Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
38 мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях с целью выявления информации, склоняющей к деструктивному, в том числе противоправному поведению, и вовлечения обучающихся в криминальные группы. Результаты мониторинга фиксируются в карте наблюдения за активностью обучающегося в социальных сетях и общем отчёте.
Применяемые в целях раннего выявления обучающихся группы риска общественно опасного поведения психодиагностические методики можно условно разделить на следующие группы:
методики диагностики склонности к противоправному поведению, нарушению норм и правил («Самооценка видов отношения к праву», Д.С. Безносов; «Тест правового и гражданского сознания», Л.А. Ясюкова; «Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил», Ю.А. Клейберг и др.);
методики склонности к экстремизму как отдельному виду противоправного поведения («Шкала этнонациональных установок», О.Е. Хухлаев; «Шкала ксенофобских установок подростков», О.Д. Гурина; методика «Шкалы склонности к экстремизму», Д.Г.
Давыдов, К.Д. Хломов; «Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму»,
Т.В. Капустина и др.);
методики склонности к рискованному поведению (методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, адаптация К. Левитина; «Методика диагностики потребности в поисках ощущений», М. Цукерман; методика «Исследование склонности к риску», А. Г. Шмелев и др.);
комплексные методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
(методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, А.Н. Орёл; опросник
«Поведенческие особенности антисоциальной креативности», М. Ранко; Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений, ВМедА; тест «Склонность к девиантному поведению (СДП), Э.В. Леус, А.Г. Соловьев и др.).
проективные методики, позволяющие в числе прочих возможностей выявить склонность к общественно опасному поведению (Рисуночный тест и методика «Нарисуй историю», Р. Сильвер; Рисуночный апперцептивный тест (РАТ), Л. Собчик;
«Неоконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney для подростков и др.).
Дополнительно можно ознакомиться:
Аптикиева Л.Р., Бурсакова М.С. Диагностика криминогенной направленности личности подростка // Вестник ОГУ. 2014. №2 (163).
https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-kriminogennoy-napravlennosti-lichnosti-
podrostka


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
39
Схема 2.5. Технологии раннего выявления обучающихся группы риска
общественно опасного поведения
2.6
Организация
индивидуальной
профилактической
работы
с
обучающимися, состоящими на профилактическом учёте
В отношениинесовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения или общественно опасные деяния, но не подлежащих уголовной ответственности, образовательная организация реализует учёт и индивидуальную профилактическую работу (ИПР) на основании постановления КДНиЗП, межведомственного плана
(программы) ИПР, утвержденного КДНиЗП. Прекращение ИПР возможно только при наличии соответствующего постановления КДНиЗП. Образовательные организации проводят
ИПР также в отношении родителей
(законных представителей) несовершеннолетних, если они не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Данная работа осуществляется образовательной организацией во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики, представителями общественных объединений, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и иную работу с несовершеннолетними. Со стороны органов внутренних дел в реализации ИПР принимают участие сотрудники отделов по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции, которые проводят профилактические беседы с использованием методов убеждения, приведения положительных примеров, направленные на осознание обучающимся общественной опасности его поведения.
Программа ИПР является документом, который, как правило, включает: сведения о несовершеннолетнем и его семье, основания и причины проведения ИПР, план
Углубленная диагностика отдельных категорий обучающихся, требующих особого педагогического внимания
Выявление обучающихся не посещающих или систематически пропускающих школу по неуважительным причинам
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды
Систематическое педагогическое наблюдение, ведение карты (листа) наблюдений
Выявление обучающихся группы риска через социальный паспорт школы (класса)
1   2   3   4   5   6   7

Сбор фактической
информации
Педагогическое
наблюдение
Психодиагностические
исследования
Мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях
Анализ результатов СПТ
Скрининговые исследования психоэмоционального состояния, личностных особенностей обучающихся

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
40 мероприятий, сроки и ответственных исполнителей; оценку эффективности (результатов)
ИПР. Программа ИПР должна включать оказание медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, реализацию восстановительных программ. Координатором реализации
ИПР в образовательной организации выступает её куратор, который чаще всего назначается советом профилактики. В роли куратора ИПР может выступать классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями
, вожатый, учитель. В настоящее время в реализации ИПР с несовершеннолетними обучающимися, совершившими правонарушения или общественно опасные деяния, возрастает роль общественного воспитателя. В качестве общественных воспитателей могут выступать представители органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, трудовых коллективов и общественных организаций, военнослужащие, педагогические работники образовательных организаций дополнительного и профессионального образования.
Важную роль в разработке мероприятий ИПР и оценке её эффективности играет психолого-педагогический консилиум (ППк) образовательной организации. ППк определяет условия получения дальнейшего образования обучающимся исходя из причин его дезадаптации, которые привели к криминализации поведения. Задачами ППк являются:
- диагностика отклонений в поведении и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов обучающегося, выявление резервных возможностей развития обучающегося;
- подготовка и ведение документации, отражающей динамику личностных изменений обучающегося, его школьной и учебной дезадаптации;
- участие в перспективном планировании профилактической и коррекционно- развивающей работы, оценке ее эффективности.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в рамках ИПР направлена на изменения индивидуально-психологических особенностей личности, устранение нарушений социально-коммуникативной сферы, развитие личностных ресурсов
(положительных черт характера, способностей, социально одобряемых увлечений).
Социальный педагог реализует программы и методики, направленные на формирование морально-нравственных и культурных ценностей и ориентиров в сознании несовершеннолетнего, обучение его правилам поведения и жизни в обществе, воспитание законопослушного поведения. Классный руководитель осуществляет ведущую воспитательную функцию, так как наибольшее время взаимодействует с обучающимся, состоящим на профилактическом учёте, осуществляет контроль за его посещаемостью, ведёт педагогическое наблюдение за поведением обучающегося в классном коллективе, динамикой его межличностных отношений. Усилия всех специалистов по
воспитательной
работе
(классного руководителя, советника директора по
Общественный воспитатель –гражданин
Российской Федерации, способный независимо от пола, семейного положения по своим деловым и моральным качествам выполнять обязанности общественного воспитателя, быть наставником; добровольно возлагающий на себя обязанности общественного воспитателя несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
41 воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагога-организатора, педагога-библиотекаря и др.) в рамках ИПР должны быть направлены на создание такой развивающей социальной среды, которая будет содействовать позитивным личностным изменениям. Данная работа направлена на организацию внеурочной и внеучебной деятельности, включение обучающегося в детские общественные организации, волонтёрское движение, организацию трудовой деятельности и других форм занятости в каникулярное время.
При разработке и реализации ИПР важно максимально использовать ресурсы
межведомственного и внутриведомственного, в том числе сетевого, взаимодействия.
Развитию позитивных интересов, творческих способностей несовершеннолетних способствуют занятия в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях организаций дополнительного образования. Организации социального обслуживания могут оказать содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Органы по делам молодежи, которые участвуют в разработке и реализации целевых профилактических программ, организуют занятость несовершеннолетних в находящихся в их ведении социальных учреждениях, клубах, в том числе в период летних каникул; вовлекают в спортивные и культурно-массовые мероприятия, направленные на профилактику социальных девиаций. К участию в реализации
ИПР целесообразно привлекать и социально ориентированные некоммерческие организации, в том числе религиозные, общественные объединения, добровольческие (волонтерские) организации. Программа ИПР реализуется поэтапно и должна предусматривать комплексное воздействие с применением средств (методов, методик и технологий), способствующих устранению (минимизации) негативных внешних и внутренних факторов общественно опасного поведения обучающегося и обеспечивающих рост уровня его социальной адаптации и субъективного благополучия.
Дополнительно можно ознакомиться:
Методические рекомендации для образовательных организаций по определению условий индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л.Ю. Вакорина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко, И.В. Пестова. М.:
ФГБНУ
«Центр защиты прав и интересов детей»,
2018.
41 с.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199935/c6e351910e7caa6418f7ddd81
e0fe676faf37670/
Бакиров М.Ф. О работе в качестве общественного воспитателя несовершеннолетних//
Ведомости УИС. 2018. №10 (197).
https://cyberleninka.ru/article/n/o-rabote-v-kachestve-obschestvennogo-vospitatelya-
nesovershennoletnih


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
42
Схема 2.6. Основные этапы, методы и технологии ИПР с обучающимися с
общественно опасным поведением, состоящими на профилактическом учёте
Подготовительный этап:
- выявление причин и условий, способствующих общественно опасному поведению;
- разработка программы (плана)
ИПР, определение сроков реализации и ответственных
Основной этап:
- коррекционно-развивающая, тренинговая работа;
- профилактические беседы;
- развитие мотивации и повышение успешности в учебной деятельности;
- организация внеурочной и внешкольной деятельности, досуга;
- формирование благоприятной социальной среды в группах сверстников, коррекция социального статуса;
- консультационная и просветительская работа с родителями (законными представителями);
- профориентация и профконсультирование;
- контроль посещаемости;
- обеспечение занятости в каникулярные периоды
Методы коррекции диссоциального типа характера
Методы развития правосознания
Методика решения морально- нравственных дилемм
Методы когнитивного и социального обучения
Методы перестройки мотивационной сферы, самосознания и жизненного опыта
Методы развития эмоционального интеллекта коммуникативной сферы
Методы формирования позитивной Я-концепции и жизненной перспективы
Завершающий этап:
- оценка эффективности ИПР
- принятие решения о прекращении или продолжении
ИПР, необходимости коррекции средств воздействия
Методы и методики
Методика девиантологического анализа медиапродукции
Методы коррекции детско- родительских отношений, развития воспитательного потенциала семьи
Здоровьесберегающие технологии
Этапы
Технологии педагогического общения
Технологии
Медиативно- восстановительные технологии
Психологические и психотерапевтические технологии
Технологии организации и
проведения группового воспитательного дела
Технологии социального проектирования
(социальной практики)
Технологии ресоциализации
Технологии волонтерской деятельности
Технологии развития личностного потенциала обучающихся
Методы формирования социальных альтернатив
Коуч-технологии