Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
21 с целью формирования у обучающихся базовых ценностей и навыков в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, формирования здорового образа жизни, информационной безопасности, нетерпимого отношения к коррупционному поведению, основ финансовой грамотности, семейных ценностей; реализацию мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, обеспечивающей социально значимую деятельность несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и другие мероприятия профилактического характера.
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей и основные подходы к профилактике негативного влияния средств массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на процесс их развития и социализации обозначены в Концепции информационной безопасности детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015
№ 2471-р). Письмом Минпросвещения России от 29.03.2019 № 03-393 региональным органам исполнительной власти были направлены методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет».
Формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте является одной из стратегических целей государственной антинаркотической политики (п. 11 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г.
№ 733). Согласно статье 53.4. Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (№ 3-ФЗ от 08.01.1998 г. в редакции от 08.12.2020 г.), раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя: социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования. В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» образовательные организации обязаны осуществлять охрану здоровья обучающихся, которая включает среди прочего обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику и запрещение курения табака или потребления никотиносодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в числе требований к Рабочей программе воспитания подчёркивают, что она должна обеспечивать «условия для формирования представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных ситуациях; содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознанию необходимости следования принципу


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
22 предвидения последствий своего поведения; условия для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера» (п. 32.3
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287).
Вопросы межведомственного взаимодействия, обмена информацией между субъектами профилактической работы, учёта несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи, социально-педагогической реабилитации и организации с ними индивидуальной профилактической работы подробно рассмотрены в ряде документов:
«Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением» (письмо
Минобрнауки России от 28 апреля 2016г. № АК-923/07), «Рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних

группы риска

» (письмо Минпросвещения России от 2 ноября
2020г. № ДГ-1972/07), «Примерное положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях» (письмо Минпросвещения России от 23 августа 2021 г. № 07-4715), «Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (письмо Минпросвещения России от 12 ноября
2021 г. № 07-6757).
Необходимость внедрения восстановительных технологий, в том числе медиации, в систему профилактической работы с несовершеннолетними, развития служб медиации
(примирения) в образовательных организациях отражена в Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. (распоряжение
Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р), Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р в ред. распоряжения
Правительства РФ от 18.03.2021 № 656-р), Межведомственном плане комплексных мероприятий по реализации Концепции сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года (утв. Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25.09.2019 г.).
К актуальным документам, которые детально освещают возможности использования медиативного и восстановительного подхода в профилактике правонарушений обучающихся, относятся: «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 26.12.2017 № 07-7657),
«Методические рекомендации, содержащие порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием восстановительного подхода в случаях отказов родителей (законных представителей) несовершеннолетних от предлагаемых мероприятий в рамках проводимой индивидуальной профилактической работы» (письмо Минпросвещения
России от 29 ноября 2019 г. № 07-8344), «Методические рекомендации по развитию сети


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
23 служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (письмо Минпросвещения
России от 28 апреля 2020 года № ДГ-375/07).
Тогда как федеральные нормативно-правые акты обязательны для исполнения на всей территории России, акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. Примерами таких нормативно-правовых актов могут служить региональные законы о мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, постановления администрации или губернатора о реализации региональных государственных программ, комплексных планов (мер), направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
В каждой образовательной организации существуют свои локальные нормативные акты в виде приказов, положений, инструкций, правил и т.п. К локальным правовым актам, обеспечивающим деятельность в сфере профилактики правонарушений обучающихся, можно отнести Устав образовательной организации, положение о школьном совете профилактики, положение о правилах поведения обучающихся и др.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
24
Схема 2.1. Виды нормативно-правовых актов, регулирующих сферу
профилактики правонарушений обучающихся
Конституция РФ
Региональные НПА
НПА муниципального
(местного) уровня
Межведомственные документы, постановления
КДНиЗП
НПА регионального органа управления в сфере образования
Локальные акты образовательной организации
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ СФЕРУ
ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Федеральные
НПА
НПА не федерального
значения
Указы Президента
Федеральные законы
Постановления
Правительства
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств органов системы профилактики
Международные
НПА и договоры
России


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
25
2.2. Условия и функции организации системы профилактики общественно
опасного поведения обучающихся в образовательной организации
Профилактика общественно опасного поведения обучающихся в условиях образовательной организации проектируется с учетом направлений, обозначенных в ключевых соответствующих нормативно-правовых актах. Предписываемые направления профилактической деятельности включают: оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования; выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей; обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступной системы дополнительного образования; реализация дидактических и воспитательных программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
При этом обоснованно считается, что исполнение перечисленных направлений возможно лишь при соблюдении нескольких условий.
Ключевым условием является создание в образовательной организации
поддерживающе-компенсаторной среды и ощущения внутренней безопасности. В научных и практико-ориентированных психолого-педагогических источниках часто используются такие родственные термины, как: «психологически комфортная среда»,
«безопасная образовательная среда»,
«гуманитарная образовательная среда»,
«благоприятный психологический климат» и др. Все эти феномены разносторонне описывают необходимость обеспечения в образовательной организации:
1) возможности удовлетворения основных потребностей у субъектов образовательного процесса (физиологических; в безопасности; в усвоении социальных норм и идеалов; в уважении, признании, общественном одобрении; в труде и значимой деятельности; познавательных; в самореализации и преобразующей деятельности; в эстетизации окружающей среды; в поисковом составлении индивидуальной картины мира и др.);
2) возможности для раскрытия интересов и способностей обучающихся, поддержки их конструктивной самореализации;
3) личностно-доверительного общения и осознанного отказа от любых форм психологического насилия;
4) ориентированности всех субъектов образовательного процесса на взаимопомощь и взаимоподдержку.
Вторым условием выступает стремление к минимизации возможного негативного
влияния факторов социальной среды. Представляет собой сочетание социально- педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленной на выявление семейного неблагополучия; консультирование родителей в случае затрудненных воспитательных усилий или конфликтных родительско-детских взаимоотношений; психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики общественно опасного поведения детей и молодежи; налаживание комплексного и регулярного взаимодействия с различными субъектами профилактики противоправного поведения детей и молодежи (из сферы дополнительного образования, культуры и искусства, правоохранительных органов, физической культуры и спорта, социальной защиты и защиты детства; СМИ и т.д.); выявление и поддержку детей, молодежи, находящихся в


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
26 трудных жизненных ситуациях; подготовку детей и молодежи к безопасному использованию медийно-информационного пространства; реализацию технологий
«альтернативного перевеса» (поддержка конструктивной социально-культурной и волонтерской активности детей и молодежи; использование методик конструирования социальной успешности детей и молодежи, создание «полей выброса энергии» и т.п.).
Третье условие – формирование, развитие личностных характеристик,
предупреждающих
общественно
опасное
поведение;
коррекция
личностных
особенностей, выступающих персональными факторами общественно опасного
поведения. Представляет собой совокупность воспитательной работы и психолого- педагогической работы (с группой учащихся/воспитанников и индивидуально) в образовательной организации.
Данное направление нацелено на воспитание, формирование качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации
(нравственное воспитание, гражданско-правовое воспитание, развитие ассертивности, критического мышления, социальной компетентности и т.д.), а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих общественно опасное поведение (нарушения нормативно-правового сознания; оппозиционная направленность; девиантные ценности и установки; эгоцентрическая фиксация; неблагополучие коммуникативной сферы; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; поляризация самооценки; когнитивные искажения и др.).
Выполнение указанных условий и реализация обозначенных выше направлений предполагают включение в содержание воспитательно-профилактической деятельности образовательной организации следующих компонентов: ценностно-ориентационный компонент; познавательный компонент; эмоционально-волевой компонент; поведенческий компонент; рефлексивный компонент. Организаторы профилактики осуществляют функцию ценностно-смыслового ориентирования профилактических программ; аналитическую; проектировочную; диагностическую; консультативную; развивающе-формирующую; коррекционную и оценочно-рефлексивную функции.
Основные блоки работы по профилактике общественно опасного поведения обычно реализуются поэтапно и обычно отражены в программных документах, характеризующих профилактическую работу в образовательной организации: целевой блок; организационный блок; «технологический» блок; оценочно-рефлексивный блок.
Дополнительно можно ознакомиться:
Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых) https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Нормативные%20документы/Методики/Метод.
рекомендации_профилактика%20деструкт.поведения.pdf