Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор литературы по теме диссертационной работы
Достоинства и недостатки цифрового электронного образования
Система дистанционного обучения (СДО) Moodle в образовательном процессе
Информационные и обучающие ресурсы в СДО Moodle
Внедрение авторских электронных учебных курсов в образовательный процесс
ЭУК «Бухгалтерский учет на ПК»
ЭУК «Экономика природопользования»
ЭУК «Основы предпринимательства»
Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе
Структурный анализ общих результатов анкетирования
Общие результаты анкетирования студентов очной формы обучения
Общие результаты анкетирования студентов заочной формы обучения
Статистический анализ результатов анкетирования студентов
Статистический анализ результатов анкетирования студентов очной формы обучения
Статистический анализ результатов анкетирования студентов заочной формы обучения
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Кафедра ботаники
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ЕЭК
Руководитель ООП
д-р С
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ MOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
по основной образовательной программе подготовки магистра направление подготовки 06.04.01 - Биология
Данченко Матвей Анатольевич
Руководитель ВКР Kaigt биол. наук
« & » UMCUaSQ 20Щ г .
Автор работы
студент группы № 01423
JVTA. Данченко
Томск 2020
РЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа по теме «Опыт применения системы MOODLE в образовательном процессе Биологического института Томского государственного университета» изложена на 84 страницах текста, содержит 9 таблиц, 36 рисунков, 47 используемых литературных источников.
Автор ВКР: Данченко Матвей Анатольевич.
Научный руководитель: Канд.биол.наук, доцент кафедры ботаники Борисенко Алексей Леонидович.
Объект исследования: результаты анкетирования студентов Биологического института Томского государственного университета
Предмет исследования: система дистанционного обучения (СДО) «Электронный университет – MOODLE», применяемая в Томском государственном университете
Цель данной работы – изучение опыта применения системы дистанционного образования «Электронный университет – MOODLE» в образовательном процессе Биологического института (БИ) Томского государственного университета.
Результаты и выводы. Опыт внедрения системы дистанционного обучения (СДО) Moodle в Томском государственном университете можно признать положительным.
Применение дистанционных методов положительно влияет на качественные характеристики обучения, как для студентов очной формы, так и для студентов заочной формы обучения.
Современные технологии образовательного процесса приводят к появлению принципиально иных методических подходов в обучении студентов.
Электронные учебные курсы (ЭУК) с применением компьютеров и сети Интернет совершенствуют образовательный процесс, значительно повышают его эффективность, облегчают процессы структурирования знаний, а также серьезно влияют на профессиональные навыки и квалификацию преподавателя.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
-
Обзор литературы по теме диссертационной работы 6-
Цифровое образование в мире и РФ: основные тенденции 6 -
Достоинства и недостатки цифрового электронного образования 13
-
-
Система дистанционного обучения (СДО) Moodle в образовательном процессе 20-
Ресурсы для проверки самостоятельной работы студентов в СДО Moodle 20 -
Информационные и обучающие ресурсы в СДО Moodle 27
-
-
Внедрение авторских электронных учебных курсов в образовательный процесс … 36-
ЭУК «Инновационная деятельность в лесном хозяйстве и ландшафтном строительстве» 36
-
-
ЭУК «Бухгалтерский учет на ПК» 40
-
ЭУК «Экономика природопользования» 41 -
ЭУК «Практические занятия по курсу «Экономика» 42 -
ЭУК «Основы предпринимательства» 46
3.6. Основные характеристики электронного учебного курса и его практическая реализация (на примере ЭУК «Охрана природных территорий») 48
-
Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе 55-
Содержание анкеты и сводные показатели проведенного опроса 57 -
Структурный анализ общих результатов анкетирования 59 -
Общие результаты анкетирования студентов очной формы обучения 63 -
Общие результаты анкетирования студентов заочной формы обучения 66 -
Статистический анализ результатов анкетирования студентов 69-
Статистический анализ обобщенных результатов анкетирования студентов 71 -
Статистический анализ результатов анкетирования студентов очной формы обучения 73 -
Статистический анализ результатов анкетирования студентов заочной формы обучения 75
-
-
Заключение 78
Список литературы 81
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке успешная профессиональная и прочая деятельность невозможна без продуктивного и инновационного использования технологий. Цифровое образование предполагает готовность и способность обучающегося использовать цифровые образовательные технологии уверенно, эффективно и безопасно во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Цифровизация образования - важнейшая современная тенденция в среднем и высшем образовании, основа безопасности в информационном обществе. Формированию цифровой грамотности должно уделяться особое внимание наравне с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.
В Томском государственном университете (ТГУ) электронное обучение в системе
«Электронный университет – MOODLE» внедряется во все образовательные программы университета и на всех уровнях подготовки с сентября 2013 года. Силами сотрудников
«Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения» осуществляется непрерывное повышение квалификации в сфере онлайн-обучения среди преподавателей Томского госуниверситета. В настоящее время в ТГУ разработано более 2000 электронных учебных курсов (ЭУК), более половины преподавателей и более 90% студентов и аспирантов вовлечены в электронное обучение (Системный подход к организации электронного обучения..., 2015). Электронные курсы, которые прошли положительную экспертизу на факультетах и в институтах, вносятся в электронный каталог и электронную библиотеку (репозиторий) ТГУ как электронные издания. В настоящее время ЭУК присвоен статус учебно-методического комплекса. Однако за 7 лет активного внедрения дистанционных методов обучения, отношение студентов к электронному образованию мало изучено. В связи с этим, опыт применения системы «Электронный университет – MOODLE» в образовательный процесс Биологического института ТГУ имеет актуальное значение.
Цель данной работы – изучение опыта применения системы дистанционного образования «Электронный университет – MOODLE» в образовательном процессе Биологического института (БИ) Томского государственного университета.
Из сформулированной цели вытекают следующие конкретные задачи:
-
рассмотреть достоинства и недостатки онлайн-образования и определить основные тенденции развития цифрового образования в России; -
изучить возможности применения СДО «Электронный университет – MOODLE» в процессе обучения студентов; -
описать разработанные автором электронные учебные курсы, которые применяются для целей электронного образования; -
провести структурный и статистический анализ результатов анкетирования студентов по вопросам применения системы MOODLE в образовательном процессе Биологического института Томского государственного университета.
Предмет изучения - система дистанционного обучения (СДО) «Электронный университет – MOODLE», применяемая в Томском государственном университете.
Объект изучения – результаты анкетирования студентов Биологического института Томского государственного университета.
Материалы и методы исследования. В основу исследования положены методологические приемы российских и зарубежных исследований, позволяющие провести структурный и статистический анализ результатов проведенного автором анкетирования студентов БИ ТГУ, выявить однородность результатов среди различных групп пользователей электронного обучения.
Материалами исследования послужил анонимный опрос студентов по вопросам, связанным с внедрением электронного образования в Томском государственном университете, проведенное в течение 2018-2019 учебного года. Опрос проводился в электронном виде при помощи соответствующего ресурса в СДО «MOODLE»; всего было собрано 519 анкет.
Научная новизна данной