Файл: Содержание Введение глава Психологические эффекты неудачи общие представления о личной неудаче величина или интенсивность.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ходе исследования было установлено, что двое испытуемых, которые являются детьми из благополучных, но неполных семей, имеют проблемы в учёбе, имеют критично высокий уровень переживания неудач, у них выявлена мотивация на неудачу и, соответственно, отмечен низкий уровень самооценки.

Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удается смоделировать важнейшие условия развития человека, то такие испытания позволят достаточно быстро измерить и выразить когнитивные и эмоциональные составляющие переживания личной неудачи и тем самым оказать помощь на практике.


Заключение
Эмоциональная сфера младших школьников, в частности, характеризуется легкой отзывчивостью на происходящие события, непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний, готовностью к аффекту страха, большой эмоциональной неустойчивостью.

Личная неудача - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, была сформулирована следующая гипотеза: переживание личной неудачи в младшем школьном возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.

В ходе исследования было установлено, что двое испытуемых имеют высокий уровень переживания личной неудачи. Данные дети, относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей жизнедеятельности, в общем, и своей самооценке, в частности, в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием переживания, тревожности.

Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель мотивации к избеганию неудач, то это дает основание предполагать у него появление состояния направленности на неудачу в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его деятельности, компетенции и престижа.

Таким образом, цель исследования - рассмотреть проблему переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте для того, чтобы иметь возможность использовать полученные знания в дальнейшей педагогической деятельности - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза - переживание личной неудачи в младшем школьном возрасте оказывает влияние на эмоциональное и личностное состояние младшего школьника, в частности, на уровень его самооценки - подтверждена.



Список использованных источников


  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: Учебник и практикум. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 196 с.

  2. Аникина В.О. Психологическое консультирование детей и родителей. – Спб.: СПбГУ, 2020. – 336 с.

  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2021. – 161 с.

  4. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – М.: Едиториал УРСС, 2019. – 166 с.

  5. Коростик Н.В. Как научить ребенка переживать неудачи: советы и рекомендации школьного психолога. – Портал «ДефектологияПроф». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_nauchit_rebenka_perezhivat_neudachi_sovetyi_i_rekomendaczii_shkolnogo_psixologa/. – Дата публикации: 03.09.2020

  6. Мамайчук И.И. Методы психологической коррекции. – СпбГУ, 2020. – 300 с.

  7. Мухина В.С. Детская психология. – 4-е изд. – М.: ЁЁ Медиа, 2018. – 272 с.

  8. Мэтьюз Э. Прорвемся: как справиться с проблемами. – М: Бомбора, 2020. – 176 с.

  9. Ноговицына Н.М., Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 3. – С. 338-341.

  10. Плаксий И.М. Как научить ребенка переживать неудачи: советы школьного психолога. – Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/05/17/kak-pomoch-rebenku-perezhit-neudachi. – Дата публикации: 17.05.2017.

  11. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум / Под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Юрайт, 2021. – 425 с.

  12. Рипка С.В. Как помочь ребенку пережить неудачу. – Портал «PsyPractice». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy-practice.com/publications/vzroslye-i-deti/opyt-perezhivaniya-neudach/. – Дата публикации: 29.07.2020

  13. Рынкевич А. Детские неудачи: потери и приобретения // Виноград: журнал для родителей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vinograd.su/upbringing/detail.php?id=42562

  14. Синягин Ю.В. Детский суицид: взгляд на проблему. – М.: КАРО, 2021. – 192 с.

  15. Сокира О. Детские неудачи. Как помочь? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.qui.help/blog/detskie-neudachi

  16. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как помочь детям преодолеть психологические проблемы. – М.: АНФ, 2018. – 228 с.

  17. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как превратить проблемы в умения. – М: Альпина Паблишер, 2019. – 240 с.

Приложение 1

ТЕСТ-ОПРОСНИК «МОТИВАЦИЯ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ»

Автор: Т.Элерс

Тест предложен Т.Элерсом, позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.


Методика определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач.

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.


1.

смелый

бдительный

предприимчивый

2.

кроткий

робкий

упрямый

3.

осторожный

решительный

пессимистичный

4.

непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5.

неумный

трусливый

недумающий

6.

ловкий

бойкий

удалой

7.

хладнокровный

колеблющийся

удалой

8.

стремительный

легкомысленный

боязливый

9.

незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10.

оптимистичный

добросовестный

чуткий

11.

меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12.

трусливый

небрежный

взволнованный

13.

опрометчивый

тихий

боязливый

14.

внимательный

неблагоразумный

смелый

15.

рассудительный

быстрый

мужественный

16.

предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17.

взволнованный

рассеянный

робкий

18.

малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19.

пугливый

нерешительный

нервный

20.

исполнительный

преданный

нервный

21.

предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22.

укрощенный

безразличный

небрежный

23.

осторожный

беззаботный

терпеливый

24.

разумный

заботливый

храбрый

25.

предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26.

поспешный

пугливый

беззаботный

27.

рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28.

осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29.

тихий

неорганизованный

боязливый

30.

оптимистичный

бдительный

беззаботный



Ключ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.

/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/3; 30/2.

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Этот тест Т. Элерса на избегание неудач будет полезен всем, кого преследуют неудачи, и он не понимает почему он - неудачник.

Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

Приложение 2

Методика определения мотивации к успеху и боязни неудачи А. Реана

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет», он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

ТЕСТ ОПРОСНИКА

. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.