Файл: Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства
Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности государства
2 Анализ и оценка уровня финансовой безопасности
2.2 Оценка состояния системы обеспечения финансовой безопасности государства
3 Направления совершенствования обеспечения финансовой безопасности
3.1 Основные проблемы обеспечения финансовой безопасности
3.2 Пути совершенствования обеспечения финансовой безопасности
2 Анализ и оценка уровня финансовой безопасности
2.1 Анализ основных показателей и оценка современного состояния финансовой безопасности РФ и других стран
Со второй половины 2018 года наметилась тенденция к замедлению роста мировой экономики, в течение 2019 года этот тренд усиливался среди большинства стран.
Риски ухудшения динамики мировой экономики отмечались многими экспертами, однако итоговая статистка оказалась существенно слабее, чем ожидалось ранее. Так, учитывая влияние различных факторов, Международный валютный фонд (далее – МВФ) пять раз понижал прогноз темпов роста мировой экономики на 2019 год, Всемирный банк в течение 2019 года корректировал вниз свой прогноз трижды. В результате, по предварительной оценке МВФ, по итогам года динамика мировой экономической активности замедлилась до 2,9% (3,6% в 2018 году), впервые с 2009 года опустившись ниже 3%.
Помимо внешнего сектора, компоненты внутреннего потребительского спроса в 2019 году также продемонстрировали замедление.
В свою очередь рост валового накопления в 2019 году ускорился до 2,7% после снижения на 0,5% годом ранее. Улучшение динамики отмечается в основном за счет увеличения прироста материальных оборотных средств, обусловленного значительным приростом незавершенного производства.
Инфляция по итогам 2019 года составила 3,0% г/г. Всплеск инфляции в начале года (1,0% м/м за январь) был обусловлен адаптацией экономики к принятым решениям области налогово-бюджетной и экономической политики (повышение базовой ставки НДС с 18 до 20%, изменение акцизов на отдельные товары и т.д.).
Комплексный анализ, учитывающий степень воздействия проблем на социально-экономическое развитие в средне- и долгосрочной перспективе, их взаимосвязь и зависимость от управленческих решений, позволил выявить следующие основные проблемы, отражающие специфику социально-экономического развития.
Инфраструктурные ограничения развития (недостаточная плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, недостаток и необходимость модернизации систем электро- и газоснабжения, водоснабжения и канализации, каналов связи, транспортных терминалов и т.п.). [11 C.18]
Существующая инфраструктура и ее качественные характеристики не в полной мере отвечают социально-экономическим потребностям экономики и населения области. Значительная часть инфраструктурных объектов работает с превышением номинальной загрузки. Износ основных фондов приводит к росту издержек и к определенному дефициту пропускных возможностей транспортной системы, систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации.
Уровень благоустроенности жилищного фонда явно недостаточен, причем ситуация на селе хуже, чем в городской местности.
Недостаток квалифицированных специалистов рабочих специальностей, управленческого звена в целом ряде отраслей экономики.
Наличие значительной дифференциации средней заработной платы по отраслям промышленности, когда разрыв составляет до 4,4 раз между текстильной промышленностью (5345 рублей) и производством машин и оборудования (23391 рубль), создает проблемы привлечения квалифицированных рабочих в низкооплачиваемые отрасли.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение эффективности распределения государственных ресурсов возможно исключительно за счет действенной системы государственного стратегического планирования с определенной иерархией целей и четкой связью с бюджетным планированием. Система стратегических документов должна составлять четкую взаимосогласованную и реалистичную систему позиций, исходя из имеющихся ресурсов, а не потребительских кредитов.
2.2 Оценка состояния системы обеспечения финансовой безопасности государства
При проведении анализа принимается во внимание степень зависимости значения показателя от решения и действия (бездействия) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По сути это контроль работы исполнительной власти с помощью оценки определённых показателей.
В приведенной ниже систематизации будут представлены только те МФИ, которые хотя бы в одной из функциональных составляющих должны закрепляться за определенным органом управления.
В то же время из предложенных МФИ в системе управления государственными финансами присутствуют такие, которые закрепляются за определенным оперативным органом управления лишь при определенной функциональной составляющей и единовременно за определенным органом оперативного управления.
Примером является МФИ бюджетной безопасности «Отношение дефицита Пенсионного фонда к собственным доходам, (%)» и «Уровень направления доходов консолидированного бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда, (%.)» Соответственно первый индикатор в составе всех функциональных составляющих закрепляется за Министерством труда и социальной защиты РФ. В свою очередь, второй индикатор на этапе стратегии закрепляется за Министерством финансов, а на этапе исполнения — за Федеральным казначейством.
На этапах всех других функциональных составляющих управления индикатор закрепляется за Министерством труда и социальной защиты РФ. Такой индикатор как «Отношение дефицита, профицита торгового баланса к общему объему внешней торговли, (%)» на этапе оперативного управления и выполнения закрепляется за Министерством экономического развития РФ.
Таким образом, в пределах функциональных составляющих управления за Министерством финансов РФ должны быть закреплены МФИ безопасности и стабильности, систематизированные в таблице 2.
Таблица 2. МФИ, выполнение функциональных комплексов которых должны быть закреплены за Министерством финансов РФ в разрезе функциональных составляющих управления
Орган управления государственными финансами | МФИ | Функциональные элементы управления * | |||
С | П | В | К | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Министерство финансов РФ | Безопасности | ||||
Отношение общего объема госдолга к ВВП, % | | | | | |
Отношение объема государственного и гарантированного госдолга к ВВП, % | | | | | |
Отношение объема внутреннего долга к ВВП, % | | | | | |
Отношение государственного внешнего долга к годовому экспорту услуг и товаров, % | | | | | |
| Уровень направления доходов консолидированного бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда, % | | | - | - |
Стабильности | | | | | |
Налоговый коэффициент, % | | | - | - | |
Доля налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета, % | | | - | - | |
Отношение налоговой задолженности к налоговым доходам консолидированного бюджета,% | | | - | - | |
Разница между средневзвешенной доходностью ОФЗ на первичном рынке и учетной ставкой LIBOR, п.п | | | | | |
Разница между средневзвешенной доходностью ОФЗ на первичном рынке и учетной ставкой ЦБ РФ, п.п. | | | | | |
Отношение объема годовых заимствований к капитальным вложениям (расходам на развитие консолидированного бюджета), % | | | | | |
Отношение объема заимствований к расходам на НИОКР,% | | | | | |
Отношение прироста долга к приросту накопления основного капитала, % | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |
* Условные обозначения: С - стратегическое управление; П - планирование; В - оперативное управление, выполнение; К - контроль.
В рамках функциональных составляющих управления за Банком России закреплены следующие МФИ безопасности и стабильности (таблица 3).
Таблица 3. МФИ, выполнение функциональных комплексов которых должно быть закреплено за Банком России в разрезе функциональных составляющих управления
Орган управления государственными финансами | МФИ | Функциональные элементы управления | |||
С | П | В | К | ||
Коэффициент монетизации, % | | | | | |
Отношение золотовалютных резервов к ВВП, % | | | | | |
Денежный мультипликатор М3/М0 | | | | | |
Разница между средневзвешенной доходностью ОФЗ на первичном рынке и учетной ставкой LIBOR, п.п | | | | | |
Разница между средневзвешенной доходностью ОФЗ на первичном рынке и учетной ставкой ЦБ РФ, п.п. | | | | |
В рамках функциональных составляющих управления за Федеральной налоговой службой закреплены следующие МФИ безопасности и стабильности (таблица 4).
Таблица 4. МФИ, выполнение функциональных комплексов которых должны быть закреплены за Федеральной налоговой службой в разрезе функциональных составляющих управления
Орган управления государственными финансами | МФИ | Функциональные элементы управления | |||
С | П | В | К | ||
Налоговый коэффициент, % | | | | | |
Доля налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета, % | | | | | |
Отношение налогового долга к налоговым доходам консолидированного бюджета, % | | | | | |
Уровень выполнения плана доходов консолидированного бюджета, % | | | | | |
Уровень выполнения налоговых поступлений консолидированного бюджета, % | | | | |
В рамках функциональных составляющих управления за Федеральным казначейством закреплены следующие МФИ безопасности и стабильности
В то же время об эффективном функционировании системы управления государственными финансами на основе МФИ можно говорить только при условии ее соответствующего обеспечения (таблица 5).
Таблица 5. Основные виды обеспечения и функционирования системы управления государственными финансами на основе МФИ
Виды обеспечения | Главные задачи |
1 | 2 |
Научно-методическое | Развитие теоретических основ и методов управления госу-дарственными финансами. Разработка, обобщение и экспериментальная апробация соот-ветствующих методических рекомендаций органами стратеги-ческого и оперативного управления в отношении закреплен-ных за ними МФИ. |
Нормативно-правовое | Формирование правового поля по закреплению правовой от-ветственности за ненадлежащее исполнение функционального комплекса закрепленных МФИ за органами стратегического и оперативного управления. Разработка и принятие соответствующих нормативно-право-вых актов, регламентирующих такую ответственность. |
Организационно-экономическое | Совершенствование организационно-экономического меха-низма рационализации анализа МФИ между органами управ-ления. Координация деятельности органов стратегического и опера-тивного управления. |
Финансово-техническое | Обеспечение открытости правительственной информации, предоставление публичных онлайновых услуг. Формирование основ электронной демократии, позволяющее расширять формы и влияние граждан на процесс принятия и реализации политических решений. Обеспечение принципов электронного правительства, то есть предоставление права гражданам влиять на управленческие решения. |
Кадровое | Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и ат-тестация специалистов государственной службы. Лицензирование деятельности на проведение частных иссле-дований в данной сфере. |