Файл: Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования финансовой безопасности государства
Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности государства
2 Анализ и оценка уровня финансовой безопасности
2.2 Оценка состояния системы обеспечения финансовой безопасности государства
3 Направления совершенствования обеспечения финансовой безопасности
3.1 Основные проблемы обеспечения финансовой безопасности
3.2 Пути совершенствования обеспечения финансовой безопасности
То есть недостаточно только определить, какой орган управления государственными финансами рассчитывает тот или иной показатель, важно обеспечить теоретические основы и методы управления государственными финансами на практическом уровне.
МФИ должен нести свою функциональную нагрузку как инструментарий и обоснование управленческого решения. Поэтому важно обеспечивать единый подход к расчету и максимальную точность в исходной информации.
Так как каждый из исходных показателей в определенной комбинации формирует МФИ, в обязательном порядке должна быть осуществлена разработка или обобщение, а также экспериментальная апробация соответствующих методических рекомендаций органами стратегического и оперативного управления, за которым закреплены соответствующие МФИ.
МФИ закрепляются за соответствующим органом управления в соответствии с выполняемыми им функциями в пределах функциональных составляющих системы управления государственными финансами.
Соответственно, ненадлежащее исполнение функционального комплекса закрепленных МФИ органами стратегического и оперативного управления должно регламентироваться правовыми нормами, которые фиксируются разработанными и принятыми нормативно-правовыми актами.
Соблюдение общей бюджетно-налоговой дисциплины в общей системе управления государственными финансами учитывает формирование справедливой налоговой системы (предполагаемая налоговая политика, качественное и эффективное налоговое администрирование, расширение базы, соблюдение налогового законодательства, совершенствование таможенного контроля), которая обеспечивает доверие к стабильности на условиях простоты и справедливости системы, и обеспечение снижения налоговой нагрузки.
Важное значение приобретает макроэкономическое и бюджетное прогнозирование, которое должно базироваться на своевременности данных для планирования (новые сроки макропрогноза для разработки среднесрочной бюджетной декларации, регулярный пересмотр и оценка прогнозов для повышения надежности), обеспечении беспристрастности и деполитизации прогнозирования (создание независимого органа для оценивания реалистичности макропрогноза и прогноза доходов бюджета), повышении качества прогнозирования (более доскональные инструменты прогнозирования, усиление координации между разработкой макропрогноза и бюджетного прогноза).
Результаты выполнения упомянутого выше Плана деятельности ФНС должны обеспечить предсказуемую и
сбалансированную бюджетную и налоговую политику, направленную на реализацию приоритетов развития, а также умелое управление фискальными рисками (оценка фискальных рисков в составе бюджетной декларации, новые меры по минимизации рисков, усиленная аналитическая способность Минфина, детальный баланс государственного сектора: пассивы — активы (состояние, износ, стоимость)).
Повышение эффективности распределения государственных ресурсов возможно исключительно за счет действенной системы государственного стратегического планирования с определенной иерархией целей и четкой связью с бюджетным планированием. Система стратегических документов должна составлять четкую взаимосогласованную и реалистичную систему позиций, исходя из имеющихся ресурсов, а не потребительских кредитов.
Бюджетирование должно осуществляться по результатам (программно-целевой метод), то есть исходить из ограниченных ресурсов бюджета для предоставления максимально эффективных и качественных государственных услуг.
В целом же Концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 года предусмотрено повышение эффективности расходов по реализации перехода к планированию расходов на основе предоставленных услуг, на содержание учреждений, комплексный анализ эффективности и целесообразности расходов по секторам и горизонтально (spending review), постоянный мониторинг и оценку эффективности бюджетных программ. Распределение ресурсов нельзя реализовать эффективно без налаживания системы межбюджетных отношений и фискальной децентрализации. То есть должно быть:
– налажено четкое разграничение полномочий между центральным и местным уровнями;
– усовершенствовано финансовое обеспечение делегированных полномочий (стимулы для формирования сбалансированных местных бюджетов и рационального их использования; обновление социальных стандартов и нормативов предоставления гарантированных государством услуг и расчет их стоимости; переход к адресной денежной помощи);
– увеличены собственные ресурсы (наращивание налогового потенциала, в частности, по имущественным налогам;
– повышена эффективность расходов местных бюджетов путем внедрения среднесрочного бюджетного планирования и оптимизации сети учреждений;
– повышена результативность в сфере управления местным долгом.
Выводы по второй главе:
Таким образом, проведенное в рамках этой работы исследование подтвердило необходимость учета временного лага адаптации к изменениям. Учитывая масштабность изменений, определена необходимость для обеспечения достижения единой стратегии использования кластерного подхода. При этом нужно усовершенствовать статистическую отчетность в сфере оценки эффективности работы органов управления государственными финансами, в частности, аккумулирования выводов относительно эффективности выполненных функций.
3 Направления совершенствования обеспечения финансовой безопасности
3.1 Основные проблемы обеспечения финансовой безопасности
Организационно-экономический механизм рационализации анализа МФИ между органами управления нивелирует дублирование МФИ, а в случаях такой необходимости — обеспечивает процедуру их сравнения, что приводит к проверке достоверности информации.
Так как некоторые исходные показатели могут рассчитываться различными органами управления, необходимо обеспечить координацию их взаимодействия на основе финансово-технического обеспечения открытого типа. То есть данная информация может и должна быть доступна всем желающим с ней ознакомиться.
В то же время данный вид обеспечения не должен означать создание официальных референдумов в социальных сетях, но должен обеспечивать возможность получения достоверной и первичной информации гражданами.
Кадровое обеспечение обусловлено необходимостью постоянного практического сопровождения, повышения квалификации для создания потенциала исследования новых направлений и вариантов не только анализа, но и общего совершенствования расчетов или технического выполнения поставленных задач.
В то же время, необходимо предоставить лицензированное разрешение на осуществление собственных исследований на основе открытой информации и исходных показателей третьим лицам для обеспечения потенциальной возможности совершенствования существующей практики. Стоит заметить, что данный вид обеспечения должен сопровождаться лицензированием, которое становится подтверждением квалификационной подготовки частного аналитика.
Основываясь на установленном распределении выполнения функционального комплекса определенных МФИ между органами управления государственными финансами в пределах функциональных составляющих управления, ослабляется административная роль, но обеспечивается мягкое регуляторно-инструментальное средство (закрепленные МФИ) реализации приоритета в управлении государственными финансами.
Пандемия нанесла серьезный удар не только системе здравоохранения, но и экономике. Многие предприятия приостановили производство. Часть населения осталась без средств к существованию. В этой ситуации важен не только поиск безопасной вакцины и эффективного лекарства, но и поиск выхода из общемирового кризиса. Эксперты говорят о падениях показателей ВВП до 10% и более. С этим согласен и главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. По его мнению, пандемия и падение цен на нефть станут вызовом не только для 2020 года, но и для ближайших лет.
Таким образом, в таких условиях происходит изменение в институциональной структуре в виде координации действий органов как стратегического, так и оперативного управления государственными финансами, а также обеспечивается системный подход и синергетический эффект в достижении единой цели в виде установленного приоритета.
3.2 Пути совершенствования обеспечения финансовой безопасности
Общими ожидаемыми результатам реализации проекта КРІ для ФНС являются:
– создание механизма предоставление руководству органов ФНС информации для оптимизации функциональных процессов, направленных на достижение стратегических и тактических целей организации;
– улучшение системы внутреннего мониторинга качества работы ФНС;
– повышение уровня доверия к ФНС со стороны налогоплательщиков и повышение уровня добровольного выполнения налоговых обязательств.
Для клиентов или налогоплательщиков введение указанной системы повлияет на:
– улучшение уровня сервиса и уменьшение расходов на выполнение налоговых обязательств;
– создание механизма обратной связи между органами ФНС и их клиентами в процессе администрирования налогов и сборов.
Институты гражданского общества и международные организации получат доступ к:
– созданию механизмов мониторинга результативности налоговых реформ;
– предоставлению необходимой информации для разработки альтернативных концепций реформирования налоговой системы России или отдельных ее составляющих.
Долгосрочным результатом реализации проекта является повышение прозрачности и подотчетности функционирования российских фискальных органов, их переход на качественно новый уровень обслуживания клиентов и кардинальная трансформация философии управления в системе органов ФНС.
Результаты выполнения КРІ органами ФНС по состоянию на начало 2020 года, подробно изложенные в табл. 2, говорят о следующем. Фактически большинство показателей и индикаторов достигнуто, но ФНС до сих пор оставляет за собой «отступные» в виде определенных объективных обстоятельств, или недостаточности времени, ретроспективности анализа и многих других недоучтенных факторов.
В то же время имеют место и существенные изменения