Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 624

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, основой которых является преходящая физическая незрелость.)

РАЗДЕЛ 2

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. предмет и задачи медицинской психологии

Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях — при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

Медицинская психология изучает:
1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний;
2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней;
3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты;
4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.


Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

2. психология соматического больного

Больной человек отличается от здорового человека тем, что у него наряду с изменениями функционирова­ния внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.

Субъективное отношение к болезни формируется на базе различных факторов, которые можно сгруппировать в группы. Социально-конституциональную группу и ин­дивидуально-психологическую. При этом многие специа­листы под социально-конституциональными параметра­ми понимают влияние пола, возраста и профессии чело­века, а под индивидуально-психологическими — свойства темперамента, особенности характера, качества личнос­ти, мировоззрение и др. Эти факторы имеют свои опреде­

ленные особенности. Поэтому необходимо коротко рас­смотреть эти особенности.

Пол. Пол человека вполне оказывает влияние на субъек­тивное отношение к болезни и формирование типа реаги­рования на заболевание.

Возраст. Возрастные особенности человека важны при формировании субъективного отношения к болезни и ста­новления определенного типа реагирования на нее. На­пример, есть данные, что для каждой возрастной группы существует свое представление о тяжести заболеваний. Некое распределение болезней по социально-психологичес­кой значимости и тяжести.

Например, для детей, подростков, юношей наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, дела­ют его непривлекательным. Это связано с системой цен­ностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у больно­го молодого человека. Для него наивысшую ценность при­обретает удовлетворение основополагающей потребности, такой, как удовлетворенность собственной внешностью

Другой повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые «стыдные» или «неприличные» болезни, к которым общество и сами больные часто относят венерические и психические забо­левания. Психологическая реакция на них обусловлена чаще переживаниями по поводу того, как изменится со­циальный статус и авторитет заболевшего такой болез­нью в случае, если об этом станет известно окружающим. Для некоторых людей стыдно болеть

, например, гемор­роем. Есть группы населения — это, как правило, люди, занимающие руководящие посты, для некоторых из них стыдными являются болезни сердца. Это, вероятно, может быть связано с возможностью продвижения по службе. А для пожилых и престарелых людей наиболее значи­мыми являются болезни, которые могут привести к смер­ти. Скажем, инфаркт, инсульт, злокачественные опухо­ли страшны для них не тем, что могут приводить к поте­ре трудоспособности и работоспособности, а тем, что ассоциируются у данной возрастной группы со смертель­ным исходом. Особенности личности. Особенности темперамента. Необходимо отметить, что к значимым для выработки определенного типа психического реагирования на забо­левание параметрам темперамента можно отнести такие, как эмоциональность, переносимость боли. Признак эмо­циональности и ограничения движений, и обездвиженно­сти, отражающий параметр активности.

Особенности личности. Особенности темперамента. Необходимо отметить, что к значимым для выработки определенного типа психического реагирования на забо­левание параметрам темперамента можно отнести такие, как эмоциональность, переносимость боли. Признак эмо­циональности и ограничения движений, и обездвиженно­сти, отражающий параметр активности. Образование и культура.

3.Внутрення картина болезни

Понятие «внутренней картины болезни», как отмеча­лось, было введено в клиническую медицину Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинс­кой психологии. В структуре внутренней картины болез­ни выделены сензитивный и интеллектуальный уро­вень. Первый включает в себя совокупность болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состоя­ний больного, второй — знание о болезни и ее рацио­нальную оценку. Наиболее распространенными методами исследования внутренней картины болезни являются кли­ническая беседа и специальные опросники.  В таких случаях бо­лезненная переоценка больным своего состояния выявля­ет гипернозогнозию в сознании им болезни. А явления анозогнозииобразно сравнивают с «бегством от болез­ни». Явления гипернозогнозии сравнивают с «бегством в болезнь», «уходом в болезнь». Психический фактор в течении соматической болезни прослеживается и в тех случаях, когда заболевание, ска­жем, возникающее на фоне аффективного напряжения, имеет под собой органическую основу в виде предшеству­ющих изменений органа или системы. Примером таких заболеваний может являться, например, инфаркт мио­карда, возникший вслед за аффективным переживанием 
у лица, страдающего атеросклерозомНаиболее подробно влияние соматической болезни на психику в нашей стране изучено Л.Л. Рохлиным, кото­рый так же, как и Е.К. Краснушкин, пользуется терми­ном сознание болезни.

Он включает в него три звена: /) отражение болезни в психике, гнозис болезни, ее познание; 2) вызванные болезнью изменения психики больного и 3) отношение больного к собственному заболеванию или реакцию личности на болезнь.

Преморбидное состояние (состояние, имевшее мес­то до начала болезни). Преморбидное состояние психи­ки соматического больного определяет факт возникнове­ния нервно-психических расстройств в клинике внутрен­них болезней. Кроме того, и особенности их клиники.

По особенностям преморбидного состояния можно вы­делить три группы лиц,

  1. Психически больные, находящиеся на разных этапах болезни, у которых болезнь внутренних орга­нов может: а) усилить, усложнить течение психичес­кой болезни; б) спровоцировать новый приступ психи­ческой болезни или вызвать ее рецидив; в) привести к послаблению течения основного психического заболе­вания.

  2. Психопатические личности в разных фазах раз­вития психопатии. В целом имеет место следующая за­кономерность: чем более значительны, массивны аномалии личности, патологические изменения ее, тем с меньшей критикой оценивает больной свою соматическую болезнь и тем ниже становится возможность выбора эффектив­ных форм помощи, и наоборот. Развившаяся у них сома­тическая болезнь сопровождается различными изменени­ями психики: а) клиническими явлениями декомпенса­ции самой психопатии; б) явлениями компенсации пси­хопатических расстройств; в) формированием собственно

соматогенных расстройств психики, в содержании кото­рых преобладают те радикалы изменений психики, кото­рые типичны для клиники соответствующего варианта психопатии.

 Психически здоровые лица. Их особенности психиче­ского реагирования индивидуально неодинаковы в связи с различием личности. Изменения у преморбидно психи­чески здоровых лиц в первую очередь обусловлены осо­бенностями ведущей причины болезни.


Многие авторы считают, что ведущая причина из­менений психики при болезнях внутренних органов мо­жет быть двоякой. 1. Соматогенной. 2. Психогенной.

4 психосоматические взаимоотношения. психосоматические реакции конверсионные синдромы

сихосоматические отношения в пределах нормы дав­но известны и доступны каждому, по собственному опыту и по опыту окружающих. Мы можем различать два направления этих отношений:

1. Психосоматический процесс (Р — S).

Его исходным пунктом является определенное психическое состо­яние или смена состояний, которые вызывают физиологическую реак­цию организма. Наиболее выраженной эта реакция бывает при эмоцио­нальных отклонениях и аффектах, например, при радости, гневе, страхе. Некоторые авторы в этой связи говорят о «речи органов».

 обычной разговорной речи это встречается в ряде словесных оборотов: «это хватает за сердце», «это разрывает сердце», «упал камень с сердца», «сжалось сердце», «сердце в горле», «что у тебя на сердце», «у него нет сердца», «от этого болит сердце», «у него разрывается сердце», «доброе, мягкое, широкое сердце», сердечность, сердечный, «разрывающий сердце». Однако имеются психосоматические реакции, не содержащие выраженно эмоционального компонента. Например, вид лимона, т. е. прямой раздражитель, действующий на орган чувств, вызывает слюноотделение. Но слюноотделение наблюдается также при одном лишь предста­влении о лимоне. Оба эти процесса – если выражаться терминами из об­ласти высшей нервной деятельности – происходят в функциональных структурах первой сигнальной системы. Но исходным пунктом может быть и действие через вторую сигнальную систему – словесное описание лимона, вторично вызывающее представление о нем. Это, наверное, наиболее простая и технически наиболее доступная демонстрация воз­никновения простой, эмоционально индифферентной психосоматической реакции. Мы в этом убеждаемся постоянно, когда при помощи словесного описания вызываем представление о лимоне у студентов на лек­циях по медицинской психологии. Результат – т. е. слюноотделение – бывает положительным у 95 % и даже 100 % участников.

Психосоматические реакции – это кратковременные приходящие состояния, проявляющиеся в напряженных жизненных ситуациях (сердцебиение, потеря аппетита).

1. Конверсионный симптом