власть
построена на
реально
заслуженных
преимуществах
специалистов.
2. Не требует
затрат ресурсов.
3. Быстрота.
1.Длительный путь
достижения.
2. Нестабильна («разумная
вера» не так устойчива, как
«слепая вера»).
3. Необходимость
постоянного
подтверждения.
Эталонная
власть (власть
примера.хариз
мы).
Власть, построенная на
силе личных качеств или
способностей руководителя,
на стремлении исполнителя
«быть похожим» на
руководителя (т.к. он
обладает особо
привлекательными
свойствами и
характеристиками).
Не требует
затрат
ограниченных
ресурсов.
1. Ограничена влиянием,
не противоречащим
идеалам.
2.Действует в зоне
ответственности.
Законная или
Власть, основанная на
Стабильность,
1.Сопротивление
1
Разным формам власти соответствуют свои переводы, например, основанной на силе -
англ, «power», а основанной на авторитете - «authority».
Форма
власти
Краткая характеристика
Преимущества
Недостатки
тра- диционная
власть.
сознании исполнителя, что
руководитель приказывает,
а он обязан исполнять,
подчиняться.
Удовлетворяется
потребность исполнителя в
защищенности и
принадлежности.
т.к.
подчиненный
реагирует не на
личность, а на
должность.
Быстрота и
предсказуемость
влияния с
помощью
традиций.
Упрощается
процесс
принятия и
реализации
решений. Не
требует затрат.
нововведениям (традиция
выдвигается как аргумент).
2. Молодежь не видит тесной
связи между традиционными
ценностями,
вознаграждением и
удовлетворением своих
потребностей.
Власть через
убеждения.
Руководитель допускает,
что подчиненный имеет
долю власти.
Удовлетворяется
потребность исполнителя в
уважении и значимости.
Нет
необходимости
жесткой системы
контроля,
исполнитель
постарается
перевыполнить
задание.
Убеждение
через логику и
эмоции.
Совпадение
личных
потребностей и
целей
организации.
1 . Медленное
воздействие.
2. Неопределенность.
3. Одноразовое действие.
Власть
черезпривлечен
ие к
управлению.
Осуществляется
удовлетворение высших
потребностей исполни теля
во власти, успехе,
самовыражении.
Нет
необходимости в
провер-ке
работы
исполнителя.
1.Одноразовое действие.
2. Годится не для всех
ситуаций.
3. Необходим поиск
компромисса между
отсутствием вовлеченности,
которое обычно
сопровождается
сопротивлением, и
гипервовлеченностью,
которая может привести к
потере контроля, анархии.
Применение той или иной формы власти определяется конкретной
ситуацией, предпочтительным является сочетание различных форм власти.
Критерий при этом следующий: власть есть в той мере, в которой принятое
решение выполняется (эффективность власти заключается в степени
достижения поставленных целей). В частности, административные методы
управления (директивы, устные и письменные распоряжения) имеют ряд
недостатков, присущих власти, основанной на традиции и принуждении
(табл. 11.3), тогда как в основе экономических методов лежит
экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и
организаций за социально-экономическое развитие территории МО,
социальное партнерство (используются преимущества власти через
участие и вознаграждение). Наиболее эффективно гибкое ситуационное
сочетание административных и экономических подходов.
Таблица 11.3
Ограничения административных методов муниципального
управления
Достоинства
методов
Недостатки методов
Основаны на
конкретно-адресных
заданиях.
Ориентированы на
достижение цели
органа управления.
Создают условия для
подготовки,
принятия и
реализации
управленческих
решений.
Однозначны,
требуют
обязательного
исполнения.
Преследуют преимущественно интересы органа
управления.
Ограничение прав управляемых объектов.
Основная доля ответственности за принимаемые
решения ложится на орган управления.
Отсутствие убежденности и мотивированности в
необходимости выполнения решения,
навязанного сверху.
Власть, основанная на принуждении, как правило,
недолговечна. Необходимость жесткой системы
контроля.
Нежелательные побочные эффекты: отчуждение,
страх и пр.
Требуется сильный авторитет власти.
Недостаточное использование потенциала
исполнителей.
Возможность возникновения конфликта
интересов.
Слабо решаются задачи, требующие творческого
подхода исполнителей.
Рассмотренным
формам
власти
соответствуют
основные
направления реализации власти:
Власти через убеждение – идеологическое направление
(соответствие власти устремлениям большинства населения).
Экспертной власти – профессионализм властей.
Традиционной власти – структурная легитимация (соотношение
между властью и процедурой законности получения этой власти, доверие к
самой процедуре получения и осуществления власти).
Власти харизмы – персонализированное направление - доверие к
властвующему лицу (соответствие имиджа властвующего лица образу
власти в глазах населения).
Выделяются следующие типы лидеров:
1.
Знаменосец (выразитель идей, оратор).
2.
Служитель (выразитель интересов населения).
3.
Предприниматель (может стать таким как надо, чтобы победить).
4.
Пожарный (делается лидером в критических ситуациях).
5.
Псевдолидер («короля играет свита», т.е. окружение, которое
конструирует и создает имидж, образ лидера).
С точки зрения процесса осуществления власти, местное
самоуправление является
управляющей
структурой развития территории.
Поэтому функции управления для данных органов являются функциями
менеджмента, ориентированными не только во внутрь, но и внешними,
основными, в приложении к решаемым проблемам. Организационно
внутреннюю и внешнюю функцию менеджмента могут выполнять
различные подразделения местной администрации. Однако они могут
использовать в своей деятельности одни и те же приемы, методы,
механизмы реализации соответствующей функции с поправкой на масштаб
управляемой системы - орган власти, муниципальное образование (табл.
11.4).