Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 632
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологическая защита — это автоматическая реакции психики на различные угрозы для личности, бессознательные или частично осознаваемые способы редукции эмоционального напряжения, в связи с отказом от деятельности.
С помощью психологической защиты уменьшается психологический дискомфорт. При этом, однако, может произойти искажение отражения самого себя или окружающего, сужение диапазона поведенческих реакций. Механизмы психологической защиты направлены на поддержание психологического гомеостаза. Так же они могут участвовать в образовании патологических симптомов.
Чаще всего выделяют следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, отрицание, изоляция, идентификация, рационализация, проекция, сублимация и др.
Наличие (сочетание) тех или иных механизмов «копинга» и психологической защиты зависит от врожденных свойств личности и условий его формирования (воспитание).
(Все эти вопросы более подробно рассмотрены в курсе медицинской психологии).
Таким образом, в формировании психической травмы имеют значение:
1) характер (тяжесть, содержание) психотравмирующего фактора (условий),
2) слабость или неадекватность механизмов совладания и психологической защиты,
3) личностные особенности,
4) эмоциональная значимость психотравмирующего фактора (условий).
Клинические варианты.
Все многообразие психогенных психических расстройств разделяют на две большие группы — реактивные психозы и неврозы.
Реактивные (психогенные) психозы (связанные со стрессом расстройства).
Общая часть.
Эта рубрика включает расстройства, которые возникают как прямое следствие острого или пролонгированного тяжелого (массивного) психосоциального стресса (психотравмы), вызывающего значительные изменения в жизни и приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам. Такого рода стресс является первичным и основным причинным фактором, и расстройство не возникло бы без его влияния.
Это группа болезненных расстройств психики, возникающих под влиянием психической травмы и проявляющихся в виде реакций и (или) состояний, достигающих психотического уровня:
· аффективно-измененное сознание
· утрата способности адекватно оценивать ситуацию и свое состояние
· нарушение поведения
· наличие продуктивной психопатологической симптоматики (галлюцинации, бред, психомоторные нарушения и пр.)
Как правило, все они заканчиваются полным выздоровлением. Чаще это происходит через этап т.н. постреактивной астении. Однако, в отдельных случаях, они могут стать затяжными и перейти в т.н. аномальное постреактивное развитие личности (психопатизация).
34.Реактивные психозы, этиология, клиника. Особенности у детей и подростков.
Реактивные психозы — это выраженные психогенно обусловленные, преимущественно психотического характера расстройства, возникающие в связи с действием факторов, угрожающих жизни, благополучию индивидуума или особо для него значимых.
Эти психические расстройства возникают в связи с тяжелым эмоциональным стрессом. Содержание психической травмы отражается в клинической картине психических расстройств (триада Ясперса). По миновании психической травмы они обычно проходят. Триада Ясперса, однако, не имеет универсального значения. Имеются наблюдения, когда психические расстройства после тяжелых эмоциональных травм возникают спустя некоторое время (отставленные реакции) и долго не проходят после завершения действия эмоциональной травмы.
В зависимости от клинических проявлений реактивные состояния подразделяется на острые и затяжные.
Острые реактивные состояния (аффективно-шоковые реакции)
Аффективно-шоковые реакции проявляются в виде возбуждения или заторможенности вплоть до ступора. Реакции с возбуждением протекают на фоне суженного сознания. Поведение больных в этот период хаотично, беспорядочно. Их поступки бывают бес-смысленны, а иногда и во вред им. Так, например, во время пожара лица, охваченные таким хаотическим возбуждением, могут выброситься из окна и погибнуть, хотя непосредственной угрозы для жизни могло и не быть.
После выхода из такого состояния больные плохо помнят о происшедшем, испытывают состояние общей слабости, вялости и апатии.
При аффективно-шоковых реакциях с заторможенностью может наступить частичная или полная обездвиженность (состояние ступора). Лица в таких состояниях испытывают трудности в выполнении действий. В условиях угрожающей опасности человек ис-пытывает особую тяжесть в ногах, его движения замедленны. Он не в состоянии четко и быстро действовать, чтобы избежать опасности. Иногда в таких ситуациях наступает как бы состояние оцепенения (ступор). Однако лица, пребывающие в состоянии частичной или полной заторможенности, могут достаточно правильно воспринимать и оценивать окружающую их обстановку.
Аффективно-шоковые состояния, как уже отмечалось, возникают в условиях, угрожающих жизни, и проходят, когда эти обстоятельства исчезают. Больные с таким состоянием, как правило, не наблюдаются в больничных условиях.
Ступорозные состояния могут возникать у лиц при угрозе уголовного наказания. Эти состояния отличаются длительным течением, так как они, как правило, зависят от разрешения судебной ситуации.
К этой же группе психических расстройств, возникающих в связи с судебной ситуацией, могут быть отнесены и другие острые психотические проявления, квалифицируемые как истерические. Они отличаются своеобразным нарушением сознания. Возникая в условиях судебно-психиатрической ситуации, эти расстройства производят впечатление симулятивного поведения, названного синдромом Ганзера (по имени автора, впервые описавшего его) и псевдодеменцией. У больных с синдромом Ганзера наблюдается
измененное сознание. Они не ориентируются во времени и месте, не узнают окружающих, ответы на вопросы отличаются нелепостью. Картины псевдодеменции похожи на состояние больных с синдромом Ганзера. Больные также бывают дезориентированы в месте и времени. Но у этих больных не наблюдается грубого расстройства сознания. У некоторых из них проявления псевдодеменции могут дополняться особым поведением и высказываниями, свойственными детям. Больные проявляют детскую манеру разговора, к окружающим обращаются «дяденька», «тетенька», играют в детские игры и т. д. Эти реакции, получившие название пуэрильных, также проходят после окончания действия вызвавших их психогенных вредностей.
Другую группу составляют затяжные психогенные реакции.
Затяжные реактивные состояния
Затяжные психогенные реакции часто возникают после, обстоятельств, случаев, имеющих для больного особую значимость (угроза дальнейшему благополучию, смерть близких и т. д.). Наиболее типичными формами таких реакций являются реактивная депрессия и реактивный параноид.
Реактивная депрессия. При этом состоянии настроение у больного подавленное. Он постоянно думает о причине, вызвавшей его. Если это была смерть близкого человека, то его мысли постоянно заняты им. Нередко возникают идеи самообвинения. Больные укоряют себя в том, что они были невнимательны и
порой несправедливы к нему, или обвиняют себя, что не все сделали для предотвращения смерти близкого человека. Нарушается сон, снижается работоспособность. Наблюдаются и соматовегетативные нарушения у больных, ухудшается аппетит, снижается масса тела, бывают запоры, повышается артериальное давление.
Реактивный параноид.
Характеризуется ложными суждениями и заключениями по поводу отношения к больному лица или групп лиц, связанных с создавшейся неблагоприятной обстановкой. Эти ошибочные оценки могут иметь форму как сверхценных, так и бредовых идей. В первом случае они доступны коррекции, не в полной мере захватывают мысли и установки больного. Его оценка травмирующей ситуации хотя и содержит элементы особого преувеличения и надуманности, но базируется на реальных фактах. Во втором случае больной недоступен корригирующему воздействию, его мысли и поступки подчинены бредовым идеям. Для оценки травмирующих событий при-влекаются также и неадекватные посылки. Реактивные параноиды при утрате психотравмирующей ситуацией актуальной значимости теряют свою выраженность и, как правило, проходят.
К реактивным параноидам относится и индуцированный параноид (бред). Бред также формируется под влиянием психогенных воздействий. Но такие воздействия исходят от другого лица. Человек, страдающий бредовыми идеями, как бы навязывает свои болез-ненные идеи, взгляды другому. Это бывает, как правило, при тесном общении с ним, причем активный носитель бредовых идей (источник) занимает доминирующее, лидирующее положение по отношению к партнеру с индуцированным бредом.
Бредовые идеи касаются чаще всего преследования, сутяжничества и т. д
36. Дидактогении, ятрогении, их профилактика.
Ятрогения - изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача. Значительный интерес к вопросу о влиянии психики на различные физиологические и патологические процессы в человеческом организме возник у врачей и исследователей в начале XX века.
Термин «ятрогения» был введен немецким психиатром Освальдом Бумке в работе «Врач как причина душевных расстройств» в 1925, а в русскоязычной литературе был впервые использован в работах таких психиатров и терапевтов, как Ю.В. Каннабих, Р.А. ЛурияиК.И. Платонов.
По определению, данному в довоенном издании Большой медицинской энциклопедии, ятрогения - это «термин, обозначающий отрицательное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется псих. комплекс новой болезни». Также ятрогения характеризуется как «отрицательная психотерапия». Начиная с довоенного периода и вплоть до 1970-х годов, этот термин продолжал использоваться преимущественно для обозначения психогенных болезней, возникающих от неосторожного высказывания врача.
В настоящее время ятрогения понимается как любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации или смерти; осложнения, которые возникли в результате как ошибочных, так и правильных действий врача. Ятрогения в современном употреблении этого термина понимается как «брак медицинской работы». Тем не менее, наряду с таким расширительным толкованием, ятрогенное заболевание в современной медицине продолжает рассматриваться традиционно, т.е. как заболевание, «обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача (или другого лица из числа медицинского персонала), неблагоприятно воздействующими на психику больного».
В числе ятрогенных факторов выделяют:
· риски, связанные с терапевтическим воздействием: неблагоприятные (побочные) эффекты назначенных лекарственных средств; избыточное назначение лекарственных средств (например, приводящее к антибиотикорезистентности); нежелательные лекарственные взаимодействия;
· врачебные ошибки;
· неверное выполнение назначений, обусловленное, например, неразборчивым почерком врача или опечатками;
· халатность;
· недоучёт или недостаток информации, ненадлежащее оснащение, выполнение процедур, техник и методов.
Дидактогения – психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния), вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя. Может представлять собой брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость не вызывает дидактогений. Является аналогом ятрогении (иатрогении).
Дидактогения может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала). Важное значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная сенситивность, незрелость суждений, их несамостоятельность.
К дидактогениям следует также относить психогении, вызванные неправильным профессиональным общением, некомпетентностью консультативной и диагностической работы практического психолога, а также бесконтрольным распространением и использованием психодиагностического инструментария и психотерапевтических технологий лицами без специальной подготовки.