Файл: Твой шаг к успеху.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

проектирование и реализацию индивидуальной образовательной траек- тории обучающихся (личностные результаты, которые далее проявятся в так называемых сквозных образовательных результатах).
ФГОС НОО устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования в пункте
метапред-
метные образовательные результаты
8
. К ним отнесены:

универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией);

универсальные коммуникативные действия (общение, совместная дея- тельность, презентация);

универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль).
А. Г. Асмолов под термином «универсальные учебные действия» пони- мает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершен- ствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опы- та. «В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение но- вых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
»
9
Какой смысл вкладывается в слова «уметь учиться»? Прежде всего, это способность учащегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, овладевать новыми умениями, при этом самостоятельно организуя и контроли- руя свою учебную работу.

Рис. 1.
Метапредметные результаты освоения программы
начального общего образования. Базовые логические действия
8
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта началь- ного общего образования : Приказ М-ва просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 г. № 286 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/
View/0001202107050028 9
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. [и др.]. Как проектировать универсаль- ные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред.
А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. объединять части объекта
(объекты) по определенному признаку определять существенный признак для классификации, классифицироват ь предложенные объекты устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма
;
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма

10
Рис. 2.
Метапредметные результаты освоения программы начального
общего образования. Базовые исследовательские действия
Что обеспечивает умение учиться? Прежде всего универсальные учебные действия. Будучи по своей природе обобщенными, метапредметными, они от- крывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных пред- метных областях – учебных предметах, так и в строении самой учебной дея- тельности, включающей в себя осознание ее целей, смысловых и операцио- нальных характеристик. То есть умение учиться означает, что школьник освоил все
компоненты учебной деятельности:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материа- ла, контроль и оценка).
Умение учиться не только показатель освоенности всей структуры учебной деятельности, но и главный фактор повышения эффективности освоения уча- щимися предметных знаний, овладения умениями, формирования картины ми- ра и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия как метапредметный результат выпол- няют в образовательном процессе важнейшие
функции.
Во-первых, обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осу- ществлять деятельность в учении, ставить учебные цели, находить и использо- вать необходимые средства, выбирать наилучшие для себя способы их дости- жения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев)
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие)
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования)
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях


11
Рис. 3.
Метапредметные результаты освоения программы
начального общего образования. Базовые действия работы с информацией
Во-вторых, появляются условия для свободного и гармоничного развития личности, ее самовыражения и самореализации за счет открытости и готовнос- ти к непрерывному образованию.
В-третьих, метапредметные умения делают учебную деятельность успеш- ной и привлекательной для ребенка, поскольку позволяют ему эффективно усваивать знания, отрабатывать умения в любой предметной области.
Универсальный,
метапредметный характер данных учебных действий проявляется в следующем:

в их надпредметной природе, которая происходит из сущности метадейст- вий как существующих надситуативно, то есть с выходом за пределы частной конкретной ситуации, в отличие от действий ограниченных, приспособленных к заданным рамкам (от сих – до сих);

в возможности обеспечивать целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

в потенциальной возможности выстроить преемственность образователь- ного процесса (целей, содержания, технологий) на всех ступенях школьного образования;

в широком поле распространения действия практически на любую дея- тельность учащегося независимо от ее учебного предметного содержания: уни- версальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содер- жания и формирования психологических способностей учащегося.
Метапредметные образовательные результаты, по сути, рассматриваются сегодня как главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терми- нах универсальных учебных действий. Именно сформированность этих дей- ствий, с одной стороны, может служить показателями гармоничного развития личности младшего школьника, а с другой – обеспечивают ему широкие воз- можности для овладения знаниями, умениями, познавательными способностя- ми, готовность к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию. выбирать источник получения информации; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей


12
Рис. 4.
Метапредметные результаты освоения программы
начального общего образования. Базовые коммуникативные действия
Реализация метапредметного подхода в начальной школе предусматривает создание следующих
условий:

создание Паспорта декомпозиции метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в кото- ром основные результаты обучения и воспитания представлены в параметрах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста начальной ступени образования;

ориентация содержания учебных предметов и образовательных техноло- гий на ядро теоретических знаний и практических действий, способных созда- вать основу универсальных учебных действий;

определение потенциала учебных предметов, в рамках которых опти- мально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

создание банка дидактических задач и заданий, обеспечивающих форми- рование универсальных учебных действий, а также системы методического со- провождения для их выполнения, предназначенной для школьников;

построение маршрута продвижения школьников в достижении метапредмет- ных результатов с учетом специфики возраста, этапа обучения в начальной школе и качественных показателей познавательного и личностного развития учащихся;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;подбирать иллюстративный материал
(рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;создавать устные и письменные тексты
(описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
общение

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
совместная деятельность


13

разработка системы контрольно-измерительных материалов для диагно- стики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе обучения.
Но, пожалуй, главное условие – выстроить образовательный процесс так, чтобы ученик не превращался в носителя энциклопедических знаний, а стано- вился целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяю- щемся современном мире, решать нестандартные задачи, действовать в ситуа- ции неопределенности, успешно социализироваться в обществе. В этом главная цель метапредметного подхода.
Рис. 5.
Метапредметные результаты освоения программы начального
общего образования. Базовые регулятивные действия
В основе работы по достижению метапредметных образовательных ре- зультатов лежит представление о
психологическом механизме формирования
универсальных учебных действий.
Согласно теории П. Я. Гальперина о по- этапном формировании умственных действий и понятий
10
, предметом форми- рования должны стать действия, понимаемые как способы решения определен- ного класса задач. Для этого необходимо определить и обеспечить такую си- стему условий, которые бы направляли и вынуждали ученика действовать пра- вильно (как надо), не отклоняясь, и только в нужной форме и по заданным по- казателям. Метафорически это можно сравнить с движением по навигатору.
В такой навигационной системе можно выделить три подсистемы:
1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учени- ком нового способа действия;
2) условия, обеспечивающие «отработку», доведение качества действия до желаемых свойств, качественных характеристик;
10
Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умст- венных действий и понятий» : [докл.]. М., 1965. самоорганизация самоконтроль

14
3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.
Основное назначение первой подсистемы условий заключается в том, чтобы:

раскрыть перед учеником структуру материала (что изучаем: факт, поня- тие, закон, правило и т. д.) и действия (что делаем, как делаем, что должны получить);

выделить в материале ориентиры (главное, уже известное, принципиаль- но новое и т. п.), а в действии – последовательность его отдельных звеньев. Все это создает комплекс объективных условий, позволяющих ученику с первого раза и каждый следующий раз правильно выполнять все задания.
Эта система условий, обеспечивающих правильное выполнение нового действия, в теории получила название схемы ориентировочной основы дей-
ствия. Она включает в себя характеристику и функции продукта (результата), содержание и операциональный состав действия, характеристику материала, средств действия, в том числе и средств контроля.
Вторая подсистема

это описание условий, которые бы обеспечивали
«доведение» действия до планируемых, желаемых (желанных) свойств и форм выполнения действия (материальная/материализованная, речевая, умственная), которые бы гарантировали приобретение таких качеств, как полнота или сок- ращенность (свернутость) действия, мера дифференцировки, мера отделения существенных свойств от несущественных, временные и силовые характерис- тики, а также разумность, сознательность, обобщенность, критичность и ос- военность действия.
Третья подсистема условий обеспечивает перенос действия в идеальный
(умственный) план в ходе поэтапных преобразований, происходящих с действием в процессе его становления. Подобный перенос осуществляется путем интериори- зации действия. Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – буквально: пере- ход извне внутрь. Выделены шесть этапов интериоризации действия.
На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, здесь закладывается отношение ученика к целям и задачам по усвоению действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Разумеется, это сложившееся отношение может в последующем измениться, но психологи от- мечают особую роль первоначальной мотивации для усвоения действия.
На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной осно- вы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми (желаемыми) качествами. Ориентировочная основа действия не остается неизменной: в ходе освоения действия она постоянно проверяется и уточняется.
На третьем этапе происходит формирование действия в материальной
(материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осу- ществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориенти- ровочной основы действия.
Четвертый этап – внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия: ученик может уже не опираться на внешне представленные средства,