Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Окончание таблицы 1
Наименова ние автора
Название показателя
Определение
Плюсы
Минусы
А.Д.
Шеремет прибыль экономическая категория, характеризующую конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности краткое определение не отражено за счет чего формируется финансовый результат рентабельн ость эффективность работы в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат краткое определение не отражает многообразие показателей
В.В.
Ковалев прибыль некий доход от торговых операций, требовавший изначально определенных инвестиций и расходов, и проявляющийся в увеличении совокупного экономического потенциала инвестора по окончанию торговой операции прибыль соизмеряется с инвестициями и расходами нет четкого обозначение дохода, есть только некий доход от операций рентабельн ость прибыль сопоставляет с некоторыми базами рентабельность соотноситься с прибылью нет четкого определения базы
В.В.
Семенихин а рентабельн ость показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на реализацию, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества емкое определение
В экономиче ском словаре прибыль торговой организаци и это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на закупку и продажу этих товаров емкое определение рентабельн ость эффективность, прибыльность, доходность торговой организации краткое определение не отражает многообразие показателей
На основе таблицы 1 сформулируем собственное определение прибыли и рентабельности.
Прибыль торгового предприятия это разница между доходами сформированных от продажи товаров и расходами на закупку и продажу этих товаров. Рентабельность торгового предприятия это показатель, представляющий собой отношение прибыли к объемам реализации, затратам на реализацию, активам и пассивам.
12
Исходя из определения на рисунке 2, сформулируем сущность прибыли торговой организации.
Рисунок 2 – Сущность прибыли торговой организации
Сущность прибыли заключается в том, что это источник дохода от вложенного капитала, обеспечивающего развитие торговой организации. Сущность рентабельности торговой организации в том, что она является отражением эффективности работы организации.
На рисунке 3 представим схему формирования прибыли.
Рисунок 3 – Схема формирования прибыли торговой организации [8]
Сущность прибыли торговой организации
Форма чистого дохода торговой организации от своей деятельности
Является стоимостным показателем, выраженный в денежной форме
Чистый доход от вложенного капитала
Разница между доходами и расходами
Внутренний источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие торговой организации
Источник возрастания рыночной стоимости торговой организации
Доходы – Расходы = Прибыль
Доходы
Выручка от реализации товаров
Прочие доходы
Расходы
Доходы = цена товара * объем продаж
Операционные доходы
Внереализацио нные доходы
Затраты на реализацию
Расходы = затраты на покупку товара
* объем продаж
Прочие расходы
Операционные расходы
Внереализацио нные расходы
Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Налоги с прибыли
13
Несмотря на схожесть схемы формирования прибыли торговой организации и на предприятии имеются отличия:
на формирование прибыли торговой организации влияет объем товарооборота, ассортимента реализации, уровня наценки на товары, а на формирование прибыли предприятия ассортимент производства и уровень цен;
способы возникновения расходов. Основные расходы торговой организации возникают за счет закупа товара и его реализации. Основные расходы на предприятии возникают за счет производства продукции.
При формировании прибыли в торговой организации возникают различные виды прибыли. Различные авторы к классификации прибыли подходят с различных точек зрения. Так А.И. Бланк и Н.Н. Селезнева классифицируют прибыль исходя из признака. В то же время А.Д. Шеремет и В.В. Семенихин классифицируют прибыль на основе способов формирования. Исходя из различных точек зрения экономистов, на рисунке 4 представим виды прибыли торговой организации на основе способов формирования.
Рисунок 4 – Виды прибыли торговой организации [7]
Виды прибыли торговой организации
Валовая прибыль выручка от реализации минус переменные расходы
Прибыль от продаж валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы
Прибыль до налогообложения
Чистая прибыль прибыль от продаж плюс доходы, не связанные с основным видом деятельности, и минус прочие расходы прибыль до налогообложения минус налоги с прибыли
Балансовая прибыль торговой организации
Операционная прибыль чистая прибыль разность между торговыми наценками и издержками обращения
14
Исходя из рисунка 4, наблюдаем, что формирование различных видов прибыли осуществляется за счет реализации товара и расходов, связанных с реализацией товара. Валовая прибыль торговой организации возникает за счет разницы между проданным товаром и расходов на покупку товара. Прибыль от продаж возникает за счет валовой прибыли и расходов, понесенных торговой организацией за счет организации торговой деятельности [12]. Чистая прибыль
(балансовая прибыль) возникает за счет прибыли до налогообложения и суммы уплаченных налогов с прибыли торговой организации [8]. Прибыль торговой организации выполняет ряд функций, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5 – Функции прибыли торговой организации
Опишем функции прибыли более подробно.
Прибыль является показателем эффективности деятельности торговой фирмы
[8].
Прибыль является основным источником прироста собственного капитала [8].
Ориентируясь на прибыль (наличие или отсутствие), собственники принимают решения по поводу выплат дивидендов. Для получения большей прибыли учредитель торговой организации может отказываться от дивидендов с целью расширения бизнеса.
Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов:
1) обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;
Функции прибыли торговой организации
Стимулирует торговую организацию на развитие и увеличение товарооборота.
Учредителей на вложение капитала (стимулирующая функция)
Налоги на прибыль осуществляют регулирование деятельности организаций торговли (регулирующая функция)
Формирование фондов за счет распределения прибыли (распределительная функция)
15 2) накопление собственного капитала;
3) выполнение обязательств перед бюджетом.
Через налоги на прибыль государство осуществляет регулирование развития того или иного вида бизнеса. Увеличение налогов на прибыль по торговой деятельности приводит к снижению торговых организаций и увеличение цен на реализуемые товары.
А говоря о прибыли как о финансовом результате торговой организации, нельзя упустить из внимания такой показатель как рентабельность. Основные показатели рентабельности можно объединить в группы, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели рентабельности торговой организации [8, 34]
1 группа
Рентабельность торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту
2 группа
Рентабельность затрат – сопоставление прибыли с произведенными затратами
3 группа
Показатели рентабельности капитала и активов торгового предприятия.
Отношение прибыли к капиталу и активам торговой организации
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
Рентабельность торговли в странах с рыночной экономикой называют рентабельностью продаж, или маркой прибыли (коммерческой маркой) [7].
Экономический смысл этого показателя состоит в характеристике удельного веса прибыли на каждые 100 рублей товарооборота [34]. Рентабельность торговли зависит от качества торгового обслуживания населения. Чем лучше обслуживание, тем больше клиентов и прибыли у торговой организации.
Особое значение для оценки эффективности работы торговой организации приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения). Показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по осуществлению торговли. Ко второй группе показателей
16 рентабельности так же можно отнести: отношение прибыли к фонду заработной платы или сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия.
Виды рентабельности торговой организации по активам и капиталу (пассивам) являются относительными показателями.
Выделяют несколько видов рентабельности активов. Рентабельность основных средств это отношение прибыли к основным активам. Рентабельность оборотных средств это отношение прибыли к оборотным активам. Все они рассчитываются как отношение прибыли к стоимости определенных активов предприятия. Активы предприятия финансируются за счет собственного и заемного капитала. Учредителей будет интересовать рентабельность собственного капитала. Поэтому выделяют рентабельность собственного капитала, как отношение прибыли к собственным средствам.
Основываясь на особенностях формирования рентабельности торговых организаций и классификации рентабельности можно выделить несколько функций рентабельности, представленных на рисунке 6.
Рисунок 6 – Функции рентабельности торговой организации
Показатели рентабельности характеризует эффективность работы торговой организации, доходность от осуществления торговли, окупаемость затрат.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды организации торговли. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.
На формирование прибыли и рентабельности торговой организации оказывают влияние различные факторы. Все факторы, влияющие на
Функции рентабельности торговой организации
Сравнительная функция
Отражает эффективность работы торговой организации
17 формирование прибыли торговой организации можно разделить: внутренние и внешние.
На рисунке 7, представим факторы, влияющие на формирование прибыли торговой организации.
Рисунок 7 – Факторы, влияющие на прибыль торговой организации
Внешние факторы, влияющие на прибыль торговой организации, не зависят от деятельности торговой организации, но зачастую достаточно сильно влияют на результат ее деятельности. К данной группе факторов относятся географическое расположение торговой организации, т.е. регион в котором располагается торговая организация, удаленность организации от поставщиков товара, от районных, республиканских центров и т.д. Конкуренция и спрос на товары, т.е. наличие на рынке спроса на товары со стороны населения, которыми торгует организация, присутствие на рынке фирм конкурентов, осуществляющих реализацию схожего товара. На рисунке 8 представим факторы, определяющие конкурентоспособность торговой организации.
Факторы, влияющие на прибыль торговой организации
Внешние
Внутренние
расположение торговой организации
экономическое состояние государства;
государственное регулирование торговли
(ценообразование, налогообложение и др.);
изменение цен и тарифов;
покупательская способность населения;
изменение спроса на отдельные товары;
конкуренция;
ситуация в банковском секторе кредитования и смежных рынках;
другие (природные условия, демографическая ситуация и т. д.);
санкции со стороны США и Европы
изменение товарооборота;
изменение ассортимента товара;
изменение уровня валовых доходов от реализации;
изменение суммы переменных расходов;
изменение суммы постоянных расходов.
эффективность использования экономических ресурсов;
изменение доходов и расходов по инвестиционной и финансовой деятельности торговой организации
18
Рисунок 8 – Факторы, определяющие конкурентоспособность торговой организации
Важным фактором, влияющим на формирование прибыли и улучшение рентабельности, является ситуация на смежных рынках. Изменения на финансовом и кредитном рынке влияет на изменение доходности населения и сокращение потребления товара, а так же увеличение стоимости привлечения заемных ресурсов. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется: в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на торговую организацию, изменение ставок рефинансирования.
Внутренние факторы, связаны с деятельностью торговой фирмы, которые могут изменяться и регулироваться в зависимости от поставленных целей и задач.
Изменение товарооборота оказывает влияние на размер прибыли торговой организации. Кроме того, товарооборот оказывает влияние на рентабельность торговой компании, ее положение на рынке товаров, а также на ряд иных количественных и качественных показателей торговой фирмы. На объем товарооборота оказывает влияние ценообразования. Существующие методы ценообразования в торговле условно можно разделить на три категории: затратные, рыночные и параметрические [25]. В рамках дипломной работы более подробно рассмотрим затратный и рыночный метод.
Факторы, определяющие конкурентоспособность торговой организации
Качество торговли
Экономическая эффективность
Конкурентоспособность товара
Качество обслуживания
Эффективность управления
Устойчивое финансовое состояние
Эффективность инвестиционной и деятельности торговой организации
Ассортимент товара
19
Затратный метод образования цены является наиболее ранним из всех методов ценообразования [25]. Суть этого метода сводится к тому, что цена образуется исходя из затрат продавца на реализацию товара. Формула расчета цены в соответствии с затратным методом ценообразования можно представить следующим образом:
Р=
(Z + R + T)/ Q, где P – цена реализации товара;
Z – совокупные затраты продавца на производство и реализацию товара;
R – норма прибыли, заложенная в цене реализации товара;
T – величина косвенного налога;
Q – объем партии товара.
Данный метод позволяет наиболее точно учитывать затраты организации.
Основным недостатком затратного подхода является его односторонность, то есть учет интересов только продавца. Суть метода не дает возможности отражать в цене изменения рыночной конъюнктуры [25].
Затратный метод ценообразования позволяет проводить необходимый анализ изменения цены, затрат, выручки и объема реализации товаров. Поэтому затратный подход наиболее применим для товаров, реализуемых в условиях незначительной конкуренции, когда организация торговли относительно свободна в установлении размера торговой надбавки.
У
ТН
=У
R
+У
И
, где У
ТН
– уровень торговой надбавки;
У
R
– уровень рентабельности;
У
И
– уровень издержек обращения.
При рыночном подходе образования цены, торговая организация должна наряду с издержками на покупку товаров и их реализацию учитывать множество факторов, связанных с конъюнктурой рынка. Изменение конъюнктуры рынка происходит за счет изменения предложения товаров, так и покупательского спроса за счет уровня обслуживания покупателей, величины цены на аналогичные
20 товары. Формула расчета торговой надбавки при рыночном подходе образования цены:
ТН =Ц
розн
–Ц
пок
, где ТН – торговая надбавка, руб.;
Ц
розн
, Ц
пок
– соответственно розничная и покупная цена товара, руб.
Именно рыночный подход позволяет торговой организации установить конкурентоспособную цену и реализовать товар, тем самым возместив затраты на закупку и реализацию товаров.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж сумма прибыли уменьшается [25]. Объем реализации напрямую зависит от цены реализации, места нахождения торговой организации и ассортимента товара.
Не менее важным фактором является изменение постоянных и переменных затрат. К переменным затратам торговой организации относят затраты, величина которых изменяется пропорционально величине объема реализации. Среди переменных затрат выделяют затраты в зависимости изменения объема реализации: прогрессивные, пропорциональные и дегрессивные. Прогрессивные переменные затраты изменяются быстрее объема реализации. Пропорциональные переменные затраты изменяются точно так же, как и динамика объема реализации. К дегрессивным затратам относятся затраты торговой организации, которые растут медленнее роста объема реализации.
К постоянным затратам торговой организации относят затраты, которые остаются неизменными, однако удельная величина таких затрат снижается при росте объема реализации. Доля постоянных затрат в цене товара определяет критический объем реализации товаров. То есть чем больше доля постоянных затрат в структуре цены, тем больше критический объем реализации.