Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 635
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во время каждого рецидива депрессии у пациента могут наблюдаться следующие признаки:
· слабая способность концентрировать внимание — пациентам тяжело дается принятие решений и взятие на себя ответственности как масштабной (производственной, личной), так и минимальной (что надеть, что съесть);
· негативная оценка прошлого, настоящего и, особенно, будущего;
· чувство безнадежности — может притупляться днем из-за того, что пациент отвлекается на повседневные дела и временно не фиксируется на негативных эмоциях и мыслях;
· сниженный или повышенный аппетит;
· бессонница с ранним пробуждением и невозможностью снова заснуть или повышенная сонливость, когда пациент просыпается не выспавшимся и постоянно хочет спать вне зависимости от времени и качества сна;
· общий недостаток жизненной энергии, сил;
· пониженная уверенность в себе, самооценка;
· снижение полового влечения.
32. Биполярное аффективное расстройство. Клиника, течение. Особенности у детей и подростков
.Биполярное аффективное расстройство (БАР, маниакально-депрессивный психоз) — психическое расстройство, характеризующееся сменой маниакальных и депрессивных состояний, смешанными состояниями, чередованием эйфории и депрессии.
Биполярные расстройства обычно начинаются в подростковом возрасте, на 20-е или 30-е годы жизни.
Биполярные расстройства подразделяются на следующие группы:
· Биполярное расстройство I типа: Наличие как минимум одного полноценного (т. е. с нарушением социальной и трудовой активности) маниакального эпизода и периодических депрессивных эпизодов
· Биполярное расстройство II типа: Наличие эпизодов глубокой депрессии с как минимум одним гипоманическим эпизодом, но без эпизодов полноценной мании
· Неуточненное биполярное расстройство: Расстройства с биполярным течением, не соответствующие критериям других биполярных расстройств У пациентов с циклотимическим расстройством ( Циклотимическое расстройство) наблюдаются продолжительные (> 2 лет) периоды, включающие как гипоманиакальные, так и депрессивные эпизоды; однако, эти эпизоды не отвечают критериям для диагностики биполярного расстройства.
Клинические признаки
Биполярное расстройство начинается с острой фазы симптоматики и продолжается в виде повторяющихся курсов ремиссий и рецидивов. Ремиссия часто бывает полной, но у многих пациентов сохраняются остаточные симптомы, и у некоторых способность к профессиональной деятельности значительно снижена. Рецидивы носят характер дискретных эпизодов интенсивной клинической картины мании, депрессии, гипомании или комбинации депрессивных и манических проявлений.
Мания
Маниакальным эпизодом называется период длительностью ≥ 1 недели стабильно повышенного, экспансивного или раздражительного настроения, энергичности или постоянной усиленной целенаправленной активности, с как минимум 3 дополнительными симптомами:
· Завышенная самооценка или бред величия
· Сниженная потребность во сне
· Повышенная словоохотливость, чем обычно (болтливость)
· Полет идей или мыслей
· Рассеянность
· Повышенная деловая активность
· Чрезмерное вовлечение в деятельность с высоким риском неприятных последствий (например, чрезмерная покупательская активность, неразумные денежные вложения)
Пациенты с маниакальным расстройством могут активно, чрезмерно и импульсивно принимать участие в различных рискованных мероприятиях (например, азартные игры,
Пациенты в маниакальном состоянии могут быть полны энтузиазма, одеваться пышно и ярко, часто ведут себя властно, говорят быстро и непрерывно. Они склоны ассоциировать слова по звуковому сходству (новые мысли возникают в ответ на звучание некоторого слова, а не на его смысл). Пациенты в таком состоянии легко отвлекаются, постоянно переходят от одной темы к другой. Однако пациенты, как правило, считают, что пребывают в своем лучшем психическом состоянии. Недостаточная самокритика и повышенная деловая активность часто приводит к развитию навязчивого поведения, что может быть опасной комбинацией. Межличностные конфликты могут приводить к развитию чувства у пациентов, что их незаслуженно или несправедливо преследуют. В результате пациенты могут представлять опасность для себя и окружающих. Активная умственная деятельность проявляется как скачки мыслей или полет идей.
Маниакальный психоз – это наиболее яркая форма нарушения с выраженными психотическими симптомами, которые сложно дифференцировать с шизофренией. У больных может развиваться бред преследования (например, больной считает себя Иисусом или человеком, которого ищет ФБР) иногда с галлюцинациями. Уровень активности заметно возрастает; пациенты могут метаться по комнате и кричать, ругаться или петь. Эмоциональная лабильность усиливается, часто с повышением раздражительности. Может развиваться резко выраженный бред (бредовая мания) с полной утратой когерентного мышления и поведения.
Гипомания
Гипоманиакальный эпизод – это менее выраженный вариант мании, когда отдельный эпизод длится ≥ 4 дней (причем поведение пациента резко отличается от поведения в обычном, недепрессивном состоянии) и включает ≥ 3 дополнительных симптомов, перечисленных выше в описании мании. Во время гипомании настроение у человека приподнятое, потребность во сне снижается, а психомоторная активность повышается. Для некоторых больных периоды гипомании являются адаптивными, поскольку пациенты чувствуют прилив сил, они креативны, уверенны в себе и занимают активную социальную позицию. Многие пациенты не хотят покидать приятное, эйфорическое состояние. Некоторые функции в удовлетворительном состоянии, и в большинстве случаев функциональные нарушения минимальны. Тем не менее, некоторые больные отличаются плохой концентрацией внимания, раздражительностью и
эмоциональной лабильностью, что причиняет пациенту и окружающим некоторый дискомфорт.
Депрессия
Депрессивный эпизод имеет черты, характерные для большой депрессии; эпизод должен включать ≥ 5 следующих признаков за один и тот же двухнедельный период, причем одним из них должно быть подавленное настроение или потеря интереса, или удовольствия:
· Подавленное настроение в течение большей части дня
· Заметное снижение интереса или удовольствия от всех или почти всех видов деятельности в течение большей части дня
· Значительная (> 5%) потеря/увеличение веса или снижение / повышение аппетита
· Бессонница (часто связанная с невозможностью поддержания сна) или гиперсомния
· Психомоторное возбуждение или заторможенность, замеченные другими людьми (а не сообщение самого пациента)
· Повышенная утомляемость или слабость
· Чувство бесполезности или чрезмерной или необоснованной вины
· Снижение способности мыслить или сосредотачиваться, или нерешительность
· Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, попытки самоубийства или конкретный план совершения самоубийства
Психотические черты более характерны для биполярной депрессии, чем для монополярной.
Смешанные признаки
Эпизод мании или гипомании называется смешанным, если ≥ 3 депрессивных симптомов присутствуют в большинстве дней в течение эпизода. Этот тип расстройства часто трудно диагностировать, и он может скрываться за постоянным циклическим состоянием; прогноз хуже, чем при чистом маниакальном или гипоманиакальном состоянии.
Риск самоубийства во время смешанных эпизодов особенно высок.
Особенности у детей. В отличие от взрослых пациентов с биполярным расстройством, у которых эпизоды довольно четко разграничены, у детей и подростков с этим заболеванием наблюдается невероятно быстрая смена настроений от депрессии к мании, причем по нескольку раз в день. 5 У детей мания чаще проявляется в раздражительности и вспышках гнева, а не в эйфории и возбужденности, как у взрослых. Смешанные симптомы также достаточно распространены у молодых людей с биполярным расстройством. У тех, кто заболел в позднем подростковом возрасте, эпизоды и симптомы носят более классический, присущий взрослым, характер.У детей и подростков довольно трудно отличить биполярное расстройство от других проблем, которые могут возникнуть в этой возрастной группе. Например, раздражительность и агрессивность характерны при биполярном расстройстве, но в то же самое время они могут являться симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности, расстройства поведения, оппозиционно–вызывающего расстройства или других типов серьезных психических заболеваний, более характерных для взрослых, как, например, депрессия или шизофрения. Злоупотребление наркотиками тоже провоцирует подобные симптомы.
Варианты течения: Выделяют три типа течения БАР: ремиттирующий, со сдвоенными фазами и континуальный. Первый соответствует описанию Крепелина: эпизод – ремиссия – эпизод. Пациенты обычно переносят более 10 приступов болезни. Второй тип наблюдается, когда вслед за одним эпизодом следует второй, другой полярности. Континуальный характер течения БАР в большинстве случаев не имеет периодов ремиссии между эпизодами. Длительность межприступных интервалов уменьшается с возрастом. Чем больше маний и депрессий перенес больной, тем вероятнее возникновение нового эпизода. Полные эутимные ремиссии наблюдаются лишь у части пациентов, а резидуальная аффективная симптоматика часто выявляется между эпизодами.
33. Психогенные заболевания.
Психогения (психо — душа, относящийся к душе, генея- порождение, порождающий) — болезненное состояние в виде кратковременной реакции или длительного состояния (болезни), обязанного своим возникновением воздействию факторов, травмирующих психику (психотравма).
По своим клиническим проявлениям психогении могут предстать в виде расстройств психической сферы как невротического уровня — неврозы (невротические и соматоформные расстройства), так и психотического уровня — реакции на стресс (реактивные психозы), а также в виде проявлений соматического страдания — психосоматические варианты соматических болезней.
Под психотравмой понимают травмирующее психику эмоционально негативно окрашенное переживание по поводу какого-либо жизненного события (явления, ситуации), обладающего субъективной личностной значимостью (эмоциональная значимость).
В одних случаях психотравмирующие жизненные события (явления, ситуации) могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов (производящий фактор), в других — в качестве этиологических условий (предраcпологающий, проявляющий и поддерживающий фактор). Чаще же патогенную роль приобретают их сочетания.
Выделяют острые и хронические психотравмы.
Под острой психотравмой понимают внезапно возникающую, однократно (ограниченное время) воздействующую психотравму значительной интенсивности. Их разделяют на: шоковые, угнетающие и тревожащие. На их основе, как правило, возникают реактивные состояния и психозы (острые реакции на стресс).
Под хронической психотравмой понимают психотраму меньшей интенсивности, но существующей продолжительное время. Они, как правило, приводят к развитию неврозов(невротических и соматофорных расстройств).
Также выделяют психотравмы общечеловеческой значимости (угроза жизни) и индивидуально-значимые (профессиональные, семейные и интимно-личностные).
Механизмы психологической защиты и копинга.
Жизненные ситуации в процессе переживания их конкретной личностью могут привести к состоянию стресса, с возможностью развития заболеваний (психогений). Однако стресс может быть преодолен (и психогения предотвращена), если реакция личности на такую жизненную ситуацию гибко изменяется в соответствии с условиями. Это становится возможным благодаря механизмам совладания (копинг) и психологической защиты.
При возникновении психотравмирующих условий включаются, в первую очередь, механизмы совладания или копинг-механизмы. Это разнообразные осознаваемые или частично осознаваемые стратегии, направленные на решение возникшей проблемы.
«Копинг» («преодоление стресса») — рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям
При недостаточном развитии конструктивных форм совладающего поведения увеличивается патогенность жизненных событий, и эти события могут становиться «пусковыми механизмами» в процессе возникновения психических расстройств.
В общем виде выделяют: 1) стратегию мобилизации и агрессии (активное воздействие на ситуацию, победа приемлемым способом активности), которая включает активную подготовку к тому, что человека ожидает, заставляет формулировать проблему, искать оптимальный выход и является наиболее продуктивной и конструктивной стратегией, 2) стратегия поиска социальной
поддержки (избегание социальной изоляции), т.е. обращение за помощью к другим участникам социума (в т.ч., например, обращение за специальной помощью к психологу, психотерапевту), 3) стратегия избегания (отступления) — уход от ситуации при невозможности с ней справиться (например, избегание неудач). Кроме того, выделяют различные частные копинг-механизмы в поведенческой (например, сотрудничество с другими людьми), когнитивной (например, проблемный анализ или религиозность) и эмоциональной (например, оптимизм) сферах.
При неэффективности копинг-механизмов включаются механизмы психологичесой защиты. Понятие о психологической защите впервые было сформулировано в рамках классического психоанализа.