ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование познавательных УУД: формирование умения пользовать-
ся различными источниками информации.
*Золотое яичко.
Жили себѣ дѣдъ да баба,
И была у нихъ курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дѣдъ билъ, билъ –
*О значенiи подобныхъ картинокъ справиться въ «Книгѣ для учащихъ»
35
Из данного задания наглядно видно, что обучение по Азбуке К. Д. Ушин- ского не ограничивалось только одним учебником. Великий педагог и методист уже в то время показал, что важно учить детей пользоваться различными ис- точниками информации. Здесь мы видим задания по обращению к дополни- тельному источнику информации, в частности к Книге для учащихся.
35
Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбу- ки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте.
Изд. 4-е. СПб. : Тип. В. С. Сущинского, 1867.
93
Формирование регулятивных УУД: упражнения на сравнение, анализ,
синтез и классификацию.
Пример 1
Мебель и посуда
Мебель: столъ, стулъ, кресло, диванъ, кровать, колыбель, комодъ, скамья.
Посуда: тарелка, чашка, стаканъ, блюдо, горшокъ, котелъ, кувшинъ, ка- стрюля, самоваръ.
Блюдо. Кровать. Кувшинъ. Кастрюля. Кукла. Котелъ. Столъ. Книга. Гор- шокъ. Кресло. Чашка. Комодъ. Диванъ. Тарелка. Волчокъ. Стаканъ. Перо.
Колыбель.
Горшокъ котлу не товарищъ. – Кресло старому, колыбель малому
36
.
Пример 2
Смородина ягода, а рыжикъ…? – Опенокъ грибъ, а грибъ..? – Золото дра- гоцѣнный металлъ, а желѣзо...? – Понедѣльникъ первый день недѣли, а сере- да..? – Ступня часть ноги, а кисть..? – Кисть часть руки, а рука..? – Хомутъ сбруя, а грива..? – Овца домашнее животное, а лиса..? – Тхоръ плотоядный звѣрь, а кроликъ..?
37
Пример 3
Плечо часть руки, а рука…? – Пятка часть ступни, а ступня…? Крыша часть дома, а домъ…? – Куполъ часть церкви, а церковь…? – Локоть часть ру- ки, а колѣно…? – Полозъ часть саней, а сани…? – Волкъ хищный звѣрь, а орелъ…? – Спина часть туловища, а темя…? – Декабрь мѣсяцъ зимнiй, а октябрь…?
38 36
Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбу- ки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте.
Изд. 4-е. СПб. : Тип. В. С. Сущинского, 1867.
37
Там же.
38
Там же.
94
Пример 4
Не деревья ли сосна и клеверъ? Нѣтъ, сосна дерево, а клеверъ трава. – Не земледѣльческiя ли орудiя борона и соха? Да, борона и соха земледельческiя орудiя. – Не домашнiя ли животныя лошадь и волкъ…? – Не хлѣбныя ли растенiя капуста и рожь…? – Не драгоцѣнные ли металлы олово и кремень…? –
Не добродѣтели ли скупость и лѣнь…? – Не пороки ли упрямство и кро- тость…? – Не хищныя ли птицы щегленокъ и щука…?
39
Из этих примеров видно, что К. Д. Ушинский стремился максимально раз- нообразить способы обучения и не ограничивался сообщением сухой теории из разных предметных областей.
В первом примере четко прослеживается методический замысел форми- рования аналитических действий, действий сравнения и классификации.
Материалом для такой работы служат доступные и понятные для детей предме- ты и явления.
Выполнение заданий, показанных в примерах 2 и 3, предполагает услож- нение работы. Здесь материалом для формирования действий анализа, сравне- ния и классификации служат не отдельные слова, а предложения-вопросы. Для того чтобы выполнить задания, детям необходимо: а) прочитать предложения и понять их содержание; б) проанализировать синтаксическую конструкцию (понять, как построено предложение-вопрос и ответить на вопрос именно в рамках предложенной кон- струкции); в) подобрать пропущенное слово, для этого необходим определенный кру- гозор, если ребенок не обладает необходимой информацией, он будет пользо- ваться различными источниками информации: спросит у взрослых, найдет кни- гу, в которой прочитает о том, чего не знает, и проч.; г) включить нужное слово в конструкцию, применив действия синтеза.
В примере 4 показаны вопросы, ответы на которые также требуют от ре- бенка сформированных регулятивных и познавательных действий.
Ответы на вопросы могут быть разными: в некоторых ответах ученик бу- дет соглашаться с высказыванием, а в некоторых – нет. Без активного исполь- зования аналитических действий выполнить данное задание невозможно. Ма- териалом для вопросов послужили не только сведения из разных областей зна- ний, но и рассуждения о морали и нравственности. Такой подход к составле- нию заданий и сегодня дает учителю ценный методический совет, показывая, как можно, не тратя на уроке большое количество дополнительного времени, сочетать работу по достижению предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
Из содержания Азбуки К. Д. Ушинского становится очевидным факт, что
Константин Дмитриевич явился своего рода «первопроходцем», показав и учи- телям, и методистам в области начального образования, как можно сочетать
39
Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбу- ки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте.
Изд. 4-е. СПб. : Тип. В. С. Сущинского, 1867.
95
предметное обучение с работой по формированию действий, из которых скла- дывается учебная деятельность. Все дальнейшие достижения ученых – теорети- ков и практиков – развивали заложенные К. Д. Ушинским традиции, выводя цели начального образования далеко за пределы предметной области, борясь с бессмысленной зубрежкой, вооружая педагогов и учеников способами актив- ного мышления и применения знаний в различных жизненных ситуациях.
Традиции, заложенные К. Д. Ушинским, продолжили его ученики.
Упражнения по формированию метапредметных образовательных дости- жений мы видим и в учебниках других авторов.
Вот примеры таких заданий из учебника Н. Ф. Бунакова.
Пример 1
(здесь мы видим, что Н. Ф. Бунаков продолжает традиции обу- чения, заложенные К. Д. Ушинским, и разнообразит используемый материал):
Липа дерево, а крапива?
Осока трава, а ива?
Рѣпу ѣдятъ, а капусту?
Просо косятъ, а рѣпу?
Утром свѣтло, а въ сумерки?
40
.
Пример 2
(из этого примера становится понятно, что Н. Ф. Бунаков разви- вает традиции анализа текста, его вопросы становятся все более разнообразны- ми и конкретными):
Май
Дождалися мы свѣтлаго мая
Цвѣты и деревья цвѣтут;
И по небу синему тая
Румяныя тучки плывутъ.
Запѣли веселыя пташки
В тѣни густолистной лѣсовъ,
И бѣлые скачутъ барашки
На зелени мягкой луговъ.
________________________
Какое время года здѣсь описано?
Какого мѣсяца мы дождались?
Почему мы рады маю?
Что дѣлается съ деревьями и цвѣтами?
Что видно на небѣ?
Что слышно въ тѣни лѣсовъ?
Что видно на зелени луговъ?
Какiя же примѣты весны?
41
.
Пример 3
(Это задание также предполагает развитие традиций обучения анализу, классификации, в задании предполагается применение операций син- теза при самостоятельном подборе слов.)
40
Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения русского и церковно-славянского с постепенно воз- растающим числом букв. [Кн. 1–3]. СПб. : Тип. Т-ва «Общественная польза», 1881.
41
Там же.
96
Дубъ дерево. Липа… Оселъ… Капуста… Сосна… Соловей… Корова…
Пчела… Клеверъ… Лисица… Морковь… Чечетка… Щука… Лещъ… Рябина…
Жукъ… Свинья.. Ель… Горохъ… Лютикъ… Соколъ… Серлядь… Медвѣдь…
42
.
В учебнике Х. В. Корчинского, изданного в начале XX в., формулировки заданий становятся более конкретными и технологичными.
Покажем пример задания, в котором четко прослеживается технология формирования у детей познавательных операций поиска и обработки текстовой информации:
Лошадь.
Собиранiе знанiй о лошади.
Лошадь. Черная цв
ѣтом. Жирная. Красивая. Стоитъ.
Накопленiе знанiй о лошади.
Собрать знанiй о лошади побольше. Разсмотрим лошадь ближе и лучше.
Одна голова. Два уха. Два глаза. Одна шея. Одна грива. Два бока. Четыре ноги. Одинъ хвостъ. Лошадь не собака. Лошадь не свинья. Лошадь не гусь. Ло- шадь не береза.
Изученiе и пониманiе знанiй о лошади.
Разсмотримъ знанiя о лошади такъ, чтобы можно было понимать, какое знанiе къ какому относится, а также, чтобы можно было легко понимать то, что мы узнали о лошади.
Чтобы изучать и понимать знанiя, нужно знать слѣдующiе вопросы:
Кто? Что?Эти вопросы означаютъ предметъ.
Какой?Этотъ вопросъ означаетъ качество предмета.
Что дѣлаетъ предметъ?Этотъ вопросъ означаетъ дѣйствiе предмета.
Сколько?Этотъ вопросъ показываетъ счисленiе или количество пред- метовъ.
Лошадь не собака.Это сравненiе и противоположенiе двухъ предметовъ.
Разобрать собранныя знанiя по вопросамъ
43
.
Как видно из представленных здесь заданий (мы показали только неболь- шую выборку из учебников второй половины XIX – начала XX в.), составители дореволюционных учебников заложили глубокие традиции формирования не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Эти учебные книги и сегодня будут интересны и полезны для методистов и учителей с точки зрения решения задачи реализации системно-деятельностного подхода в начальном образовании.
42
Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения русского и церковно-славянского с постепенно воз- растающим числом букв. [Кн. 1–3]. СПб. : Тип. Т-ва «Общественная польза», 1881.
43
Корчинский Х. В. Букварь: школа обучения образования / сост. Х. В. Корчинский; рис. ра- боты акад. А. П. Соколова. СПб., 1906.
97
Глава 8
ПРОВЕРЯЕТ ЛИ ВПР МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В главе 3 мы уже касались некоторых вопросов назначения Всероссийской проверочной работы (далее – ВПР) в отношении такого предмета как матема- тика и делали ссылку на официальный ресурс ФИОКО.
В описании контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) для проведения в 2022 году проверочной работы по математике в 4 классе
44
отме- чена такая цель, как мониторинг перехода на ФГОС и оценка качества подго- товки выпускников начальной школы в соответствии с требованиями стандар- та. Отмечается, что ВПР позволяет осуществить диагностику не только пред- метных, но и метапредметных результатов, в том числе уровня сформирован- ности УУД и овладения межпредметными понятиями.
В таблицах кодификаторов приводятся проверяемые элементы содержания и проверяемые требования к результатам обучения.
Выделим только те из них, которые характеризуют метапредметные ре- зультаты и обозначим их заглавными буквами, чтобы в дальнейшем было легче отследить, проверяются ли они с помощью предложенных КИМов:
•
работа с информацией (А);
•
использование начальных математических знаний для описания окру- жающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространст- венных отношений (Б);
•
применение математических знаний для решения учебных задач, в по- вседневных ситуациях (В);
•
извлечение и интерпретация информации, представленной в виде таблиц и диаграмм (Г);
•
владение основами логического и алгоритмического мышления (Д).
Результат Б предполагает решение младшим школьником учебной задачи и задачи, связанной с повседневной жизнью, арифметическим способом.
Результат Г предполагает читать несложные готовые таблицы, сравнивать, обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таб- лиц и диаграмм.
Результат Д описывается как интерпретация информации, полученной при проведении несложных исследований (ученик должен объяснять, сравнивать, обобщать данные, делать выводы и прогнозы), а также собирать, представлять информацию.
Рассмотрим некоторые образцы заданий КИМ и поставим вопрос, можно ли с помощью таких заданий проверить уровень сформированности у учащихся метапредметных результатов.
Приведем примеры.
44
ФИОКО : офиц.портал [Электронный ресурс]. URL:
VPR_MA-4_DEMO_2022.pdf (fioco.ru)
(дата обращения: 02.11.2022).
98
Задание 3, КИМ
Согласно описанию КИМ, данное задание проверяет использование уча- щимися начальных математических знаний для описания и объяснения окру- жающих процессов, для оценки количественных отношений.
В составлении задания прослеживается принцип оценки метапредметных результатов на предметном содержании. На рисунке, который условно можно считать несплошным текстом, учащиеся отбирают необходимую информацию и данные среди серии данных, интерпретируя числа 32, 71, 22, 37, 17, 33 как ве- личину «цена», то есть стоимость за единицу товара – пачку, пакет, батон, буб- лик и т. д., а далее используют начальные математические знания для описания процесса получения сдачи.
Результатом в когнитивной области является сформированность действий различения учеником информации, представленной обычным сплошным и не- сплошным текстом, а также дополнения сплошного текста необходимыми дан- ными: «Сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет мо- лока по цене 32 рубля и батон хлеба по цене 33 рубля купюрой в 100 рублей?».
Кроме того, итоговая текстовая задача в итоге формулируется в голове учащихся в виде вопросительного предложения, и проверяется сформирован- ность действия анализа – деления этого вопросительного предложения на смысловые части, содержащие данные и искомое. Для этого учащийся должен мысленно перефразировать текст: «Пакет молока стоит 32 рубля, а батон хле- ба – 33 рубля. Покупатель расплатился за эту покупку купюрой в 100 рублей.
Сколько сдачи получит покупатель?»
Задание 6, КИМ
В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли учас- тие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.
99
Команда Золотые
Серебряные Бронзовые
«Сириус»
7 8
3
«Орион»
6 4
5
«Заря»
4 6
7
«Весна»
3 2
6 1. Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»?
2. Какая команда заняла 3-е место по сумме всех медалей?
Проверяется уровень сформированности чтения этой несложной готовой таблицы, ориентации младшего школьника по ее строкам, столбцам, ячейкам.
Ответ на первый вопрос предполагает нахождение учащимся нужной ин- формации в ячейке таблицы, расположенной на пересечении строки «Сириус» и столбца «Серебряные», и это действие не является сложным.
Ответ на второй вопрос предполагает проверку уровня сформированности у младших школьников действия сравнения, анализа, промежуточного логиче- ского вывода.
Учащиеся производят анализ данных с удержанием цели (определение
3-го места), контроль результата суммирования медалей с помощью проведен- ного анализа.
Возможно, что учащиеся будут преобразовывать данную таблицу в дру- гую, то есть задание проверяет сформированность у них действия преобразова- ния моделей представления информации.
Вычислив, что у «Сириуса» всего 18 медалей, а у «Ориона» – 15, сравни- вая данные второй и третьей строки, учащиеся сразу делают промежуточный логический вывод без вычислений о том, что «Заря» обошла «Орион» по сумме всех медалей: слагаемые 4 и 6 одинаковые, а 7 > 5. Подсчитав сумму всех медалей
«Весны», они убеждаются, что 11 < 15, следовательно, 3-е место занял «Орион».
Таблицы, полученные из данной, могут иметь такой вид.
Команда Сумма медалей
«Сириус»
18
«Орион»
15
«Заря»
17
«Весна»
11
К. Всего Место
С.
18 1
З.
17 2
О.
15 3
В.
11 4
В таблице справа учащиеся могут осуществить ранжирование, выстраивая полученные в результате суммирования числа в убывающем порядке, что явля- ется еще одним показателем сформированности работы с данными.
Задание 9, КИМ
Татьяна должна обсудить свою новую идею с директором, бухгалтером и программистом. С каждым из них обсуждение длится ровно час. Известно, что директор занят с 10 до 12 часов, бухгалтер приезжает на работу к 10 часам, а у программиста важное совещание с 10 до 11 часов. При этом Татьяна смогла закончить все три обсуждения к 12 часам, придя на работу к 9 часам.
1
. У кого Татьяна была в 11:30?
ся различными источниками информации.
*Золотое яичко.
Жили себѣ дѣдъ да баба,
И была у нихъ курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дѣдъ билъ, билъ –
*О значенiи подобныхъ картинокъ справиться въ «Книгѣ для учащихъ»
35
Из данного задания наглядно видно, что обучение по Азбуке К. Д. Ушин- ского не ограничивалось только одним учебником. Великий педагог и методист уже в то время показал, что важно учить детей пользоваться различными ис- точниками информации. Здесь мы видим задания по обращению к дополни- тельному источнику информации, в частности к Книге для учащихся.
35
Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбу- ки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте.
Изд. 4-е. СПб. : Тип. В. С. Сущинского, 1867.
93
Формирование регулятивных УУД: упражнения на сравнение, анализ,
синтез и классификацию.
Пример 1
Мебель и посуда
Мебель: столъ, стулъ, кресло, диванъ, кровать, колыбель, комодъ, скамья.
Посуда: тарелка, чашка, стаканъ, блюдо, горшокъ, котелъ, кувшинъ, ка- стрюля, самоваръ.
Блюдо. Кровать. Кувшинъ. Кастрюля. Кукла. Котелъ. Столъ. Книга. Гор- шокъ. Кресло. Чашка. Комодъ. Диванъ. Тарелка. Волчокъ. Стаканъ. Перо.
Колыбель.
Горшокъ котлу не товарищъ. – Кресло старому, колыбель малому
36
.
Пример 2
Смородина ягода, а рыжикъ…? – Опенокъ грибъ, а грибъ..? – Золото дра- гоцѣнный металлъ, а желѣзо...? – Понедѣльникъ первый день недѣли, а сере- да..? – Ступня часть ноги, а кисть..? – Кисть часть руки, а рука..? – Хомутъ сбруя, а грива..? – Овца домашнее животное, а лиса..? – Тхоръ плотоядный звѣрь, а кроликъ..?
37
Пример 3
Плечо часть руки, а рука…? – Пятка часть ступни, а ступня…? Крыша часть дома, а домъ…? – Куполъ часть церкви, а церковь…? – Локоть часть ру- ки, а колѣно…? – Полозъ часть саней, а сани…? – Волкъ хищный звѣрь, а орелъ…? – Спина часть туловища, а темя…? – Декабрь мѣсяцъ зимнiй, а октябрь…?
38 36
Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбу- ки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте.
Изд. 4-е. СПб. : Тип. В. С. Сущинского, 1867.
37
Там же.
38
Там же.
94
Пример 4
Не деревья ли сосна и клеверъ? Нѣтъ, сосна дерево, а клеверъ трава. – Не земледѣльческiя ли орудiя борона и соха? Да, борона и соха земледельческiя орудiя. – Не домашнiя ли животныя лошадь и волкъ…? – Не хлѣбныя ли растенiя капуста и рожь…? – Не драгоцѣнные ли металлы олово и кремень…? –
Не добродѣтели ли скупость и лѣнь…? – Не пороки ли упрямство и кро- тость…? – Не хищныя ли птицы щегленокъ и щука…?
39
Из этих примеров видно, что К. Д. Ушинский стремился максимально раз- нообразить способы обучения и не ограничивался сообщением сухой теории из разных предметных областей.
В первом примере четко прослеживается методический замысел форми- рования аналитических действий, действий сравнения и классификации.
Материалом для такой работы служат доступные и понятные для детей предме- ты и явления.
Выполнение заданий, показанных в примерах 2 и 3, предполагает услож- нение работы. Здесь материалом для формирования действий анализа, сравне- ния и классификации служат не отдельные слова, а предложения-вопросы. Для того чтобы выполнить задания, детям необходимо: а) прочитать предложения и понять их содержание; б) проанализировать синтаксическую конструкцию (понять, как построено предложение-вопрос и ответить на вопрос именно в рамках предложенной кон- струкции); в) подобрать пропущенное слово, для этого необходим определенный кру- гозор, если ребенок не обладает необходимой информацией, он будет пользо- ваться различными источниками информации: спросит у взрослых, найдет кни- гу, в которой прочитает о том, чего не знает, и проч.; г) включить нужное слово в конструкцию, применив действия синтеза.
В примере 4 показаны вопросы, ответы на которые также требуют от ре- бенка сформированных регулятивных и познавательных действий.
Ответы на вопросы могут быть разными: в некоторых ответах ученик бу- дет соглашаться с высказыванием, а в некоторых – нет. Без активного исполь- зования аналитических действий выполнить данное задание невозможно. Ма- териалом для вопросов послужили не только сведения из разных областей зна- ний, но и рассуждения о морали и нравственности. Такой подход к составле- нию заданий и сегодня дает учителю ценный методический совет, показывая, как можно, не тратя на уроке большое количество дополнительного времени, сочетать работу по достижению предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
Из содержания Азбуки К. Д. Ушинского становится очевидным факт, что
Константин Дмитриевич явился своего рода «первопроходцем», показав и учи- телям, и методистам в области начального образования, как можно сочетать
39
Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбу- ки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте.
Изд. 4-е. СПб. : Тип. В. С. Сущинского, 1867.
95
предметное обучение с работой по формированию действий, из которых скла- дывается учебная деятельность. Все дальнейшие достижения ученых – теорети- ков и практиков – развивали заложенные К. Д. Ушинским традиции, выводя цели начального образования далеко за пределы предметной области, борясь с бессмысленной зубрежкой, вооружая педагогов и учеников способами актив- ного мышления и применения знаний в различных жизненных ситуациях.
Традиции, заложенные К. Д. Ушинским, продолжили его ученики.
Упражнения по формированию метапредметных образовательных дости- жений мы видим и в учебниках других авторов.
Вот примеры таких заданий из учебника Н. Ф. Бунакова.
Пример 1
(здесь мы видим, что Н. Ф. Бунаков продолжает традиции обу- чения, заложенные К. Д. Ушинским, и разнообразит используемый материал):
Липа дерево, а крапива?
Осока трава, а ива?
Рѣпу ѣдятъ, а капусту?
Просо косятъ, а рѣпу?
Утром свѣтло, а въ сумерки?
40
.
Пример 2
(из этого примера становится понятно, что Н. Ф. Бунаков разви- вает традиции анализа текста, его вопросы становятся все более разнообразны- ми и конкретными):
Май
Дождалися мы свѣтлаго мая
Цвѣты и деревья цвѣтут;
И по небу синему тая
Румяныя тучки плывутъ.
Запѣли веселыя пташки
В тѣни густолистной лѣсовъ,
И бѣлые скачутъ барашки
На зелени мягкой луговъ.
________________________
Какое время года здѣсь описано?
Какого мѣсяца мы дождались?
Почему мы рады маю?
Что дѣлается съ деревьями и цвѣтами?
Что видно на небѣ?
Что слышно въ тѣни лѣсовъ?
Что видно на зелени луговъ?
Какiя же примѣты весны?
41
.
Пример 3
(Это задание также предполагает развитие традиций обучения анализу, классификации, в задании предполагается применение операций син- теза при самостоятельном подборе слов.)
40
Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения русского и церковно-славянского с постепенно воз- растающим числом букв. [Кн. 1–3]. СПб. : Тип. Т-ва «Общественная польза», 1881.
41
Там же.
96
Дубъ дерево. Липа… Оселъ… Капуста… Сосна… Соловей… Корова…
Пчела… Клеверъ… Лисица… Морковь… Чечетка… Щука… Лещъ… Рябина…
Жукъ… Свинья.. Ель… Горохъ… Лютикъ… Соколъ… Серлядь… Медвѣдь…
42
.
В учебнике Х. В. Корчинского, изданного в начале XX в., формулировки заданий становятся более конкретными и технологичными.
Покажем пример задания, в котором четко прослеживается технология формирования у детей познавательных операций поиска и обработки текстовой информации:
Лошадь.
Собиранiе знанiй о лошади.
Лошадь. Черная цв
ѣтом. Жирная. Красивая. Стоитъ.
Накопленiе знанiй о лошади.
Собрать знанiй о лошади побольше. Разсмотрим лошадь ближе и лучше.
Одна голова. Два уха. Два глаза. Одна шея. Одна грива. Два бока. Четыре ноги. Одинъ хвостъ. Лошадь не собака. Лошадь не свинья. Лошадь не гусь. Ло- шадь не береза.
Изученiе и пониманiе знанiй о лошади.
Разсмотримъ знанiя о лошади такъ, чтобы можно было понимать, какое знанiе къ какому относится, а также, чтобы можно было легко понимать то, что мы узнали о лошади.
Чтобы изучать и понимать знанiя, нужно знать слѣдующiе вопросы:
Кто? Что?Эти вопросы означаютъ предметъ.
Какой?Этотъ вопросъ означаетъ качество предмета.
Что дѣлаетъ предметъ?Этотъ вопросъ означаетъ дѣйствiе предмета.
Сколько?Этотъ вопросъ показываетъ счисленiе или количество пред- метовъ.
Лошадь не собака.Это сравненiе и противоположенiе двухъ предметовъ.
Разобрать собранныя знанiя по вопросамъ
43
.
Как видно из представленных здесь заданий (мы показали только неболь- шую выборку из учебников второй половины XIX – начала XX в.), составители дореволюционных учебников заложили глубокие традиции формирования не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Эти учебные книги и сегодня будут интересны и полезны для методистов и учителей с точки зрения решения задачи реализации системно-деятельностного подхода в начальном образовании.
42
Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения русского и церковно-славянского с постепенно воз- растающим числом букв. [Кн. 1–3]. СПб. : Тип. Т-ва «Общественная польза», 1881.
43
Корчинский Х. В. Букварь: школа обучения образования / сост. Х. В. Корчинский; рис. ра- боты акад. А. П. Соколова. СПб., 1906.
97
Глава 8
ПРОВЕРЯЕТ ЛИ ВПР МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В главе 3 мы уже касались некоторых вопросов назначения Всероссийской проверочной работы (далее – ВПР) в отношении такого предмета как матема- тика и делали ссылку на официальный ресурс ФИОКО.
В описании контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) для проведения в 2022 году проверочной работы по математике в 4 классе
44
отме- чена такая цель, как мониторинг перехода на ФГОС и оценка качества подго- товки выпускников начальной школы в соответствии с требованиями стандар- та. Отмечается, что ВПР позволяет осуществить диагностику не только пред- метных, но и метапредметных результатов, в том числе уровня сформирован- ности УУД и овладения межпредметными понятиями.
В таблицах кодификаторов приводятся проверяемые элементы содержания и проверяемые требования к результатам обучения.
Выделим только те из них, которые характеризуют метапредметные ре- зультаты и обозначим их заглавными буквами, чтобы в дальнейшем было легче отследить, проверяются ли они с помощью предложенных КИМов:
•
работа с информацией (А);
•
использование начальных математических знаний для описания окру- жающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространст- венных отношений (Б);
•
применение математических знаний для решения учебных задач, в по- вседневных ситуациях (В);
•
извлечение и интерпретация информации, представленной в виде таблиц и диаграмм (Г);
•
владение основами логического и алгоритмического мышления (Д).
Результат Б предполагает решение младшим школьником учебной задачи и задачи, связанной с повседневной жизнью, арифметическим способом.
Результат Г предполагает читать несложные готовые таблицы, сравнивать, обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таб- лиц и диаграмм.
Результат Д описывается как интерпретация информации, полученной при проведении несложных исследований (ученик должен объяснять, сравнивать, обобщать данные, делать выводы и прогнозы), а также собирать, представлять информацию.
Рассмотрим некоторые образцы заданий КИМ и поставим вопрос, можно ли с помощью таких заданий проверить уровень сформированности у учащихся метапредметных результатов.
Приведем примеры.
44
ФИОКО : офиц.портал [Электронный ресурс]. URL:
VPR_MA-4_DEMO_2022.pdf (fioco.ru)
(дата обращения: 02.11.2022).
98
Задание 3, КИМ
Согласно описанию КИМ, данное задание проверяет использование уча- щимися начальных математических знаний для описания и объяснения окру- жающих процессов, для оценки количественных отношений.
В составлении задания прослеживается принцип оценки метапредметных результатов на предметном содержании. На рисунке, который условно можно считать несплошным текстом, учащиеся отбирают необходимую информацию и данные среди серии данных, интерпретируя числа 32, 71, 22, 37, 17, 33 как ве- личину «цена», то есть стоимость за единицу товара – пачку, пакет, батон, буб- лик и т. д., а далее используют начальные математические знания для описания процесса получения сдачи.
Результатом в когнитивной области является сформированность действий различения учеником информации, представленной обычным сплошным и не- сплошным текстом, а также дополнения сплошного текста необходимыми дан- ными: «Сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет мо- лока по цене 32 рубля и батон хлеба по цене 33 рубля купюрой в 100 рублей?».
Кроме того, итоговая текстовая задача в итоге формулируется в голове учащихся в виде вопросительного предложения, и проверяется сформирован- ность действия анализа – деления этого вопросительного предложения на смысловые части, содержащие данные и искомое. Для этого учащийся должен мысленно перефразировать текст: «Пакет молока стоит 32 рубля, а батон хле- ба – 33 рубля. Покупатель расплатился за эту покупку купюрой в 100 рублей.
Сколько сдачи получит покупатель?»
Задание 6, КИМ
В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли учас- тие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.
99
Команда Золотые
Серебряные Бронзовые
«Сириус»
7 8
3
«Орион»
6 4
5
«Заря»
4 6
7
«Весна»
3 2
6 1. Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»?
2. Какая команда заняла 3-е место по сумме всех медалей?
Проверяется уровень сформированности чтения этой несложной готовой таблицы, ориентации младшего школьника по ее строкам, столбцам, ячейкам.
Ответ на первый вопрос предполагает нахождение учащимся нужной ин- формации в ячейке таблицы, расположенной на пересечении строки «Сириус» и столбца «Серебряные», и это действие не является сложным.
Ответ на второй вопрос предполагает проверку уровня сформированности у младших школьников действия сравнения, анализа, промежуточного логиче- ского вывода.
Учащиеся производят анализ данных с удержанием цели (определение
3-го места), контроль результата суммирования медалей с помощью проведен- ного анализа.
Возможно, что учащиеся будут преобразовывать данную таблицу в дру- гую, то есть задание проверяет сформированность у них действия преобразова- ния моделей представления информации.
Вычислив, что у «Сириуса» всего 18 медалей, а у «Ориона» – 15, сравни- вая данные второй и третьей строки, учащиеся сразу делают промежуточный логический вывод без вычислений о том, что «Заря» обошла «Орион» по сумме всех медалей: слагаемые 4 и 6 одинаковые, а 7 > 5. Подсчитав сумму всех медалей
«Весны», они убеждаются, что 11 < 15, следовательно, 3-е место занял «Орион».
Таблицы, полученные из данной, могут иметь такой вид.
Команда Сумма медалей
«Сириус»
18
«Орион»
15
«Заря»
17
«Весна»
11
К. Всего Место
С.
18 1
З.
17 2
О.
15 3
В.
11 4
В таблице справа учащиеся могут осуществить ранжирование, выстраивая полученные в результате суммирования числа в убывающем порядке, что явля- ется еще одним показателем сформированности работы с данными.
Задание 9, КИМ
Татьяна должна обсудить свою новую идею с директором, бухгалтером и программистом. С каждым из них обсуждение длится ровно час. Известно, что директор занят с 10 до 12 часов, бухгалтер приезжает на работу к 10 часам, а у программиста важное совещание с 10 до 11 часов. При этом Татьяна смогла закончить все три обсуждения к 12 часам, придя на работу к 9 часам.
1
. У кого Татьяна была в 11:30?