Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 638
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нередко имеются дефекты слуха, зрения, речи.
Внешний вид больных, степень его изменения часто связана с глубиной интеллектуального дефекта и характером мозговой патологии. При легком интеллектуальном недоразвитии больные могут иметь нормальный внешний вид. Но следует иметь в виду, что и при глубоком интеллектуальном дефекте больные могут не иметь грубых внешних аномалий. Они иногда вполне гармонично сложены и даже миловидны.
Часть умственно отсталых детей имеют аномальный внешний вид: непропорциональное телосложение, череп то значительно уменьшен (микроцефалия), то увеличен (гидроцефалия), выражение лица тупое, рот полуоткрыт, конечности короткие, движения неловкие, угловатые, часто недостаточно координированные.
18 Задержка темпов психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Причины
В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
-
Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм. -
Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети). -
Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Основные клинические признаки, характерные для всех форм ЗПР:
1. Запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения).
2. Эмоциональная незрелость.
3. Неравномерность развития отдельных психических функций.
4. Функциональный, обратимый характер нарушений.
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению в связи со следующими особенностями [5, 21, 23, 31, 34, 59]:
1. Выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания.
2. Недостаточность интегративной деятельности мозга затрудняет узнавание нестандартных изображений, детям трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ.
3. Отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле.
4. Низкая познавательная активность.
5. Недостаточное развитие тонкой моторики рук.
6. Двигательная расторможенность.
7. Недостаточные или искаженные навыки чтения, письма.
8. Эмоциональная неустойчивость.
Классификации ЗПР
интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
нарушения при различных формах инфантилизма;
вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;
функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
Другая классификация была предложена М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966 г.), которые выделяли 2 основных варианта ЗПР:
• ЗПР, связанная с психическим и психофизическим инфантилизмом;
• ЗПР, обусловленная длительной церебрастенией.
В 1982 г. К.С. Лебединская представила новую клиническую классификацию, в которой варианты ЗПР дифференцировались по этиопатогенетическому принципу на следующие группы:
ЗПР конституционального происхождения;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрально-органического происхождения;
органический инфантилизм;
ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности и с недостаточной сформированностью отдельных корковых функций.
Клинические проявления и нозологическая принадлежность ЗПР
В ряде работ прослеживается тенденция к выделению среди детей с ЗПР двух основных форм: дизонтогенетической и энцефалопатической
К дизонтогенетической форме ЗПР относятся синдромы инфантилизма. При простом психическом инфантилизме, психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают явления эмоционально-волевой незрелости.У большинства детей при этом интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Динамика описываемых состояний благоприятная С возрастом, особенно при правильно организованном воспитании и обучении, проявления психического инфантилизма могут сглаживаться иногда вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность – компенсироваться.
При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине имеет место сочетание психического инфантилизма с другими психопатологическими проявлениями. В этой группе можно выделить несколько вариантов. Наиболее труден для дифференцировки первый вариант – «органический инфантилизм»].
При органическом инфантилизме психический инфантилизм сочетается с психоорганическим синдромом. Этот вид инфантилизма чаще всего возникает в связи с последствиями ранних органических повреждений головного мозга разного генеза. В связи с этим он представляет промежуточную форму патологии между дизонтогенетическим и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. Динамика органического инфантилизма менее благоприятна). У детей этой группы с возрастом более отчетливой становится интеллектуальная недостаточность, что приводит к стойкой неуспеваемости при обучении в общеобразовательной школе. У части из них в пубертатном и препубертатном возрасте усиливаются психопатоподобные нарушения поведения, агрессивность, патология влечений.
К вариантам осложненного инфантилизма относится довольно распространенный церебрастенический вариант При этом варианте психический инфантилизм сочетается с церебрастеническим синдромом, который проявляется симптомами раздражительной слабости: повышенной возбудимостью в сочетании с истощаемостью, выраженной неустойчивостью внимания, капризностью, двигательной расторможенностью и разнообразными соматовегетативными нарушениями (расстройства сна, аппетита, вазовегетативные проявления). Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма при котором психический инфантилизм сочетается с проявлением синдрома невропатии. В структуре личности детей с этим вариантом наряду с эмоционально-волевой незрелостью также выражены астенические черты – повышенная тормозимость, робость, пугливость, впечатлительность, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, неумение постоять за себя, трудности адаптации в условиях детских учреждений. Интеллектуальные нарушения и школьная неуспеваемость при этом варианте имеют тенденцию к компенсации
При эндокринных вариантах психического инфантилизма клиническая картина определяется сочетанием черт инфантилизма с особенностями психики, типичными для того или иного эндокринного психосиндрома. В целом прогноз при органическом инфантилизме менее благоприятен, чем при неосложненном инфантилизме.
Следующую большую группу образуют энцефалопатические формы ЗПР. Основным этиологическим фактором, преобладающим в данной группе, является резидуально-органическоепоражение головного мозга, в связи с чем многими авторами эта группа задержек обозначается как ЗПР церебрально-органического генеза. В отличие от более грубых и менее обратимых расстройств при органической деменции описываемые в данной группе состояния носят более обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Наиболее часто встречаются варианты ЗПР церебрально-органического генеза, в возникновении которых ведущая роль принадлежит вредностям перинатального периода.
С учетом того что уравновешенность эмоционально-волевой и психомоторной сфер оказывает большое влияние на степень использования потенциальных интеллектуальных способностей и уровень дезадаптации, Ф.М. Гайдук (1988 г.) считал необходимым выделить типы ЗПР: тормозимый, неустойчивый и уравновешенный.
. Дети с неустойчивым типом ЗПР характеризовались повышенной двигательной активностью, аффективной взрывчатостью, неустойчивостью настроения, склонностью к активным формам протеста и реакциям агрессивно-защитного характера, иногда у них отмечался эйфорический фон настроения. К тормозимому типу ЗПР было отнесено 26% детей. У них имели место снижение настроения, психической и двигательной активности, а также темпа работоспособности. Дети отличались неуверенностью, робостью, стеснительностью, склонностью к реакциям пассивно-защитного характера. Самым редким был тип с эмоционально-волевой уравновешенностью – у 9% детей. Эти дети были общительными, активными. Настроение в основном отличалось устойчивостью. Темп деятельности – ровный. Патохарактерологические реакции отсутствовали, а характерологические были редкими, кратковременными и психологически понятными.