ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ –
ТВОЙ ШАГ К УСПЕХУ
Учебно-методическое пособие
Тула
Тульское производственное полиграфическое объединение
2022
2
ББК 74.489.83я73
М54
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор О. В. Тарасова
(ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева»); кандидат педагогических наук А. А. Сухоруков
(ГОУ ТО «Яснополянский образовательный комплекс им. Л. Н. Толстого»,
Тульская область)
М54
Метапредметные результаты обучения – твой шаг к успеху : учеб.- метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Г. Гладнева, С. В. Митрохина,
Л. А. Орлова, Е. Ю. Ромашина, А. Л. Рощеня, Л. В. Хорун ; под ред.
С. В. Митрохиной. – Электрон. дан. – Тула : ТППО, 2022. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Минимальные систем. требования: Intel Celeron
1700 Mhz и выше, 128 Мб RAM, 300 Мб на винчестере, ОС Microsoft
Windows 7 и выше; дисковод CD-ROM 2x и выше, SVGA 64 Mb; мышь. –
Загл. с этикетки диска. – ISBN 978-5-907689-08-4.
В учебно-методическом пособии представлены результаты эмпирического ис- следования профессиональных дефицитов учителей начальных классов в области формирования у младших школьников метапредметных образовательных результа- тов. Изложены общие теоретические подходы к понятию метапредметности. Пред- ставлены метапредметные результаты освоения программы начального общего об- разования и механизм их формирования. Описан психологический механизм фор- мирования универсальных учебных действий, который лежит в основе достижения метапредметных образовательных результатов. Продемонстрированы задания из учебников для начальной школы, которые позволяют формировать метапредметные результаты, и предложена методика организации деятельности учителя и учащихся по выполнению этих заданий. Проведен анализ выпускных проверочных работ для учащихся начальной школы на предмет метапредметности и разработаны задания по математике для оценки метапредметных результатов.
Пособие предназначено учителям, методистам, студентам направления подго- товки «Педагогическое образование».
ББК 74.202.4я73
Издание подготовлено в рамках государственного
задания № 073-03-2022-117/3 от 11.04.2022 г. на оказание
государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России
по теме «Научно-методологическое сопровождение формирования
метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС».
ISBN 978-5-907689-08-4
© Коллектив авторов, 2022
3
Содержание
Введение
...................................................................................................................... 4
Глава 1.
Метапредметные образовательные результаты: все, что нужно знать учителю .................................................................................... 7
Глава 2.
Когда трудно учителю – трудно и ученику ............................................. 20
Глава 3.
Формируем метапредметные результаты на уроках математики ............................................................................................... 29
Глава 4.
Как строим работу по достижению метапредметных результатов на уроках окружающего мира ............................... 57
Глава 5.
Возможности предметной области «Литературное образование» в достижении метапредметных результатов .......................................................... 72
Глава 6.
Возможности предметной области «Русский язык» в достижении метапредметных результатов .......................................................... 79
Глава 7.
Традиции российского начального образования в формировании у младших школьников метапредметных образовательных достижений .................................................................................. 90
Глава 8.
Проверяет ли ВПР метапредметные результаты? .................................. 97
Глава 9.
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных результатов
(предметная область «Математика»)..................................................................... 104
Литература
.............................................................................................................. 110
4
ВВЕДЕНИЕ
Почему метапредметным образовательным результатам уделяется такое большое внимание и придается первостепенное значение? Ответ на этот вопрос подсказывает сама жизнь: человечество в XXI веке сталкивается с комплекс- ными проблемами, решать которые можно только на уровне межнаучной инте- грации и междисциплинарного взаимодействия. Многообразие таких проблем, их сложная структурированность и открытый характер во многом определяют мир, в котором предстоит жить и действовать сегодняшним младшим школьни- кам. Поэтому метапредметный подход представляется нам как закономерный этап эволюционного развития образования.
Реализуя метапредметный подход, мы выстраиваем образование, результа- ты которого объективируются в будущем школьника. Метапредметные резуль- таты, отражающие владение школьниками ключевыми компетенциями, состав- ляют основу умения учиться, обеспечивают ему успешную познавательную де- ятельность на следующих этапах обучения, во многом определяют динамику личностного развития во всех его аспектах.
В чем же заключается столь мощный потенциал метапредметных резуль- татов? Сначала разберемся непосредственно с понятием.
Этимология понятия «метапредметный» относит нас к истории. Значение приставки «мета» связывают с событием, которое могло бы стать рядовым, ес- ли бы за ним не стояла фигура Аристотеля.
Андроник Родосский (I в. до н. э.), систематизатор работ великого грече- ского философа и ученого, разбирал тексты, оставшиеся после смерти Аристо- теля. Часть трактатов о видимых вещах и фактах были отнесены к области
«фюзис» – физика, а тексты, в которых речь касалась не физического мира, а «бытия само по себе», где были рассуждения о первопричинах, расположил после физики и назвал буквально – «то, что после физики». Так приставка «ме- та» начала квалифицироваться как что-либо возвышающееся над чем-либо.
Следовательно, метапредметные резуль- таты – это то, что стоит над предметными знаниями и умениями, нечто базовое, что от- ражает существенные связи и отношения между объектами и процессами, которые по отдельности изучаются внутри конкретных учебных предметов. Достичь метапредмет- ных результатов можно только через органи- зацию деятельности учащихся с целью пере- дачи им способов работы со знанием незави- симо от специально-предметного содержания. Результатом начального образо- вания с позиций метапредметности, наряду с сформированными предметны- ми знаниями и умениями, должны стать так называемые метапредметные ком- петенции. 16 метапредметных компетенций можно содержательно объединить в 4 группы:
5
–
умение учиться (способность учащегося принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения);
–
способность/готовность решать твор-
ческие задачи (умение решать проблемы твор- ческого и поискового характера, способность осознанно строить речевое высказывание в со- ответствии с задачами коммуникации и состав- лять тексты в устной и письменной формах);
–
владение обобщенными мыслительными
действиями (умение планировать, контролиро- вать и оценивать учебные действия в соответ- ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания мо- делей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; способность к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обоб- щения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, в том числе пос- редством отнесения к известным понятиям; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебны- ми моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета);
–
способность/готовность решать социальные задачи (умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собе- седника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение опре- делять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распреде- лении функций и ролей в совместной деятельности; умение осуществлять вза- имный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества).
Особое внимание обращает на себя то, что метапредметные результаты сформулированы как способы действия. Это не просто набор конкретных дей- ствий, которым можно научить традиционным образом, репродуктивно: дать наглядный образец, а затем путем тренировок, многократных повторений на одинаковом материале, на однотипных задачах, в схожих условиях отработать с учащимися умения. Способ действия – это то, что школьник осваивает осо- знанно в особых учебных условиях, которые заставляют его «выводить» дейст- вие за рамки ситуации, «отрывать» его от конкретной задачи и ее конкретного результата, «переносить» в новые условия. В качестве таких условий, которые
6
бы направляли ученика действовать правильно, в нужной форме и по заданным показателям можно выделить следующие:
1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учени- ком нового способа действия;
2) условия, обеспечивающие «отработку», доведение качества действия до желаемых свойств, качественных характеристик;
3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.
Метафорически все эти группы условий можно сравнить с навигатором, который обеспечивает безошибочное движение по оптимальному маршруту.
Как построить работу на уроках по такому «навигатору» мы постарались пока- зать в данном пособии.
7
Глава 1
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ
Метапредметный подход в начальном образовании призван решить проб- лему разобщенности и разрозненности разных учебных предметов. Двигаясь по расписанию от урока математики к уроку литературного чтения или окружаю- щего мира, мы имеем слабое представление о том, как продолжится развитие ученика – его мышления, воображения, способностей, как будет происходить формирование картины мира, протекать самоопределение.
Порой сам учитель плохо ориентируется в устройстве разных учебных дисциплин, особенно если речь идет о таких противоположных по природе научных знаний гуманитарных и естественнонаучных предметах. Очень часто он не понимает, какие конкретно способы работы со знаниями он преподает учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены.
Ответ на эти вопросы лежит в плоскости специально организованной ме- тапредметной работы и введения метапредметной составляющей в учебные программы. Для понимания природы метапредметных образовательных резуль- татов необходимо разобраться с тем, что же представляет собой метадеятель- ность и метапредметность.
Мета (от греч. мeta) – между, после, через, над, общее. Часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему- либо другому
1
Метадеятельность
представляет собой универсальную дея- тельность, которая относится к «надпредметной». Иными словами, мета- деятельность – это универсальный способ познания реальности, который определяется уровнем владения метаспособами, общим уровнем развития личности
2
Метаспособы
– отдельные элементы метадеятельности, способы, с помо- щью которых обучающийся находит оригинальные варианты решения задач, строит свои планы и программы, позволяющие найти различные пути решения поставленных задач
3
Метазнания
– знания о знании, о том, как оно устроено и структурирова- но. Это результаты обретенных знаний, приемы и методы дальнейшего позна- ния (когнитивные умения) и возможности работы с ними. Понятие «метазна-
1
Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/
2
Машарова Т. В. Управление учебной деятельностью учащихся на основе метапредметности
[Электронный ресурс] // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. «Педагогика. Психология. Социо- кинетика». 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-uchebnoy-deyatelnostyu- uchaschihsya-na-osnove-metapredmetnosti
3
Там же.
8
ния» дополнительно указывает на знания, относящиеся к способам применения знаний, и знания, касающиеся свойств самих знаний
4
Метаумения
– присвоенные обучающимся метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. Здесь метазнания и метаумения выступают в роли обобщенных результатов, приме- няемых метаспособов деятельности
5
В современной дидактике метапредметность выступает как принцип инте- грации содержания образования, как инструмент развития теоретического мышления школьников, как средство формирования универсальных способов деятельности обучающихся, что обеспечивает выстраивание в их сознании це- лостной картины мира
6
. Кроме того, идея метапредметности становится осно- вой управления учебной-познавательной деятельностью школьников, посколь- ку независимо от ее предметного содержания обеспечивает единство и целост- ность познавательного, общекультурного, личностного развития и саморазви- тия школьников; преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Принцип метапредметности предполагает обучение школьников об- щим приемам, техникам, алгоритмам мыслительной работы, которые лежат не в плоскости одного конкретного учебного предмета, а существуют как бы «па- ря» над предметами, поверх предметов. Они воспроизводятся при работе с лю- бым предметным учебным материалом. При этом предполагается использова- ние приемов концентрирования информации – построения логических схем, графических моделей понятий, ментальных карт по темам; сворачивания ин- формации – создание конспектов, таблиц, схем, диаграмм, графиков. Как видим принцип метапредметности обеспечивает переход от сегодняшней практики дробления знаний на отдельные учебные предметы (предметные области) к зав- трашнему целостному (образному) восприятию мира, к метадеятельности
7
Не случайно метапредметные образовательные результаты являются сего- дня основным итогом учебно-познавательной деятельности младших школьни- ков, поскольку применяются ими далее, как в рамках образовательного процес- са, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Следует заметить, что указанные образовательные результаты можно сформировать только в определенной
дидактической системе
, включающей в себя следующие элементы:
–
умения самостоятельного планирования и выполнения учебной деятель- ности (предметные результаты);
–
организацию учебного сотрудничества с участниками образовательных отношений (метапредметные результаты);
4
Машарова Т. В. Управление учебной деятельностью учащихся на основе метапредметности
[Электронный ресурс] // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. «Педагогика. Психология. Социо- кинетика». 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-uchebnoy-deyatelnostyu- uchaschihsya-na-osnove-metapredmetnosti
5
Там же.
6
Фисенко Т. И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения [Электрон- ный ресурс]. URL: https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_04/715.htm
7
Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: (Теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск : Технопринт, 2000.