Файл: Содержание Введение глава Психологические эффекты неудачи общие представления о личной неудаче величина или интенсивность.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. В деятельности активен.
. Склонен к проявлению инициативности.
. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо не реалистически высокие по трудности.
. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.
. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдалённую перспективу.
. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реалистически высокие.
. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.
. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
«ДА»: 1,2,3.6,8,10, 11, 12, 14,16, 18, 19,20
«НЕТ»: 4,5,7,9,13,15,17.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За каждое совпадение с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных балов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полю ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Приложение 3
Методика определения самооценки Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся самые здоровые, а на нижней - самые больные, по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка и интерпретация результатов проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - здоровье - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки - от «о» до знака «-»;
значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и защитная, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:
. Каким образом Вы оцениваете себя по счастью (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.
. Выяснение содержания актуальной оценки.
. Выяснение полюсов шкалы.
. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
1Мэтьюз Э. Прорвемся: как справиться с проблемами. – М: Бомбора, 2020. – C. 15
2Аникина В.О. Психологическое консультирование детей и родителей. – Спб.: СПбГУ, 2020. – С. 65
3Аникина В.О. Психологическое консультирование детей и родителей. – Спб.: СПбГУ, 2020. – С. 66
4Аникина В.О. Психологическое консультирование детей и родителей. – Спб.: СПбГУ, 2020. – С. 67
5Мухина В.С. Детская психология. – 4-е изд. – М.: ЁЁ Медиа, 2018. – С. 148
6Ноговицына Н.М., Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 3. – С. 339
7Ноговицына Н.М., Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 3. – С. 339
8Синягин Ю.В. Детский суицид: взгляд на проблему. – М.: КАРО, 2021. – С. 49
9Мэтьюз Э. Прорвемся: как справиться с проблемами. – М: Бомбора, 2020. – С. 76
10Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как превратить проблемы в умения. – М: Альпина Паблишер, 2019. – С. 82
11Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум / Под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Юрайт, 2021. – С. 297