Файл: Содержание Введение глава Психологические эффекты неудачи общие представления о личной неудаче величина или интенсивность.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В работе предполагалось, что мотивация избегания неудачи и самооценка как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом высокий уровень самооценки связан с успехом, низкий уровень самооценки - с неудачей.
2.3. Количественный и качественный анализ полученных результатов

В результате тестирования испытуемых по тесту-опроснику "Мотивация к избеганию неудач" Т. Элерса были получены данные, занесенные в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач

Ученик

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

Костя М.










+

Илья Б.

+










Андрей К.

+










Даниил Р.




+







Саша И.




+







Женя Р.







+




Семён Л.




+







Арнольд Ю.




+







Самандар А.




+







Родион К.

+










Марьям М.

+










Настя С.

+










Эля Ч.

+










Таисия Ф.










+

Аня А.




+







Таня К.

+










Карина С.

+










Полина Б.

+










Лера В.

+










Алвард Р.







+






Анализ данных таблицы 2 позволяет констатировать следующее:

- у наибольшего количества испытуемых - у 10 человек, что составляет 50% от общего числа испытуемых детей, зафиксирован низкий уровень мотивации к защите от неудач;

- у 6 (30%) испытуемых - средний уровень мотивации к защите от неудач;

- у 2 (10%) - высокий уровень мотивации к защите от неудач;

- у 2 (10%) - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Эти данные можно изобразить в диаграмме (рис. 1).


Рис. 1. Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач
Итак, на диаграмме 1 видно, что испытуемых с низким уровнем мотивации к защите от неудач достаточно много. Это успешные в учебе дети, у которых полные семьи и достаточно высокий уровень дохода. Двое испытуемых, имеющих критично высокий уровень переживания неудач, являются детьми из благополучных, но неполных семей, имеют проблемы в учёбе. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель уровня переживания неудач, боязни их, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и деятельности.

В ходе изучения мотивации к успеху и боязни неудачи А. Реана были получены результаты, занесенные в таблицу 3.
Таблица 3

Результаты диагностики мотивации к успеху и боязни неудач

Ученик

Мотивация на успех

Мотивация на неудачу

Костя М.




+

Илья Б.

+




Андрей К.

+




Даниил Р.




+

Саша И.

+




Женя Р.

+




Семён Л.

+




Арнольд Ю.




+

Самандар А.

+




Родион К.

+




Марьям М.

+




Настя С.

+




Эля Ч.

+




Таисия Ф.




+

Аня А.

+




Таня К.

+




Карина С.

+




Полина Б.

+




Лера В.

+




Алвард Р.

+






Анализ данных таблицы 3 позволил нам констатировать следующее:

- у наибольшего количества испытуемых - у 16 человек, что составляет 80% от общего числа испытуемых детей, зафиксирована мотивация на успех;

- у 4 (20%) испытуемых - выявлена мотивация на неудачу.

Эти данные можно изобразить в диаграмме.


Рис. 2. Результаты диагностики мотивации к успеху и боязни неудач
Итак, на диаграмме 2 видно, что испытуемых, мотивированных на успех довольно много. Это успешные в учебе дети, у которых полные семьи и достаточно высокий уровень дохода. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Испытуемые, имеющие мотивацию на неудачу, боязнь её, являются детьми из благополучных, но неполных семей, имеют небольшие проблемы в учёбе, несобранные (сюда входят оба испытуемых, которые в первом тесте показали слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите).

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

В ходе изучения уровня самооценки испытуемых нами были получены результаты, занесенные в таблицу 4.
Таблица 4

Результаты диагностики уровня самооценки


Ученик

Качества личности

Средний балл

Уровень




Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность







Костя М.

2,5

2

2

2,3

1,3

4

3,5

2,5

Н

Илья Б.

3,5

4

2,7

4,5

5

4

5

4,1

В

Андрей К.

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

В

Даниил Р.

4,5

2,3

3

5

4,5

3

5

3,9

С

Саша И.

1

2,5

3,5

2

2

2,5

2

3,5

С

Женя Р.

3,5

2,5

2,5

4,5

4,5

4

3,5

3,7

С

Семён Л.

3,5

4,5

5

5

4

4,5

5

4,5

В

Арнольд Ю.

3,5

3

3

4,5

4

3,5

4,5

3,7

С

Самандар А.

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

В

Родион К.

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

В

Марьям М.

3,5

4,5

5

5

4

4,5

5

4,5

В

Настя С.

3,5

4

2,7

4,5

5

4

5

4,1

В

Эля Ч.

4

2,5

3

4,5

4

3,5

5

3,8

С

Таисия Ф.

3

2

3

5

4

4

4

1,8

Н

Аня А.

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

В

Таня К.

3,5

3

3

5

2,5

3,2

5

3,6

С

Карина С.

3,5

3

3

5

2,5

3

4,5

3,5

С

Полина Б.

5

3

2,5

3,5

2,5

4,5

5

3,7

С

Лера В.

3,5

2,5

2,5

4,5

4,5

4

3,5

3,7

С

Алвард Р.

3,5

3

3

4,5

4

3,5

4,5

3,7

С


Из таблицы 4 видно, что испытуемые имеют в основном средний уровень самооценки:

- 10 испытуемых (50%) имеют средний уровень самооценки;

- у 8 испытуемых (40%) зафиксирован высокий уровень самооценки;

- у 2 школьников (10%) отмечен низкий уровень.

Для наглядности эти данные отражены на диаграмме 3.


Рис. 3. Результаты диагностики уровня самооценки
На диаграмме 3 видно, что испытуемых со средним уровнем самооценки много. Однако необходимо помнить, что завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Заниженная самооценка присутствует у 2 учащихся (недооценка себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют группу риска. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и защитная, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Таким образом, гипотеза о том, что переживания личной неудачи в детском возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки, подтверждена.

1. Среди актуальных проблем психологии – особенно в современном мире особое место занимает вопрос о переживаниях личной неудачи в детском возрасте.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

2. Переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки, что в последующем может повлиять на становление ребенка как личности.

3. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.