Файл: Курсовая работа Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт»

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права

Дисциплина «Теория государства и права»

Курсовая работа

Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма

Автор курсовой работы О. А. Черникова

Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

Руководитель работы

Д.ю.н., профессор Т. В. Худойкина

Оценка _______________

Саранск 2016

ЧУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права

Дисциплина «Теория государства и права»

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студентки Черниковой Ольги Андреевны

1 Тема: Правовое воспитание в механизме противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

2 Срок представления работы к защите « » мая 2016 г.

3 Исходные данные для выполнения работы: нормативно-правовые акты, учебные пособия, монографии, издания периодической печати, комментарии к действующему законодательству, статистические данные.

4 Содержание курсовой работы

4.1 Введение

4.2.1 Понятие и сущность форм экстремизма в современной России

4.2.2 Историко-правовые основания закрепления форм и способов противодействия экстремизму

4.3.1 Проявление экстремизма в современных образовательных организациях (в современной образовательной среде)

4.3.2  Меры противодействия экстремизма в образовательной среде

4.4 Заключение

4.5 Список использованных источников


Руководитель работы___________________________________ Т.В. Худойкина

Задание приняла к исполнению ___________________________О.А. Черникова

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 51 страницу, 51 использованных источника.

ЭКСТРЕМИЗМ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТЕРРОРИЗМ, МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу правового обеспечения экстремистской безопасности на разных уровнях системы образования Российской Федерации.

Цель работы – правовой анализ теоретических и организационных элементов механизма экстремистской безопасности образования Российской Федерации.


В процессе работы использовались следующие методы исследования: формально логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный анализ, статический и другие методы

В результате работы были проанализированы правовые нормы, регулирующие экстремистскую безопасность образовательных учреждений, изучены точки зрения правоведов по исследуемой проблеме, судебная практика.

Область применения – в работе правоохранительных органов, в учебном процессе при изучении курса «Теория государства и права».

Эффективность – повышение качества знаний обучающихся по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….….5

1 Экстремизм в современной России: сущность, признаки, виды,

механизмы противодействия..………………………………………...…....….…....9

1.1 Типология и особенности российского экстремизма……………..…....…..9

1.2 Историко-правовые основания закрепления форм и

способов противодействия экстремизму………………...……………………..19

2 Противодействие экстремизму в современной

образовательной среде………………………………..............................................26

2.1 Основания возникновения интолерантности в

образовательных организациях……………………………………….………...26

2.2 Способы обеспечения безопасности

образовательных организаций……………………………………..…….……..36

Заключение…………………………………………..……………………….….....47

Список использованных источников……………………..…………………..…..51

Введение

Проблема образования изучалась великими мировыми философами с различных точек зрения. Георг Фридрих Вильгельм Гегель, например, отмечал, что человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть: ему надлежит это обрести. Исходя из данного положения, он выводил главный момент воспитания – дисциплина, смысл которой состоит в том, чтобы сломить своеволие ребенка, истребить в нем чисто чувственное и природное, которое преобладает в ребенке. Образование есть еще и «трудная раздражающая борьба» человека с самим собой [32]. В условиях модернизационных преобразований в российском обществе и активной антиэкстремистской деятельности, очень важно не упустить то, о чем говорит Ф. Гегель, иначе следствием всех преобразований станет увеличение морально-психологической напряженности и противоречий в молодежной среде.

Важнейшей социальной проблемой последних лет становится рост внутриличностных и межличностных конфликтов в молодежной среде. Социологи бьют тревогу: в среде российской молодежи наблюдается рост экстремистских настроений. Впервые за всю историю нашей страны число тех, кто не согласен с утверждением «Россия – дом для всех народов», перевалило за 50 % [2].



Конституция Российской Федерации в статье 43 закрепляет право каждого гражданина на образование и признает, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации [1]. В настоящее время в России более 100 тысяч образовательных учреждений разных уровней с контингентом воспитанников, учащихся, студентов около 30 миллионов человек. Согласно данным Росстата в России функционирует 46168 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается около 4713 тысяч детей; действует 51657 общеобразовательных школ (включая негосударственные общеобразовательные учреждения) с общим числом учащихся 13329500 человек; 3169 учреждений начального профессионального образования с количеством учащихся 1253 тыс. человек; 2564 государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования с количеством учащихся 2052300 человек; 1114 учреждений высшего профессионального образования с количеством учащихся 7418 900 человек [52].

Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации гласит о том, что молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако в настоящее время всё более значимой становится проблема агрессивного и экстремистского поведения молодого поколения. Постоянная миграция других этносов на территорию России вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». На сегодняшний день более трети молодого поколения испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности.

Одним из актуальных моментов для современной системы образования остается проблема наличия возможности вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, акты телефонного терроризма о минировании учреждений образования и так далее.

Степень научной разработанности. При написании работы использованы различные монографии советских и российских ученных по вопросам противодействия экстремизму, среди которых А. И. Алексеев, Ю. М. Антонян, Д. И. Аминов, С. В. Борисова, В. А. Бурковский, В. И. Власова, А. С. Горелик, А. И. Долгова, В. П. Емельянов, А. В. Жеребченко, Н. Г. Иванов, П. А. Кабанов, Н. Ф. Кузнецова, Н. Д. Литвинов, В. В. Лунеева, В. В. Лунеев, А. В. Павлинов, В. Е. Петрищев, Э. Ф. Побегайло, В. П. Ревин, А. П. Русаков, Н. В. Степанов, В. П. Тихий, В. И. Ткаченко, В. В. Устинов, С. Н. Фридинский, А. Г. Хлебушкин и другие.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие по поводу правового обеспечения экстремистской безопасности на разных уровнях системы образования Российской Федерации.


Предметом исследования являются законодательные нормы, система доктринальных подходов, высказанных по теме исследования, материалы судебной практики, статистические данные.

Цель настоящего исследования состоит в правовом анализе теоретических и организационных элементов механизма экстремистской безопасности современной образовательной среды.

Для реализации указанной цели были поставлены и решались следующие исследовательские задачи:

– определить правовые элементы механизма безопасности образовательного учреждения;

– проанализировать современное положение системы безопасности образовательных организаций;

– определить сущность и содержание экстремистской угрозы системе образования;

– проанализировать криминологическую характеристику механизмов формирования молодежных экстремистских организаций;

– проанализировать информационную безопасность образовательного пространства от проявлений экстремизма и терроризма;

– исследовать профилактику экстремизма в системе образования;

В курсовой работе использовались методы исследования как общенаучные, так и частнонаучные. Среди них: формально логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный анализ, статический и другие методы.

Структура курсовой работы обусловлена целью, и актуальностью исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Экстремизм в современной России: сущность,

признаки, виды, механизмы противодействия

1.1 Типологии и особенности российского экстремизма

В настоящее время существуют различные мнения ученых о понятии и сущности экстремизма, его проявлениях, видах и формах. В отечественной политической и научной литературе термин «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного явления не существует, что затрудняет понимание его сущности. Одни авторы экстремизм связывают с фундаментализмом и радикализмом [36, с. 45]. Другие рассматривают экстремизм как своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных сферах общественной жизни, или как совокупность крайних форм политической борьбы. И те и другие раскрывают сущность экстремизма исключительно как политического феномена, но не раскрывают правовой природы данного явления. В то же время, учитывая, что в рассмотренных определениях заложена конфликтогенность данного явления, его определение должно содержать характеристики противоправного характера экстремистских деяний [42, с. 14].


Первым примером международного закрепления дефиниции «экстремизм» стала Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В ней как экстремизм расценивается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [3].

В отечественном нормотворчестве законодательное определение «экстремизма» проходило неоднозначно. Так, в Уголовном кодексе РСФСР, принятом 2-й сессией ВЦИК XII созыва, введенного в действие

Постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 года, понятие экстремизма отсутствует. Нет его и в УК РСФСР 1961 года, как не было и законов, посвященных противодействию экстремизму.

В условиях преобразований, произошедших в Российской Федерации, правовое понимание термина «экстремизм» в большей степени сводилось к его проявлению в религиозной сфере, подтверждением чему могут служить утвержденный 5 ноября 1998 года Президентом Российской Федерации «Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму», «Перечень первоочередных мероприятий по противодействию исламскому экстремизму и предотвращению распространения радикальных исламских течений на территории Российской Федерации в 1998 – 2000 годах», решение Совета Безопасности РФ «О дополнительных мерах по пресечению антиконституционной деятельности исламских экстремистских организаций в Российской Федерации».

Вместе с тем в утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 года. Концепции национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивается, что во внутриполитической сфере России приоритеты состоят в «сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий, – социальных межэтнических и религиозных конфликтов» [10]. Несмотря на несомненный рост экстремизма, законы, которые могли бы стать правовой основой для понимания экстремизма и борьбы с ним, на федеральном уровне не вырабатывались. Это затрудняло правовую оценку экстремистских проявлений, снижало эффективность применяемых государством мер по защите прав и законных интересов личности, общества, государства.