Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из наиболее распространенных способов профилактики ятрогений и дидактогений является психологическое просвещение.

Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности он работает.

Психологическое просвещение выполняет функцию профилактики дидактогений/ятрогений, как одного из вариантов проявления синдрома эмоционального сгорания (или выгорания).

37.Психопатии (расстройства личности), определение, их отличия от акцентуаций характера.

По А. Е. Личко, "акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим". Определение черты характера по Б. Г. Ананьеву: "Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, общительность и другие черты характера представляют собой определенные, укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, другим людям, самому себе". По степени выраженности Личко выделяет явные и скрытые акцентуации. Явная акцентуация – крайний вариант нормы. Черты характера при этой акцентуации достаточно вы-ражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм. Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основ-ном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.

СИХОПАТИЯ Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия – это патология характера. По П. Б. Ганнушкину, "психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психи-ческий облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде". Шнейдер: "Психопатические личности – это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество". Крепелин о психопатических личностях говорит как об инфантильных (парциальный, неравномерный инфантилизм; чаще проявляется в области воли и чувств): "Впечатление чего-то недоразвитого, детского, например, повышенная внушаемость, склонность к преувеличению, чрезмерная фантазия у истериков, слабая воля у неустойчивых…". Критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками (критерии Ганнушкина – Кебрикова): 1) тотальностью; 2) стабильностью; 3) дезадаптацией. Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.


38. Формы психопатий по происхождению.

Классификации психопатий Можно разделять психопатии по причине возникновения: 1. Конституциональные (или истинные, генуинные, "ядерные"). В возникновении конституциональной психопатии решающий фактор принадлежит наследственности. К ним чаще относятсятакие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная. 2. Приобретенные (психопатическое, или патохарактеро-логическое развитие). При психопатическом развитии главное – неправильное воспитание, негативное влияние среды. В данном случае выявляются возбудимое, истероидное, неустойчивая психопатия. 3. Органические. Последние развиваются вследствие действия на мозг пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года) патологических факторов (интоксикации, инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.). После органического поражения головного мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая психопатия.

Основные виды психопатий:


§ психастеническая;

§ возбудимая (взрывчатая);

§ истерическая;

§ паранойяльная;

§ шизоидная психопатия.

Психастенические психопаты отличаются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностыо в себе, крайне повышенной чувствительностью к

психотравмируюшим обстоятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях. Их интеллектуальные построения, жизненные планы оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болезненному мудрствованию («интеллектуальной жвачке»), застойному самокопанию (любят «пилить опилки»), навязчивым идеям. Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, что проявляется в общей энергетической ослабленности их высшей нервной деятельности, слабости наиболее хрупкого тормозного процесса. Их мотивационная сфера характеризуется застойными, навязчивыми побуждениями.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышенной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоянии психического напряжения, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозрительность. Они часто впадают в состояние дисфории — злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны, мелочно придирчивы и властны. В общении грубы, а в гневе — крайне агрессивны, способны наносить жестокие побои, не останавливаются даже перед убийством. Их аффективное поведение происходит на фоне суженного сознания. В некоторых случаях злобность и эксплозивность (взрывчатость) смешаются в сторону застойных влечений (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные излишества и извращения).

Истерические психопаты отличаются главным образом жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации собственного превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности. Их тяга к преувеличениям часто граничит с лживостью, а восторги и огорчения проявляются бурно и экспрессивно (театральные жесты, заламывание рук, громкий продолжительный смех и рыдания, восторженные объятия и обиды «на всю жизнь»). Стратегия их жизни — быть в центре внимания любыми средствами: безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы). В погоне за признанием они не останавливаются даже перед самооговором. Психика этих людей незрела, инфантильна. В нейрофизиологическом плане у них преобладают первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их
непосредственные впечатления настолько ярки, что подавляют критичность мышления.

Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышенной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью их мышления, однонаправленностью интересов, повышенным самомнением, эгоцентризмом, подозрительностью в отношении других людей. Низкая пластичность психики делает их поведение конфликтным, они постоянно находятся в борьбе с мнимыми врагами. Основная их направленность — «изобретательство» и «реформаторство». Непризнание их заслуг приводит к постоянным столкновениям со средой, сутяжничеству, анонимным доносам и т. п.

Шизоидные психопаты высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству. Их психомоторика дефектна — неуклюжа. Они педантичны и аутичны — отчуждены. У них резко нарушена социальная идентифицированность — враждебность к социальному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и нередко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдельным психотравмирующим воздействиям, обидчивы и подозрительны. Их настроение подвержено периодическим расстройствам — дисфории. Приливы злобной тоски, страха, подавленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

39. Клинические типы психопатий (частная стр 79)

Психопатия паранойяльного типа(параноидное расстройство личности). Ведущим патохарактерологическим проявлением при паранойяльной психопатии является особая

склонность больного к сверх ценным образованиям, сочетающаяся с малой гибкостью психики, подозрительностью и, как правило, с повышенной самооценкой. Выраженные сверх ценные идеи и первые типичные паранойяльные реакции появляются у них обычно к 20-25 годам. Однако и в более раннем возрасте обнаруживаются характерологические особенности. В детстве им свойственны односторонние увлечения, упрямство, прямолинейность. Переоценка своих способностей, повышенная активность проявляются в стремлении к лидерству, самоутверждению. Такие люди с детства чрезвычайно чувствительны к пренебрежению их мнением, склонны к преувеличению значения разногласий, крайне обидчивы и злопамятны. Они никогда никому ничего не прощают, постоянно чем-то недовольны, относятся к окружающим свысока. Они обычно не способны поддерживать ровные отношения в семье и коллективе. Этому мешает их эгоизм, невозможность идти на компромисс, желание в любой ситуации поступать по-своему. В
своих суждениях они всегда безапелляционны, категоричны, что нередко вызывает раздражение у окружающих и конфликты.

С возрастом эти особенности обычно усиливаются. Такие лица становятся косными, консервативными, ригидными. Нетерпимость к чужому мнению перерастает в открытую враждебность. Чрезмерно изображаемая ими принципиальность приобретает черты придирчивости, превращается в мелочность. Появляется склонность к искажению нейтральных и даже дружеских действий окружающих как враждебных или неуважительных по отношению к ним. «Борьба за справедливость» развивается из-за малозначительных событий, затрагивающих реально или мнимо их эгоистические интересы. Карл Леонград замечает, что «параноики вообще борются за объективную справедливость лишь во вторую очередь», главное для них - личные интересы. Возникает склонность к неоправданным подозрениям в супружеской неверности. Эти аффективно-значимые переживания и идеи, как правило, сочетаются с крайней конкретностью и узостью мышления, зачастую с наивностью и поверхностью представлений, банальностью и трафаретностью высказываний.

На фоне конфликтных отношений у них особенно значительно обостряются недоверчивость, подозрительность, мнительность. Аффективная охваченность определяет одностороннюю оценку действительности, отбор и толкование фактов лишь в плане подтверждения собственной точки зрения. Поэтому подозрения обрастают «доказательствами» и приобретают бредовый характер. Такого рода паранойяльные развития, содержание бреда при которых связано с психотравмирующими обстоятельствами (сутяжные, ревности, изобретательства и т.п.), нередко возникают при паранойяльной психопатии.

Психопатия шизоидного типа (шизоидное расстройство личности). Для этих личностей главной чертой является интравертированность, т.е. склонность к внутренней переработке своих переживаний, затруднение контактов с окружающими, необщительность. Им малодоступны какие-либо удовольствия - ангедония. Эти люди холодны и сухи в общении с близкими, угловаты, чопорны в поведении. Они не способны проявлять как теплые нежные чувства, так и реакции гнева, сильного раздражения, их эмоции вялые, уплощенные. Им свойственно отсутствие чувства юмора, излишняя серьезность или сентиментальность, мечтательность и чудаковатость. Они фантазируют на далекие от реальности темы. Иногда можно заметить, что они живут в мире своих фантазий.