Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Управление активами и пассивами направлено на повышение эффективности работы торговой организации. Управление активами позволяет уменьшить объем оборотных активов и снизить долю невостребованных внеоборотных активов торговой организации. А управление пассивами позволяет определять оптимальную величину капитала.
Использование финансового рычага позволяет определять оптимальную структуру капитала.
Существует две концепции финансового рычага: европейская и американская
[27].
Первая концепция финансового рычага является европейской и она позволяет предприятию определить:

безопасный объем заемных средств;

допустимые условия кредитования;

облегчению налогового бремени (используется дополнительная формула):
РСС=(1-t)*ЭР +ЭФР;

целесообразность приобретения акций предприятия с теми или иными значениями дифференциала, плеча финансового рычага и уровня эффекта финансового рычага в целом [27].
Для реализации мероприятий используется формула:
ЭФР=(1-t)*(ЭР-СРСП)*(ЗС/СС), где ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства
СРСП – средняя расчетная ставка процента (финансовые издержки на 1 руб. заемных средств).
Второй способ расчета эффекта финансового рычага можно также трактовать как изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию, порождаемое данным изменением эксплуатации инвестиций. Такое восприятие эффекта финансового рычага характерно для американской школы финансового менеджмента.

32
Е.С. Стоянова определяет эффект финансового рычага как приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего [27].
Отсюда можно сделать вывод:

если новое заимствование приносит увеличение уровня финансового рычага, то такое заимствование выгодно;

риск кредитора выражен так же величиной деференциала: чем больше деффиренциал, тем меньше риск и чем меньше деферинциал, тем больше риск.
Исходя из этих выводов можно сказать, что используя механизм финансового рычага можно стремиться управлять структурой заемных и собственных средств для повышения показателей рентабельности.
Управление ценами торговой организации позволяет увеличивать объем реализации и прибыли торговой организации. Механизм ценообразования предполагает различные принципы, закономерности, а также методы формирования цены, в данном случае цены реализации. При установлении цены торговая организация по мере своих усилий старается учесть все факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на цену и ее уровень.
Механизм ценообразования в торговой деятельности предполагает различные методы, описанные в пункте 1.1 выпускной квалификационной работы. Каждый из методов предполагает некую базу, относительно которой и формируется цена реализации.
Вывод по параграфу 1.2.
Управление прибылью и рентабельностью торговой организации, представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по увеличению доходов и снижению затрат.
Увеличение прибыли при одинаковом объеме капитала отражается на увеличении показателей эффективности работы торговой организации. Система управления прибылью и рентабельностью является составной частью общей системы управления торговой организации. Такое интегрирование позволяет снизить


33 общий уровень затрат на управление, обеспечить координацию действий системы управления прибылью и рентабельностью с другими управляющими системами.
Процесс управления прибылью и рентабельностью торговой организации основывается на использование функций управления. Функции управления прибыли и рентабельности направлены на повышение эффективности торговой организации. Анализ различных аспектов формирования и использования прибыли позволяют снизить затраты, не допуская ненужных и малоэффективных расходов. А использование механизмов планирование позволяют спрогнозировать изменение прибыли торговой организации за счет влияния различных факторов.
1.3 Выбор методики анализа и оценки прибыли и рентабельности торговой организации
В экономической литературе и практике хозяйствования можно выделить ряд предлагаемых различными экономистами методик анализа и оценки прибыли и рентабельности торговой организации. Анализом показателей прибыли и рентабельности занимаются множество экономистом.
Наиболее распространенные работы экономистов в области анализа прибыли и рентабельности торговой организации:
И.А. Бланк,
В.В. Ковалев,
В.В. Семенихин,
Е.С. Стоянова,
А.Д. Шеремет.
В рамках выпускной квалификационной работы рассмотрим методику анализа прибыли и рентабельности нескольких авторов: В.В. Семенихин, И.А. Бланк, А.Д. Шеремет.
В.В. Семенихин в своих работах наряду с прямыми показателями рентабельности, такими как рентабельность активов, рентабельность продаж, для анализа использует так называемые косвенные показатели рентабельности. К косвенным показателям рентабельности относятся: балансовая прибыль на единицу оборота, чистая прибыль на единицу оборота, капиталоотдача, оборачиваемость товарных запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности. Экономический смысл и основное преимущество косвенных

34 показателей рентабельности заключается, что они позволяют управлять теми или иными активами. Более того, возможность расчета прямых показателей рентабельности становится реальным по окончанию отчетного периода. Другими словами, в целях анализа в течение года наиболее удобно рассчитывать косвенные показатели рентабельности.
В процессе анализа прибыли изучается состав прибыли, её структура и динамика. В процессе анализа прибыли оценивается влияние факторов на изменение прибыли и рентабельность торговой организации. В рамках дипломной работы представим показатели оценки прибыли и рентабельности торговой организации, предложенных в своей работе В.В. Семенихиным.
Балансовая прибыль на одну единицу оборота торговой организации представляет собой отношение балансовой прибыли к выручке от реализации товаров без налогов:
, (1) где P
б
– балансовая прибыль торговой организации;
N – товарооборот торговой организации.
Рентабельность активов торговой организации рассчитывается отношением суммы чистой прибыли к средней величине активов торговой организации.
Рентабельность активов торговой организации связана с рентабельностью продаж через соотношение, которое показывает, насколько эффективно организация использует активы [25]:
К
РЧА
=
П
ч
????∗????

????∗????
????
, (2) где
????∗????
????
– отношение, показывающее, сколько денежных единиц реализованных товаров приходится на одну денежную единицу активов;
А – объем активов торговой организации;
П
ч
– прибыль чистая.
Рентабельность продаж рассчитывается отношением величины чистой прибыли к объему реализации.
/

б
б п
P
P
N


35
Р
П
=
П
ч
????∗????
. (3)
Рентабельность капитала организации рассчитывается отношением чистой прибыли и величины капитала торговой организации [25].
Торговые организации осуществляют процесс своей деятельности не только за счет собственных средств, но и привлекая внешние источники финансирования.
Поэтому, чтобы оценить рентабельность капитала, необходимо вести анализ в разрезе собственных и заемных средств.
В экономике торговли для повышения уровня рентабельности собственного капитала может применяться эффект финансового рычага. Сущность этого инструмента заключается в увеличении рентабельности собственного капитала, которое происходит благодаря использованию внешнего источника финансирования, несмотря на платный характер последнего [25]. Эффект финансового рычага определяется формулой:
ЭФР = (1 − Н%) ∗ (К
РЧА
− СРСП) ∗
ЗК
СК
, (4) где Н% – налоговая ставка на прибыль организаций;
К
рча
– рентабельность активов торговой организации;
СРСП – средняя расчетная ставка процентов по кредиту. Представляет собой долю издержек по привлечению заемных средств к общему объему привлеченных средств;
ЗК – сумма заемных средств.
Основными показателями оценки деятельности торговых организаций является прибыль и товарооборот в сопоставленных ценах. Рассмотрим методику расчета влияния использования примененных ресурсов на динамику товарооборота. а) по основным фондам
ΔТ
1
=(Фо-Фб)*Офо*УОФб/100, (5) б) по оборотным средствам
ΔТ
2
=( Фо.об.-Фб.об.)*ОБо*УОБб /100, (6)

36 где ΔТ
1
– сумма прироста (снижения) товарооборота за счет эффективности использования основных фондов,
Фо и Фб – фондоотдача по основным фондам в отчетном и базисном периоде,
Офо – сумма основных фондов в отчетном периоде,
УОФб – удельный вес основных фондов в базисном периоде в общей стоимости примененных ресурсов.
ΔТ
2
– сумма прироста (снижения) товарооборота за счет эффективности использования оборотных средств,
Фо.об. и Фб.об. – фондоотдача по оборотным средствам в отчетном и базисном периодах,
ОБо – сумма оборотных средств в отчетном периоде,
УОБб – удельный вес оборотных средств, в базисном периоде, в общей стоимости примененных ресурсов.
По аналогичной методике производится расчет влияния эффективности использования отдельных видов ресурсов, на прибыль. Различие лишь в том, что вместо фондоотдачи, применяется прибыль на 1 рубль ресурсов, т.е. коэффициент прибыльности ресурсов, тогда формула принимает вид:
ΔП =(По-Пб)*ОРо*УВб/100, (7) где ΔП – сумма прироста (снижения) прибыли за счет эффективности использования конкретного вида ресурсов,
По и Пб – прибыль на 1 рубль конкретного вида ресурса в отчетном и базисном периодах,
ОРо – сумма конкретного вида ресурса в отчетном периоде,
УВб – удельный вес конкретного вида ресурса в базисном периоде в общей стоимости примененных ресурсов.
Доля прироста или снижения прибыли за счет изменения эффективности использования ресурсов определяется по формуле:
ΔПп. р. = (1 −
Пп.р.
Пп
) ∗ 100%, (8) где ΔПп.р. – темп прироста (снижения) суммы используемых ресурсов,


37
Пп. – темп прироста (снижения) прибыли.
По аналогичной методике определяется доля прироста (снижения) товарооборота за счет интенсивных факторов.
И.А. Бланк в своих работах предлагает методику оценки и анализа показателей прибыли и рентабельности торговой организации. На рисунке 14 представим направления анализа прибыли торговой организации.
Рисунок 14 – Направления анализа прибыли
На основе рисунка 14 опишем ряд направлений анализа.
Горизонтальный анализ прибыли базируется на изучении динамики и отдельных коэффициентов во времени [8]. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли.
Вертикальный анализ прибыли базируется на структурном расположении агрегированных показателей ее формирования и использования [8]. В процессе анализа рассчитываются веса отдельных составляющих показателей прибыли. В рамках анализа проводится:

структурный анализ прибыли (доходы, затраты), сформированные по отдельным видам товаров, реализуемых торговой организацией;
Направления анализа прибыли описанные в работах И.А. Бланка
Анализ формирования прибыли
Анализ распределения и использования прибыли
Экспресс анализ прибыли
Горизонтальный анализ прибыли
Вертикальный анализ прибыли
Фундаментальный анализ прибыли

38

структурный анализ активов, который позволяют оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли торговли;

структурный анализ капитала, который используется в процессе оценки эффекта финансового левириджа и других показателей, оказывающих влияние на формирование прибыли торговой организацией [8].
Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли. Основная цель расчета и использования системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли. Уровень такой эффективности оценивается по всем видам прибыли торговой организации. Коэффициенты эффективности прибыли могут определяться как в десятичном исчислении, так и в процентах. В рамках методики А.И. Бланка предложены коэффициенты, позволяющие оценить формирование прибыли торговой организации [7, 8].
Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле:
КНП =
НПп
БП
, (9) где КНП – коэффициент налогообложения прибыли;
НП
п
– сумма налогов, сборов и других обязательных платежей, выплаченных за счет прибыли в рассматриваемом периоде;
БП – сумма балансовой прибыли в рассматриваемом периоде.
Коэффициент чистой прибыли рассчитывается по формуле:
КЧП =
ЧП
ВП
, (10) где КЧП – коэффициент чистой прибыли;
ЧП – сумма чистой прибыли в рассматриваемом периоде;
ВП – сумма валовой прибыли в рассматриваемом периоде.
Коэффициент капитализации прибыли рассчитывается по формуле:
ККП =
ЧП
к
ЧП
, (11)


39 где ККП – коэффициент капитализации прибыли;
ЧП
К
– сумма чистой прибыли, вложенная в собственный капитал;
ЧП – общая сумма полученной чистой прибыли.
Уровень прибыли собственников на вложенный капитал рассчитывается по формуле:
КРД
ск
=
Д
с
СК
, (12) где КРД
СК
– уровень прибыли собственников на вложенный капитал;
Д
С
– сумма чистой прибыли, выплаченной собственникам предприятия.
Коэффициент участия персонала в прибыли рассчитывается по формуле:
КУПП =
ЧП
п
П
, (13) где КУПП – коэффициент участия персонала в прибыли;
ЧП
П
– сумма чистой прибыли, истраченной на развитие персонала;
П – численность персонала торговой организации.
Коэффициент рентабельности активов характеризует уровень прибыли, генерированными всеми используемыми активами. Для расчета показателя используется следующая формула:
КР
А
=
ЧП
с
А
, (14) где А – активы торговой организации.
Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе операционной деятельности используется ряд коэффициентов рентабельности. Коэффициент рентабельности оборотных активов характеризует уровень прибыли, генерируемой оборотными активами торговой организации. Для расчета показателя используется следующая формула:
КР
оа
=
ЧП
с
А
о
, (15) где А
о
– средняя стоимость использования оборотных активов.
Коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции, показывает, в какой степени объем реализации продукции обеспечивается получением маржинальной прибыли. Помимо этого рассчитывается коэффициент

40 валовой и чистой рентабельности реализации продукции. Для расчета показателя используется следующая формула:
КВР
р
=
МП
ОР
, (16) где МП – маржинальная прибыль;
ОР – общий объем реализации товаров.
Коэффициент валовой рентабельности операционных затрат, показывает в какой мере соотносятся между собой сумма прибыли и сумма понесенных затрат, связанных с ее формированием. Для расчета показателя используется следующая формула:
КВР
ОЗ
=
ВП
ИО
, (17) где ВП – сумма валовой прибыли;
ИО – сумма операционных затрат.
Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе финансовой деятельности используются коэффициенты привлечения заемного и собственного капитала. Стоимость привлечения заемного капитала характеризуется как соотношения между суммой привлеченных заемных затрат и затрат по их привлечению. Для расчета показателя используется следующая формула:
СП
ЗК
=
СО
ЗК
ЗК
, (18) где СО
ЗК
– стоимость обслуживания привлеченного капитала;
ЗК – сумма заемного капитала.
Стоимость привлечения собственного капитала рассчитывается по формуле:
СП
СК
=
СО
СК
СК
, (19) где СО
СК
– стоимость обслуживания собственного капитала;
СК – сумма собственного капитала.
А.Д. Шеремет в своих работах, так же предлагает методику анализа прибыли и рентабельности торговой организации. В процессе анализа прибыли, в методики