Файл: Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление




Введение 3

1. Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства 4

1.1 Финансовая безопасность государства: понятие, сущность, содержание 4

1.2 Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности государства 7

1.3 Индикаторы обеспечения финансовой безопасности государства 10

2 Анализ и оценка уровня финансовой безопасности 14

2.1 Анализ основных показателей и оценка современного состояния финансовой безопасности РФ и других стран 14

2.2 Оценка состояния системы обеспечения финансовой безопасности государства 16

3 Направления совершенствования обеспечения финансовой безопасности 22

3.1 Основные проблемы обеспечения финансовой безопасности 22

3.2 Пути совершенствования обеспечения финансовой безопасности 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Список использованных источников 29


Введение


Анализируя безопасность страны, можно увидеть, что ее слабым звеном является экономика.

Россия переживает сложный период обновления, вызывающий последствия во всех областях деятельности.

Цель данной работы – изучить понятие финансовая безопасность государства и меры по ее обеспечению. Для достижения цели следует решить задачи:

1 изучить финансовую безопасность государства: понятие, сущность, содержание

2 выявить факторы и условия обеспечения финансовой безопасности государства

3 проанализировать индикаторы обеспечения финансовой безопасности государства

4 провести анализ основных показателей и оценка современного состояния финансовой безопасности РФ и других государств

5 провести оценку системы обеспечения финансовой безопасности государства

6 определить основные проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности

7 разработать направления совершенствования обеспечения финансовой безопасности

Объектом исследования является экономическая безопасность.

Предметом исследования является финансовая система Российской Федерации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства


    1. Финансовая безопасность государства: понятие, сущность, содержание



Под финансовой безопасностью понимается защищенность финансовых интересов; определенный уровень стабильности и независимости финансовой системы страны в условиях воздействия различных разрушающих факторов; способность финансовой системы обеспечить эффективное функционирование и экономический рост.

Основной чертой государственного управления финансовой безопасностью является его властный характер, в истоках которого лежит государственная воля и распространенность на все общество1. Трактовки государственного управления финансовой безопасностью, как властного влияния государства на общественную систему, являются лучшей иллюстрацией того, как в России воспринимается и понимается значение термина «государственное управление финансовой безопасностью».

По утверждению профессора Коломоец Т.А., государственное управление финансовой безопасностью в узком смысле - это совокупность государственных органов, между которыми определенным образом распределены различные виды деятельности государства по обеспечению финансовой безопасностью. В широком смысле - это вид социального управления, вид специфической деятельности государства, получающий свое выражение в функционировании его органов, которые влияют на общественные отношения с целью их урегулирования в соответствии с государственными интересами2.

Вместе с тем, по мнению Цветкова В.В., Кресина И.А. и Коваленко А.А. государственное управление финансовой безопасностью - это социальное явление, формы, методы, принципы, характер которого всегда обусловлены потребностями общественного развития, проявляются в интересах определенных социальных слоев и групп3.

Фактически, в ответ на требование граждан, которые были недовольны большим количеством государственных учреждений и не слишком высоким качеством предоставления ими публичных услуг, правительства многих стран мира в конце двадцатого века осуществили ряд реформ, способствовавших улучшению их развития.



С этого времени начался процесс замены традиционных механизмов социального управления на рынке: с «приказывать и контролировать» на «мотивировать и получать результат»4.

Объективно, новые реалии требовали применения новых подходов к управлению обществом:

- замену традиционных способов управления, базировавшихся на применении властных полномочий, на более гибкие;

- переход от четких бюрократических процедур, на ориентированные на предоставление качественных публичных услуг.

В этих странах целый ряд политических, социально-экономических и институциональных факторов привел к появлению новой формы управления в публичном секторе - «публичному администрированию». Появление «публичного администрирования» стало закономерным шагом в развитии государственного управления финансовой безопасностью.

Новому направлению социального администрирования присущи следующие виды компетенций:

а) интеллектуальная компетенция:

б) функциональная компетенция:

- умение применения инструментов демократического управления в сферах государственного, регионального и местного управления, международного сотрудничества;

- знание социального развития, регулирования экономики, публичных финансов, коммуникаций, конституционно-правовых и административно-правовых основ управления, электронного управления, территориального управления, международных институтов и процедур, технологий управления человеческими ресурсами.

в) социальная компетенция:

- наличие коммуникативных способностей;

- умение работать «в команде»;

- готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов5.

При этом основными факторами, повлиявшими на появление «публичного администрирования» стали:

- требования общества к уменьшению численности и повышению производительности работы государственных учреждений;

- необходимость введения рыночного стиля управления;

- потребность в децентрализации властной вертикали;

- целесообразность фокусирования внимания на результатах, а не на процедурах.

Это достигается координацией работы по планированию деятельности на месяц, квартал, полгода и год, дает возможность согласовать позиции двух ветвей власти уже на начальной стадии.

Взаимодействие районных и местных администраций предусматривает совместное проведение заседаний коллегий и президиумов, единых дней информирования, еженедельных совещаний-семинаров исполнительных аппаратов вместе с сельскими, поселковыми главами, где рассматриваются актуальные вопросы современности.


Все это дает возможность скоординировать работу двух ветвей власти на местах и ​​оперативно принимать решения, от которых зависит развитие регионов.

Существующий сегодня опыт позволяет выделить следующие организационно-правовые формы координационного взаимодействия органов местной власти:

1) наличие общих СМИ;

2) совместное проведение массово-культурных мероприятий.

Таким образом, тесное сотрудничество местных государственных и самоуправленческих органов, как правило, приносит положительные последствия, в результате которых органы государственной власти обеспечивают условия, необходимые для нормальной деятельности органов местного самоуправления, а самоуправляющиеся структуры выполняют немало функций сугубо государственного характера.


    1.   1   2   3   4   5

Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности государства


Угроза – это фактор, стремящийся нарушить работу системы. Перечень существующих на сегодняшний день угроз исчисляется сотнями пунктов. При выявлении угроз финансовой безопасности необходимо классифицировать их по определенным критериям, каждый из которых соответствует какому-либо из требований к системе защиты.

В связи с невозможностью описать все множество угроз вследствие большого количества влияющих на безопасность факторов составляют не полный перечень угроз, а перечень классов угроз, обладающих базовыми признаками [4, с. 51]. Это связано с тем, что описать полное множество угроз невозможно из-за большого количества факторов, влияющих на безопасность. Например, можно предложить классифицировать угрозы по следующим признакам:

1) природа возникновения: естественные угрозы (связанные с природными процессами) и искусственные (вызванные деятельностью человека);

2) степень преднамеренности проявления: случайные или преднамеренные;

3) источник угроз: природная среда, человек, санкционированные программно-аппаратные средства, несанкционированные программно-аппаратные средства;

4) положение источника угроз: в пределах или вне контролируемой зоны;

5) зависимость от активности системы: проявляются только в процессе обработки данных или в любое время;

6) степень воздействия на систему: пассивные, активные (вносят изменения в структуру и содержание системы);

7) этап доступа к ресурсам: на этапе доступа, после получения доступа;

8) способ доступа к ресурсам: стандартный, нестандартный;

9) место расположения: внешние носители, оперативная помять, линии связи, устройства ввода-вывода [6, с. 63].

Вне зависимости от конкретных видов угроз было признано целесообразным связать угрозы с основными свойствами защищаемой безопасности и были выделены три основных вида угроз:

– угроза нарушения доступности может быть результатом преднамеренных действий другого пользователя или злоумышленника и выражается в блокировке доступа к ресурсам вычислительной системы. Блокирование выражается в полном отсутствии либо в задержке доступа к запрашиваемому ресурсу [2, с. 69].