Файл: 1. Детская психиатрия, ее место в психиатрии, общей медицине и в педиатрии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 626

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),

§ антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);

o внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

На сегодняшний день девиация также делится на положительную и негативную. К негативным формам девиантного поведению часто относят:

· уголовную преступность;

· алкоголизм;

· наркоманию;

· проституцию;

· азартные игры;

· терроризм;

· экстремизм;

· вандализм;

· самоубийство и др.

Позитивная девиация — это поведение, приносящее обществу благо, но, тем не менее, всё равно отклоняется от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести:

· самопожертвование и героизм;

· сверхтрудолюбие;

· обостренное чувство жалости;

· гениальность;

· умственные способности и талант и др.

Причины и признаки девиантного поведения

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида.

1. Биологические. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так как им велит общество. Чаще всего таких людей можно определить по их облику.

2. Психологические. Девиация складывается за счет влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер. 3. Социологические. Проще всего их можно объяснить с помощью Теории Аномии, согласно которой в обществе происходят отторжение социальных норм и ценностей, их полный распад, и образуется некое состояние вакуума в обществе.


Профилактика:

С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика. Основой профилактических мер является деятельность, направленная на:

· создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального

· осуществления процесса социализации личности;

· осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;

· обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка

Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

1. Решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков.

Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную. Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начала обучения). Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п. На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.



V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

1.Структура психиатрической и наркологической службы в здравоохранении РФ.

. Организационная структура психиатрической службы.

Основу психиатрической службы составляют псих учреждения министерства здравоохранения – в первую очередь территориальные психиатрические диспансеры, психиатрические кабинеты при территориальных многопрофильных поликлиниках. Принцип диспансеризации в психиатрии является доминирующим в оказании психиатрической помощи. Участковый (районный) психиатр разделяет психически больных, проживающих на закрепленной за ним территории по группам динамического учета. Группы:

1-я группа учета – больные, нуждающиеся в активной терапии заболевания. Это пациенты, находящиеся на больничном листе, пациенты с обострением заболевания и показаниями к госпитализации до стационирования, либо стабилизации психического состояния, а также пациенты, выписанные из стационара и нуждающиеся в продолжении лечения. Частота наблюдения пациентов первой группы диспансерного учета участковым психиатром 1 раз в 5-7 дней.

2-я группа учета – псих больные, в состоянии декомпенсации, которую можно купировать в амбулаторных условиях. Частота наблюдения – 1 раз в 15-30 дней.

3-я группа учета – псих больные, в состоянии компенсации, нуждающиеся в поддерживающем лечении. Частота наблюдения этих больных 1 раз в 2-3 месяца.

4-я группа учета – группа контрольного наблюдения, в которую включаются больные в состоянии ремиссии или стойкой компенсации с хорошей социально-трудовой адаптацией. Частота наблюдения за больными данной группы – 6 – 12 месяцев. Сюда относятся также больные с пограничными психическими расстройствами

5-я группа – больные, в настоящее время находящиеся на стационарном лечении в психиатрической больнице

группа консультативного учета – пациенты, обратившиеся к психиатру по поводу пограничного расстройства, чье состояние не квалифицируется, как требующее активного вмешательства.

Кроме того выделяют следующие категории больных:

группа «Спецучет» (СУ), в которую включены больные, совершившие в прошлом общественно опасные действия, предусмотренные уголовным кодексом и признанные невменяемыми с применением к ним мер медицинского характера, ранее, до установления у них психического заболевания, отбывавшие наказание за совершение преступления, а также пациенты, в структуре заболевания которых есть психические расстройства, обусловливающие потенциальную общественную опасность .Наблюдение за пациентами группы СУ осуществляется по первой или второй группе диспансерного учета, но не реже 1 раза в месяц. Перевод на менее активное наблюдение – только после исключения из группы «Спецучет».


Группа «СП» - больные с суицидальным поведением. Наблюдение за пациентами данной категории – по 1-й – 3-й группам динамического учета, но не реже 1 раза в 3 месяца.

Группа «ЧиДБ» «Часто и длительно болеющие». Сюда включаются пациенты, два и более раз в год, получающие стационарное лечение, имеющие высокий риск выхода на инвалидность.

Группа «СоРМ» - «Социально-реабилитационные мероприятия» включает пациентов на переходных этапах различных ступеней социально-трудовой реабилитации

При изменении психического состояния (например, обострение заболевания, или, наоборот, компенсация психических расстройств) психиатр может переводить пациента из одной в другую группу диспансерного наблюдения. Кроме участковых психиатров в психиатрических диспансерах работают детские и подростковые психиатры, осуществляющие психиатрическую помощь детскому и подростковому населению. В структуру психиатрической помощи входят психиатрические стационары, где осуществляется стационарная психиатрическая помощь, а также специализированные стационары или отделения для проведения принудительного лечения больным, признанным невменяемыми. Консультативно-методическую помощь региональным психиатрическим учреждениям осуществляют кафедры психиатрии медицинских ВУЗов.

Организационная структура наркологической службы.

в настоящее время представляет собой сеть специальных государственных и частных медицинских учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую, медико-социальную и медико-юридическую помощь.

Первый уровень управления представлен Главным управлением лечебно-профилактической помощи населению республики, в которой работает главный нарколог Министерства здравоохранения. В его обязанности входит контроль за работой наркологических учреждений, разработка и совершенствование нормативной базы, оказание методической помощи практическим врачам-наркологам, координация деятельности всех других объединений и организаций по профилактике наркоманий, внедрению в практику новейших методов лечения больных и современных технологий.

Второй уровень представлен главными наркологами областных центров, которые, как правило, являются главными врачами областных наркологических диспансеров или городских (если имеются). Они контролируют работу врачей-наркологов области (города), обеспечивают выполнение Государственных программ, постановлений и приказов Министерства здравоохранения, местных органов власти. Отвечают за качество проведения экспертизы алкогольного и неалкогольного опьянения в лечебно-профилактических учреждениях и подготовку врачей общего профиля по вопросам наркологии и профилактики наркологических заболеваний.


Третий уровень представлен врачами-наркологами районных (городских) территориальных поликлиник, которые отвечают за организацию наркологической помощи жителям своего района. Выявляют и проводят профилактическую работу с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами, оказывают лечебную помощь, направляют на стационарное лечение. Специалисты активно проводят санитарно-

просветительскую работу среди населения своего района, поддерживают тесное взаимодействие с органами милиции.

Четвертый уровень представлен фельдшерами-наркологами крупных промышленных предприятий и учреждений. В их задачу входит выявление первичных больных, контроль режима трезвости диспансерных больных, проведение профилактических мероприятий на производстве, участие в комиссиях по борьбе с наркоманией, проведение первичного консультирования и т.д.

2.Виды психиатрической и наркологической помощи

Психиатрическая помощь — вид специализированной медицинской помощи, оказываемой больным с психическими (психоневрологическими) заболеваниями, а также сеть учреждений здравоохранения и их подразделений, предназначенных для оказания такой помощи. Скорая психиатрическая помощь (бригады скорой помощи, телефоны доверия). Амбулаторно-поликлиническая психиатрическая помощь (психоневрологические диспансеры, специализированные кабинеты в поликлиниках, детских садах, школах, амбулаторно-поликлиническая помощь в негосударственном звене, специализированная частная практика).

Полустационарная психиатрическая помощь (дневные и ночные стационары при психоневрологических диспансерах, психиатрических больницах, психоневрологических интернатах, центрах социального обслуживания). Стационарная психиатрическая помощь (психиатрические больницы, психиатрические отделения многопрофильных больниц). Защищённое жилье (психоневрологические интернаты, пансионаты, дома под защитой).

Клубы для лиц, страдающих психическими расстройствами (при психиатрических учреждениях, центрах социального обслуживания, пациентских организациях; вариантами клуба являются лечебно-трудовые мастерские, сеть специализированных «Клубных домов»).