Файл: Содержание Введение глава Психологические эффекты неудачи общие представления о личной неудаче величина или интенсивность.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе исследования было установлено, что двое испытуемых, которые являются детьми из благополучных, но неполных семей, имеют проблемы в учёбе, имеют критично высокий уровень переживания неудач, у них выявлена мотивация на неудачу и, соответственно, отмечен низкий уровень самооценки.
Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удается смоделировать важнейшие условия развития человека, то такие испытания позволят достаточно быстро измерить и выразить когнитивные и эмоциональные составляющие переживания личной неудачи и тем самым оказать помощь на практике.
Заключение
Эмоциональная сфера младших школьников, в частности, характеризуется легкой отзывчивостью на происходящие события, непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний, готовностью к аффекту страха, большой эмоциональной неустойчивостью.
Личная неудача - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, была сформулирована следующая гипотеза: переживание личной неудачи в младшем школьном возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
В ходе исследования было установлено, что двое испытуемых имеют высокий уровень переживания личной неудачи. Данные дети, относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей жизнедеятельности, в общем, и своей самооценке, в частности, в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием переживания, тревожности.
Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель мотивации к избеганию неудач, то это дает основание предполагать у него появление состояния направленности на неудачу в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его деятельности, компетенции и престижа.
Таким образом, цель исследования - рассмотреть проблему переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте для того, чтобы иметь возможность использовать полученные знания в дальнейшей педагогической деятельности - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза - переживание личной неудачи в младшем школьном возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки - подтверждена.
Список использованных источников
-
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: Учебник и практикум. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 196 с. -
Аникина В.О. Психологическое консультирование детей и родителей. – Спб.: СПбГУ, 2020. – 336 с. -
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2021. – 161 с. -
Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – М.: Едиториал УРСС, 2019. – 166 с. -
Коростик Н.В. Как научить ребенка переживать неудачи: советы и рекомендации школьного психолога. – Портал «ДефектологияПроф». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_nauchit_rebenka_perezhivat_neudachi_sovetyi_i_rekomendaczii_shkolnogo_psixologa/. – Дата публикации: 03.09.2020 -
Мамайчук И.И. Методы психологической коррекции. – СпбГУ, 2020. – 300 с. -
Мухина В.С. Детская психология. – 4-е изд. – М.: ЁЁ Медиа, 2018. – 272 с. -
Мэтьюз Э. Прорвемся: как справиться с проблемами. – М: Бомбора, 2020. – 176 с. -
Ноговицына Н.М., Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 3. – С. 338-341. -
Плаксий И.М. Как научить ребенка переживать неудачи: советы школьного психолога. – Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/05/17/kak-pomoch-rebenku-perezhit-neudachi. – Дата публикации: 17.05.2017. -
Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум / Под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Юрайт, 2021. – 425 с. -
Рипка С.В. Как помочь ребенку пережить неудачу. – Портал «PsyPractice». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy-practice.com/publications/vzroslye-i-deti/opyt-perezhivaniya-neudach/. – Дата публикации: 29.07.2020 -
Рынкевич А. Детские неудачи: потери и приобретения // Виноград: журнал для родителей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vinograd.su/upbringing/detail.php?id=42562 -
Синягин Ю.В. Детский суицид: взгляд на проблему. – М.: КАРО, 2021. – 192 с. -
Сокира О. Детские неудачи. Как помочь? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.qui.help/blog/detskie-neudachi -
Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как помочь детям преодолеть психологические проблемы. – М.: АНФ, 2018. – 228 с. -
Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как превратить проблемы в умения. – М: Альпина Паблишер, 2019. – 240 с.
Приложение 1
ТЕСТ-ОПРОСНИК «МОТИВАЦИЯ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ»
Автор: Т.Элерс
Тест предложен Т.Элерсом, позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.
Методика определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач.
Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.
1. | смелый | бдительный | предприимчивый |
2. | кроткий | робкий | упрямый |
3. | осторожный | решительный | пессимистичный |
4. | непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5. | неумный | трусливый | недумающий |
6. | ловкий | бойкий | удалой |
7. | хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8. | стремительный | легкомысленный | боязливый |
9. | незадумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10. | оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11. | меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12. | трусливый | небрежный | взволнованный |
13. | опрометчивый | тихий | боязливый |
14. | внимательный | неблагоразумный | смелый |
15. | рассудительный | быстрый | мужественный |
16. | предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17. | взволнованный | рассеянный | робкий |
18. | малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19. | пугливый | нерешительный | нервный |
20. | исполнительный | преданный | нервный |
21. | предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22. | укрощенный | безразличный | небрежный |
23. | осторожный | беззаботный | терпеливый |
24. | разумный | заботливый | храбрый |
25. | предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26. | поспешный | пугливый | беззаботный |
27. | рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28. | осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29. | тихий | неорганизованный | боязливый |
30. | оптимистичный | бдительный | беззаботный |
Ключ
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.
/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/3; 30/2.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Этот тест Т. Элерса на избегание неудач будет полезен всем, кого преследуют неудачи, и он не понимает почему он - неудачник.
Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.
Приложение 2
Методика определения мотивации к успеху и боязни неудачи А. Реана
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет», он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.
ТЕСТ ОПРОСНИКА
. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.