Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Исходя из этого на увеличение прибыли и улучшения показателей рентабельности, оказывают влияние очень большое количество факторов, как внутренних на которые торговая организация может повлиять и управлять ими, так и внешних, на которые повлиять торговая организация не может. Но чтобы эффективно работать внешние факторы руководству торговой организации необходимо учитывать и реагировать на их изменения.
Вывод по параграфу 1.1. Прибыль торгового предприятия это разница между доходами сформированных от продажи товаров и расходами на закупку и продажу этих товаров. Рентабельность торгового предприятия это показатель, представляющий собой отношение прибыли к объемам реализации, затратам на реализацию, активам и пассивам. Сущность прибыли заключается в том, что это источник дохода от вложенного капитала, обеспечивающего развитие торговой организации. Сущность рентабельности торговой организации в том, что она является отражением эффективности работы организации.
Несмотря на схожесть схемы формирования прибыли торговой организации и на предприятии имеются отличия:

на формирование прибыли торговой организации влияет объем товарооборота, ассортимента реализации, уровня наценки на товары, а на формирование прибыли предприятия ассортимент производства и уровень цен;

способы возникновения расходов. Основные расходы торговой организации возникают за счет закупа товара и его реализации. Основные расходы на предприятии возникают за счет производства продукции.
На увеличение прибыли и улучшения показателей рентабельности, оказывают влияние очень большое количество факторов, как внутренних на которые торговая организация может повлиять и управлять ими, так и внешних, на которые повлиять торговая организация не может. Но чтобы эффективно работать внешние факторы руководству торговой организации необходимо учитывать и реагировать на их изменения.

22 1.2 Особенности управления прибылью и рентабельностью торговой организации
Эффективность управления прибылью и рентабельностью торговой организации во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов. При осуществлении коммерческих операций формируются доходы торговой организации. Успешное формирование системы управления прибылью и рентабельностью торговой организации во многом определяется эффективностью ее организации. Система организации представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных подразделений, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений, по отдельным аспектам формирования, распределения прибыли, управления капиталом и активами торговой организации. А сама система управления прибылью и рентабельностью является составной частью общей системы управления торговой организации.
Такое интегрирование позволяет снизить общий уровень затрат на управление, обеспечить координацию действий системы управления прибылью и рентабельностью с другими управляющими системами.
Управление прибылью и рентабельностью торговой организации, представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по увеличению доходов и снижению затрат [7, 8].
Увеличение прибыли при одинаковом объеме капитала отражается на увеличении показателей эффективности работы торговой организации.
Управления прибылью и рентабельностью торговой организации определяет ряд требований и принципов, представленных на рисунке 9.


23
Рисунок 9 – Требования и принципы управления прибылью и рентабельностью торговой организации
На основе рисунка 9 опишем принципы управления прибылью и рентабельностью торговой организации.
Интегрированность с общей системой управления торговой организацией.
Торговые организации осуществляют свою деятельность за счет реализации товаров. Какое бы управленческое решение не принимала торговая организация, при осуществлении своей деятельности, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
Это определяет необходимость организации интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления торговой организации.
Требования и принципы управления прибылью и рентабельностью принципы требования интегрированность с общей системой управления торговой организацией ориентированность на стратегические цели развития торговой организации комплексный характер формирования решений по управлению прибылью много вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений по формированию прибыли затраты на управление не должны превышать прибыли получаемой торговой организацией при формировании цели развития торговой организации должны быть учтены условия увеличения прибыли и повышение показателей рентабельности рост прибыли должен отражаться, на улучшение показателей рентабельности торговой организации изменение структуры и объемов активов и пассивов торговой организации должно приводит к улучшению показателей рентабельности высокий динамизм управления

24
Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Исходя из этого, управление прибылью торговой организации можно рассматривать, как комплексную систему действий, обеспечивающую разработку взаимозависимых управленческих решений. Каждое управленческое решение вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли в торговой организацией.
Высокий динамизм управления. Эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные торговой организации в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах ее деятельности. Это связано с изменениями, происходящими в торговой организацией и во внешней среде. Постоянно обновляется ассортимент реализуемых товаров в зависимости от предпочтений граждан. А менеджер постоянно вынужден выстраивать решения, будет ли выгоден представленный ассортимент товара для магазина.
Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления функционирования организации.
Много вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений по формированию прибыли. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий торговой организацией. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью.
Ориентированность на стратегические цели развития торговой организации.
Какими бы прибыльными не были проекты управленческих решений в текущем


25 периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с главной целью деятельности торговой организацией. Стратегические направления развития торговой организации, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.
С учетом требований и принципов управления прибылью и рентабельностью, на рисунке 10 сформулируем цели и задачи управления прибылью.
Рисунок 10 – Цели и задачи управления прибылью
Каждая управляющая система реализует свою основную цель, и главные задачи путем осуществления определенных функций по увеличению прибыли.
Построение системы управления прибылью и рентабельностью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая
Цели и задачи управления прибылью торговой организацией
Цели управления прибылью
Задачи управления прибылью обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде максимизация прибыли обеспечение финансового равновесия торговой организации в процессе ее развития обеспечение максимального размера прибыли, при имеющемся объеме ресурсов обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли, в соответствии с задачами развития торговой организации в предстоящем периоде обеспечение оптимальной пропорции между уровнем прибыли и допустимым уровнем риска обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости обеспечение эффективности программ участия персонала торговой организации, в формирование прибыли обеспечение доходов учредителей от вложенного капитала

26 систематизация объектов управления должна отражать функциональную направленность этого управления.
Процесс управления прибылью и рентабельностью торговой организации базируется на механизмах, куда входят отдельные элементы, представленные на рисунке 11.
Рисунок 11 – Элементы механизма управления прибылью и рентабельностью торговой организации
Исходя из рисунка 11, элементы механизма управления прибылью и рентабельностью торговой организации оказывают влияние на их изменение. Так рассматриваемые изменения налога с продаж с 2018 года могут привести к снижению прибыли торговой организации. При этом в некоторых случаях государство разрешает хозяйствующим субъектам вести бизнес только при наличии специального разрешения, именуемого лицензией. Не является исключением и сфера торговли, в которой продажа определенных видов товаров может осуществляться продавцом только при наличии лицензии. Это так же приводит к снижению прибыли и рентабельности торговой организации.
На рисунке 12 представим основные функции управления прибылью и рентабельностью.
Элементы механизма управления прибылью и рентабельностью торговой организации
Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли
Рыночный механизм регулирования формирования прибыли
Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли
Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью


27
Рисунок 12 – Основные функции управления прибылью и рентабельностью
Представленные на рисунке 12 функции управления прибыли и рентабельности направлены на повышение эффективности торговой организации.
Анализ различных аспектов формирования и использования прибыли позволяют снизить затраты, не допуская ненужных и малоэффективных расходов. А использование механизмов планирование позволяют спрогнозировать изменение прибыли торговой организации за счет влияния различных факторов.
Но одним из основных функций управления прибыли и рентабельности является контроль, за принятием решений по формированию и распределению прибыли, а так же за эффективностью использования активов и пассивов торговой организации. Это позволяет улучшить не только формирование прибыли, повысить доходность торговой организации и рентабельность активов и пассивов торговой организации.
На рисунке 13 представим методы управления прибылью и рентабельностью торговой организации.
Основные функции управления прибылью и рентабельностью
Разработка политики управления прибылью торговой организации
Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли
Осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли
Разработка действенной системы стимулирования персонала на увеличение доходов и прибыли торговой организации
Осуществление контроля, за принятыми решениями в области формирования и использования прибыли
Осуществление контроля, за использованием пассивов и активов торговой организации

28
Рисунок 13 – Методы управления прибылью и рентабельностью торговой организации
Операционный анализ – основной целью анализа является улучшение показателей рентабельности и увеличение прибыли.
Операционный анализ прибыли осуществляется на основе данных управленческого учета и позволяет выявить зависимость прибыли от изменения затрат, уровня цен, объема производства и сбыта продукции. Операционный анализ позволяет оценить текущую и спрогнозировать будущую рентабельность организации как в целом, так и ее составляющих в отдельности, уровень предпринимательского риска, разработать выгодную для торговой организации ассортиментную политику.
Центральными элементами операционного анализа являются:
• маржинальный доход
Показателем характеризующим маржинальный доход предприятия является коэффициент валовой маржи (Квм). Валовая маржа это сумма для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли, т.е. разница между выручкой и переменными издержками. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Коэффициент валовой маржи определяется по следующей формуле:
Квм = Валовая маржа / Выручка от реализации * 100%
• порог рентабельности или точка безубыточности. Точка безубыточности
(порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли [27].
Методы управления прибылью и рентабельностью торговой организации
Операционный анализ
Использование методов прогнозирования и планирования
Управление ассортиментом товара
Бюджетиров ание
Использование финансового рычага
Управление активами и пассивами
Управление ценами


29
• маржинальный запас прочности = (выручка фактическая - выручка пороговая)/выручка фактическая * 100% [27].
• операционный рычаг.
Традиционно сила воздействия операционного рычага
(показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли) [27].
Бюджетирование – это управление с использованием бюджетов [8].
Применение технологии бюджетирования означает, что бюджеты используются для планирования, контроля и принятия решений.
Процесс бюджетирования охватывает следующие этапы:
• постановка целей;
• планирование;
• контроль исполнения;
• принятие решений по отклонениям [8].
Роль системы бюджетирования состоит в том, чтобы представить всю финансовую информацию в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений.
Управление ассортиментом товара – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Основными элементами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента [7]. Цель организации в области ассортимента – это формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Методы прогнозирования и планирования:
1) Метод технико-экономических расчетов. На основании плана товарооборота по отдельным товарам и товарным группам и установленных

30 размеров торговых надбавок. Сумма и уровень дохода от реализации вначале определяются по каждой товарной группе, а затем в целом по организации.
Др.г. = Тб/НДС * Н / (100 + Н) где Др.г. – сумма дохода от реализации товаров по товарной группе;
Тб/НДС – план товарооборота по товарной группе без налогов и сборов;
Н – норма торговой (оптовой) надбавки по группе.
2) Расчетно-аналитический метод. Ожидаемый уровень дохода исчисляется путем умножения уровня дохода, сложившегося текущего периода, на усредненное отношение годового уровня дохода к его уровню за два предшествующих года.
3) Экономико-статистические методы:
- метод сглаживания дипнамического ряда с помощью скользящей средней.
- коэффициента эластичности суммы дохода от объема товарооборота
Кэ = (ΔДр / Дб) / (ΔТ / Тб) где ΔДр – изменение дохода от реализации в отчетном или текущем периоде по сравнению с базисным
Дб – доход торговой организации в базисном периоде
ΔТ – изменение объема товарооборота в отчетном (текущем) году по сравнению с базисным
Тб – товарооборот в базисном году
4) Экономико-математические модели (трендовые, факторные модели)
5) Прогнозирование дохода от реализации товаров исходя из потребности в прибыли, необходимой для финансирования производственного и социального развития организации:
- определяется целевой объем прибыли
Пц = (ЧП * 100) / (100 – Сн) где ЧП –прибыль, остающаяся в распоряжении после уплаты налогов, р.
Сн – удельный вес налогов и других обязательных платежей в общей сумме прибыли.