Файл: Содержание Введение глава Психологические эффекты неудачи общие представления о личной неудаче величина или интенсивность.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В работе предполагалось, что мотивация избегания неудачи и самооценка как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом высокий уровень самооценки связан с успехом, низкий уровень самооценки - с неудачей.
2.3. Количественный и качественный анализ полученных результатов
В результате тестирования испытуемых по тесту-опроснику "Мотивация к избеганию неудач" Т. Элерса были получены данные, занесенные в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач
Ученик | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень |
Костя М. | | | | + |
Илья Б. | + | | | |
Андрей К. | + | | | |
Даниил Р. | | + | | |
Саша И. | | + | | |
Женя Р. | | | + | |
Семён Л. | | + | | |
Арнольд Ю. | | + | | |
Самандар А. | | + | | |
Родион К. | + | | | |
Марьям М. | + | | | |
Настя С. | + | | | |
Эля Ч. | + | | | |
Таисия Ф. | | | | + |
Аня А. | | + | | |
Таня К. | + | | | |
Карина С. | + | | | |
Полина Б. | + | | | |
Лера В. | + | | | |
Алвард Р. | | | + | |
Анализ данных таблицы 2 позволяет констатировать следующее:
- у наибольшего количества испытуемых - у 10 человек, что составляет 50% от общего числа испытуемых детей, зафиксирован низкий уровень мотивации к защите от неудач;
- у 6 (30%) испытуемых - средний уровень мотивации к защите от неудач;
- у 2 (10%) - высокий уровень мотивации к защите от неудач;
- у 2 (10%) - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Эти данные можно изобразить в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач
Итак, на диаграмме 1 видно, что испытуемых с низким уровнем мотивации к защите от неудач достаточно много. Это успешные в учебе дети, у которых полные семьи и достаточно высокий уровень дохода. Двое испытуемых, имеющих критично высокий уровень переживания неудач, являются детьми из благополучных, но неполных семей, имеют проблемы в учёбе. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель уровня переживания неудач, боязни их, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и деятельности.
В ходе изучения мотивации к успеху и боязни неудачи А. Реана были получены результаты, занесенные в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты диагностики мотивации к успеху и боязни неудач
Ученик | Мотивация на успех | Мотивация на неудачу |
Костя М. | | + |
Илья Б. | + | |
Андрей К. | + | |
Даниил Р. | | + |
Саша И. | + | |
Женя Р. | + | |
Семён Л. | + | |
Арнольд Ю. | | + |
Самандар А. | + | |
Родион К. | + | |
Марьям М. | + | |
Настя С. | + | |
Эля Ч. | + | |
Таисия Ф. | | + |
Аня А. | + | |
Таня К. | + | |
Карина С. | + | |
Полина Б. | + | |
Лера В. | + | |
Алвард Р. | + | |
Анализ данных таблицы 3 позволил нам констатировать следующее:
- у наибольшего количества испытуемых - у 16 человек, что составляет 80% от общего числа испытуемых детей, зафиксирована мотивация на успех;
- у 4 (20%) испытуемых - выявлена мотивация на неудачу.
Эти данные можно изобразить в диаграмме.
Рис. 2. Результаты диагностики мотивации к успеху и боязни неудач
Итак, на диаграмме 2 видно, что испытуемых, мотивированных на успех довольно много. Это успешные в учебе дети, у которых полные семьи и достаточно высокий уровень дохода. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Испытуемые, имеющие мотивацию на неудачу, боязнь её, являются детьми из благополучных, но неполных семей, имеют небольшие проблемы в учёбе, несобранные (сюда входят оба испытуемых, которые в первом тесте показали слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите).
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
В ходе изучения уровня самооценки испытуемых нами были получены результаты, занесенные в таблицу 4.
Таблица 4
Результаты диагностики уровня самооценки
Ученик | Качества личности | Средний балл | Уровень | ||||||||||||||
| Доброта | Честность | Сообразительность | Трудолюбие | Щедрость | Любознательность | Общительность | | | ||||||||
Костя М. | 2,5 | 2 | 2 | 2,3 | 1,3 | 4 | 3,5 | 2,5 | Н | ||||||||
Илья Б. | 3,5 | 4 | 2,7 | 4,5 | 5 | 4 | 5 | 4,1 | В | ||||||||
Андрей К. | 4,5 | 4 | 2,6 | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4,3 | В | ||||||||
Даниил Р. | 4,5 | 2,3 | 3 | 5 | 4,5 | 3 | 5 | 3,9 | С | ||||||||
Саша И. | 1 | 2,5 | 3,5 | 2 | 2 | 2,5 | 2 | 3,5 | С | ||||||||
Женя Р. | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 4,5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,7 | С | ||||||||
Семён Л. | 3,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4 | 4,5 | 5 | 4,5 | В | ||||||||
Арнольд Ю. | 3,5 | 3 | 3 | 4,5 | 4 | 3,5 | 4,5 | 3,7 | С | ||||||||
Самандар А. | 4,5 | 4 | 2,6 | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4,3 | В | ||||||||
Родион К. | 4,5 | 4 | 2,6 | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4,3 | В | ||||||||
Марьям М. | 3,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4 | 4,5 | 5 | 4,5 | В | ||||||||
Настя С. | 3,5 | 4 | 2,7 | 4,5 | 5 | 4 | 5 | 4,1 | В | ||||||||
Эля Ч. | 4 | 2,5 | 3 | 4,5 | 4 | 3,5 | 5 | 3,8 | С | ||||||||
Таисия Ф. | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 1,8 | Н | ||||||||
Аня А. | 4,5 | 4 | 2,6 | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4,3 | В | ||||||||
Таня К. | 3,5 | 3 | 3 | 5 | 2,5 | 3,2 | 5 | 3,6 | С | ||||||||
Карина С. | 3,5 | 3 | 3 | 5 | 2,5 | 3 | 4,5 | 3,5 | С | ||||||||
Полина Б. | 5 | 3 | 2,5 | 3,5 | 2,5 | 4,5 | 5 | 3,7 | С | ||||||||
Лера В. | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 4,5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,7 | С | ||||||||
Алвард Р. | 3,5 | 3 | 3 | 4,5 | 4 | 3,5 | 4,5 | 3,7 | С |
Из таблицы 4 видно, что испытуемые имеют в основном средний уровень самооценки:
- 10 испытуемых (50%) имеют средний уровень самооценки;
- у 8 испытуемых (40%) зафиксирован высокий уровень самооценки;
- у 2 школьников (10%) отмечен низкий уровень.
Для наглядности эти данные отражены на диаграмме 3.
Рис. 3. Результаты диагностики уровня самооценки
На диаграмме 3 видно, что испытуемых со средним уровнем самооценки много. Однако необходимо помнить, что завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Заниженная самооценка присутствует у 2 учащихся (недооценка себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют группу риска. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и защитная, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Таким образом, гипотеза о том, что переживания личной неудачи в детском возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки, подтверждена.
1. Среди актуальных проблем психологии – особенно в современном мире особое место занимает вопрос о переживаниях личной неудачи в детском возрасте.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
2. Переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки, что в последующем может повлиять на становление ребенка как личности.
3. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.