Файл: Содержание Введение глава Психологические эффекты неудачи общие представления о личной неудаче величина или интенсивность.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третье значение термина относится не к самой оценке своего или чужого результата, а к состоянию, возникающему у человека в этот момент. Неудача (как и успех) в этом смысле – особое нервно-психическое состояние, возникающее у человека при значительном и значимом для него успехе или неудаче (понимаемые во втором значении этого слова). Такое состояние возникает только тогда, когда течение всей совокупности психических процессов на какой-то период времени будет подчинено процессу, связанному с успехом или неудачей. Это соответствует общим принципам выделения особых психических состояний, получающих специальное название, из общего нервно-психического состояния, присущего живому человеку в любой момент времени. Иными словами, успех и неудача всегда изменяют текущее психическое состояние, но особые психические состояния успеха или неудачи возникают только иногда, чаще всего под влиянием очень сильного успеха или неудачи4.
Кроме этих трех основных значений термин неудачи (как и успеха) применяется в научных исследованиях как слово разговорного языка в более широком значении. Тогда оно используется для квалификации любых действий. Неуспешными называются любые действия, не приводящие к положительному эффекту.
В научной литературе термин «неудача» в первом и третьем значениях используется редко. В первом, потому что механизм оценки чужого результата представляет интерес разве что для изучения «психологии болельщика». В третьем, потому что определить, когда же состояние становится именно неудачей непросто.
Поэтому-то, как правило, предпочитают говорить о влиянии неудачи на состояние или о состоянии при неудаче, понимая неудачу во втором значении.
Все это говорит о том, что второе значение термина является ключевым для отображения природы неудачи.
1.2 Величина или «интенсивность» неудачи
Более чем полувековая история исследования влияния неудачи на человека свидетельствует о том, что для получения адекватных результатов экспериментальных исследований и правильного их анализа необходимо ответить на два принципиальных вопроса. Первый – о величине неудачи и о факторах, определяющих эту величину. Второй – о механизмах воздействия неудачи на психику человека5.
Хорошо известно, что диапазон неудачи - от едва заметного огорчения до беспредельного отчаяния, накладывающего отпечаток на многие месяцы жизни.
Можно выделить несколько наиболее важных факторов, определяющих величину неудачи.
Во-первых, - это сила побуждения к определенной деятельности. В свою очередь суммарная сила побуждения связана с таким фактором, как значимость для человека именно этого вида деятельности. Чем больше сила побуждения, тем в случае отрицательного результата деятельности больше величина неудачи.
Во-вторых, - это субъективная вероятность достижения цели, которая зависит от вида деятельности, от сложности объективных условий, а также от уровня самой цели. Чем выше субъективная вероятность достижения цели, тем больше будет величина неудачи (в случае недостижения цели).
В-третьих, - это величина достигнутого расхождения, которая соответствует тому, насколько достигнутый результат оказался ниже и хуже при неудаче. Чем больше разница между реальным результатом и ожидаемым, тем больше будет неудача.
В-четвертых, - это величина аккумулированного эффекта неудачи, которая определяется количеством неудачных попыток на предшествующих этапах деятельности и величиной неудач в ней.
Чем больше было успехов и большой интенсивности в прошлом, тем выше будет величина неудачи в случае недостижения цели (при прочих равных условиях), и наоборот.
Кроме этих основных факторов, которые можно назвать "ситуативными", поскольку их величина и влияние зависят от конкретной ситуации и от случая к случаю меняются, существуют и стабильные факторы. Они связаны с устойчивыми свойствами личности человека, прежде всего с мотивационной сферой личности, в особенности с величиной потребности в достижении и с соотношением личностных мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Чем больше у человека развита потребность в достижении, тем больше будет вероятность того, что при прочих равных ситуативных факторах величина неудачи будет больше.
Большое значение имеют также такие устойчивые характеристики человека, как эмоциональная стабильность и фрустрационная толерантность, т. е. индивидуальная переносимость неудовлетворенных потребностей. Чем выше фрустрационная толерантность и эмоциональная стабильность, тем больше вероятность того, что при прочих равных ситуативных факторах величина неудачи будет больше6.
В ходе исследований встает вопрос об общих механизмах влияния неудачи. В психологии сформировалось несколько довольно отличающихся друг от друга подходов к объяснению механизмов влияния успеха и неудачи.
Один из них - энергетический, истоки которого лежат в теориях фрустрации, а в более современном виде – в теориях мотивации достижения. Согласно такому подходу основной канал влияния неудачи на человека – эмоциональные процессы, вызывающие изменения в выполнении деятельности за счет изменения активации (теория фрустрации) или мотивации (теория мотивации достижения).
Другой подход – информационный, истоки которого находятся в теориях казуальной атрибуции и усвоенной беспомощности, развивающихся в рамках когнитивной психологии. В теориях данного подхода основным каналом влияния неудачи является корректировка действий на основе когнитивных решений или атрибутивных суждений.
Третий подход – произвольной саморегуляции, истоки которого находятся в теориях осознанной саморегуляции, которая понимается как высший контур саморегуляции. В рамках третьего подхода основным каналом влияния неудачи является второсигнальная обратная связь о достижении, на основе которой принимаются осознанные регулирующие воздействия7.
Такая собственная структура позволяет неудаче оказывать влияние на текущую и последующую деятельность по обоим каналам регуляции: когнитивному и аффективному, используя при этом для непосредственного управления соответствующие каждому каналу механизмы: осознанной саморегуляции и волевой (когнитивный канал), активационный и мотивационный (аффективный канал). Причем приоритет высшего уровня регуляции отдается когнитивному каналу.
Подводя итог, можно выделить главное.
Первое – неудача в зависимости от целого ряда ситуативных и личностных факторов может быть разной величины, от этого зависит характер её влияния на человека.
Второе – влияние неудачи осуществляется по различным каналам с использованием различных механизмов регуляции.
Работ, специально посвященных изучению изменения функционального состояния в процессе неудач, очень мало. Их можно условно разделить на две группы. В первой из них изучалось влияние фрустрации, вызываемой регулярными неудачами в деятельности, на повышение уровня активации в сравнении с фоновым. В другой – сравнивалось влияние неудачи с влиянием успеха. При этом были получены данные о более высоком уровне вегетативной активации при успехе, чем при неудаче.
1.3 Когнитивные и эмоциональные составляющие успеха и неудачи
В процессе осуществления отдельных видов деятельности и, особенно на их завершающем этапе, формируются особые когнитивно - аффективные оценочные комплексы. В тех случаях, когда деятельность не имеет особого значения для человека, оценочные комплексы имеют простую структуру и длительность их существования и влияния невелика. Если же результат деятельности имеет особое личностное значение для человека и (или) общества, то на завершающем этапе возникают очень сложные когнитивно-аффективные оценочные комплексы, которые довольно часто осознаются человеком не как совокупность когнитивных и аффективных компонентов (оценки, самооценки, эмоциональные переживания, атрибуция и т.д.), а в виде целостных гештальтов: успеха и неудачи
8.
Выполнение неудачей столь многочисленных функций свидетельствует о неординарности психических феноменов и побуждает к их разностороннему изучению.
Первый блок когнитивной составляющей неудачи состоит из нескольких оценок итогов деятельности как продукта, удовлетворяющего его основную потребность, и как результата, удовлетворяющего потребность в достижении успеха. Таких оценок может быть больше шести.
Во-первых, оценки продукта деятельности могут осуществляться исходя из когнитивного, аффективного или когнитивно-аффективного основания, каждая из которых может обладать своей спецификой и даже противоречить другой.
Во-вторых, оценки результата деятельности как уровня достижения определенной цели, которых может быть несколько: истинная, хранимая про себя, сообщаемая для других и поставленная извне, но принятая субъектом как социально престижный ориентир. Эти цели, а значит, и оценки результата, сделанные по отношению к ним как к оценочным основаниям, могут значительно отличаться друг от друга.
Оценки по аффективному и когнитивно-аффективному основанию могут осуществляться и на аффективном уровне, и тогда их нужно будет отнести к эмоциональным составляющим неудачи.
Ещё одна группа оценок итогов деятельности как продукта и как результата обнаруживается при анализе исследований совместной деятельности, представляющей социальный интерес, и значит, оцениваемой другими людьми. Можно выделить три группы таких оценок:
Первая – оценки итогов деятельности партнерами по совместному выполнению, которые производятся относительно конвенционально выбранных или совместно установленных требований к продукту; нормы или стандарты достижения.
Вторая – оценки итогов, сделанные значимыми для субъекта деятельности людьми (учитель, друзья, родители и т.д.). В качестве основания таких оценок выступают общественные стандарты качества продукта или личные стандарты достижения качества каждого из оценщиков.
Третья – оценки итогов деятельности, сделанные официальными для субъекта лицами (организатор деятельности, руководитель, начальник, учитель и т.д.). Основанием для оценок здесь выступают социальные стандарты качества со спецификой их усвоения каждым из официальных лиц. В ряде случаев такие оценки даются произвольно, безотносительно к каким-либо основаниям, а в качестве похвалы или порицания – исходя из внутренних соображений, и тогда оценки выполняют только стимулирующую функцию
9.
Все оценки данной группы являются внешними по отношению к субъекту деятельности и связаны с удовлетворением не основной потребности, а дополнительных или косвенных. Соответственно видам внешних оценок имеются в виду потребность в присоединении, в социальном признании, в социальном одобрении.
Наконец, для полноты представлений о составе оценочного блока когнитивной составляющей успеха и неудачи следует описать ещё один вид оценок. Это – рефлексивные оценки, которые производит субъект деятельности по поводу итогов в том случае, если социальные оценки со стороны партнеров, значимых других или официальных лиц не были произведены или не известны субъекту, в то время как он хотел бы иметь их в виду. В качестве оснований для своих оценок субъект использует свои предположения или знания об оценочных основаниях тех лиц, оценки которых он рефлексирует.
Таким образом, оценочный блок когнитивной составляющей неудачи состоит из разнородных оценок самого субъекта деятельности и оценок других лиц, сопричастных или заинтересованных в её результатах. Конечно же, не в каждом случае производится такое полное и разностороннее оценивание итогов деятельности, и далеко не все процессы оценки полностью осознаются. Тем не менее, очевидно, что результаты деятельности подвергаются разностороннему отражению, оцениванию и самооцениванию. Они как бы притягивают к себе и завязывают в один узел целую систему оценок разного уровня и происхождения.
Проявление некоторых из эмоций зависит только от описываемого в истории исхода (успеха и ли неудачи). Так, состояние после успеха характеризуется большинством испытуемых как довольное, счастливое, удовлетворенное, после неудачи – как невеселое, недовольное, расстроенное.
Кроме этих весьма тривиальных данных, получены также сведения об эффектах, связанных с каким-либо одним причинным фактором и дифференцирующих причинные факторы между собой. Такие зависящие от атрибуции эмоции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Атрибуции и доминирующие эмоции при успехе и неудаче
Атрибуция относительно: | Эмоции | |
| После успеха | После неудачи |
Способностей | Уверенность в себе, ощущение компетентности | Ощущение некомпетентности |
Ситуационного старания | Нарастание активности | Вина, стыд |
Стабильного старания | Расслабление | Вина, стыд |
Личностных свойств | Повышение самооценки | Покорность |
Других людей | Благодарность | Агрессия |
Везения или невезения | Удивление | Удивление |