Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы.

Право каждого на объединение получило дальнейшее развитие и конкретизацию в федеральных законах «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ в ред. от 30.12.2020 № 481-ФЗ), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1995 года № 10-ФЗ (в ред. от 08.12.2020 № 429-ФЗ), Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 № 95-ФЗ (в ред. от 02.12.2019 № 423-ФЗ), в которых учтены соответствующие международные стандарты. Именно это конституционное право на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, или политического плюрализма.

5. Свобода собраний. Конституция РФ закрепляет в статье 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить

  • собрания,

  • митинги,

  • демонстрации,

  • шествия

  • пикетирование.

Это право не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для:

  • насильственного изменения конституционного строя,

  • разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти,

  • для пропаганды насилия и войны.

Такие ограничения вытекают из положений статей 13 и 29 Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Мирное проведение публичных мероприятий предполагает то, что они

  • не должны угрожать общественному порядку и общественной безопасности,

  • нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций,

  • мешать работе пассажирского транспорта.

Проведение этих публичных мероприятий регулируется 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетированиях» от 19 июня 2004 года.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется указанным Федеральным законом и законодательством РФ о выборах и референдумах.

Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т. д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.


Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения группами людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т. п.

Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (за организацию массовых беспорядков, например).

В КоАП также установлена ответственность за нарушения в области этих свобод.

6. Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем

  • занятия должности судьи,

  • участия в отправлении правосудия в качестве присяжного,

  • народного заседателя.

7. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (право петиций) закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано

  • индивидуально

  • или коллективно.

Обращения граждан носят различный характер, они могут выступать в качестве

  • предложений,

  • заявлений,

  • жалоб

  • ходатайств.


5.6. Социально-экономические, культурные и экологические

права и свободы

Социально-экономические права, регулируют нормативное закрепление достойных условий жизни человека, определяют положение каждого в профессиональной деятельности, труда и бытовых условий, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и уровень, на котором они могут быть реализованы в основном, зависит от состояния экономики государства и его остальных ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.



Очевидно, что эти права являются фундаментом всей системы прав и свобод, так как от того, насколько удовлетворены социально-экономические права человека зависит сама возможность реализации личных прав и степень его активности в реализации политических прав.

В отличие от других видов прав человека социально-экономические права обладают определёнными особенностями:

− эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека;

− реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны и ресурсов государства.

1. Право на предпринимательскую деятельность (ст.34 Конституции РФ). Ограничения в пользовании этой свободой деятельности обусловлены необходимостью защитить законные права и интересы других лиц. Они закреплены в нормах гражданского, трудового, хозяйственного, коммерческого и уголовного права.

2. Право на частную собственность (ст.35 Конституции РФ). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации этого права осуществляется нормами гражданского законодательства.

3. Право на землю (ст.36 Конституции РФ). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.

4. Право на свободный и безопасный труд (ст.37 Конституции РФ). Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Выбор рода деятельности и профессии обусловлен не только желанием человека, но и во многих случаях его способностями, образованием, общественной потребностью в этой профессии или роде деятельности и т. д. Принудительный труд запрещен.

В советский период право на труд связывалось, во-первых, с возможностью получения гарантированной работы (оно обеспечивалось государством), во-вторых, с необходимостью (обязанностью) трудиться на благо общества, а уж затем для себя, в-третьих, с занятием трудовой деятельностью не вообще, а преимущественно в сфере общественного производства.


В постсоветском обществе в развитие международных документов это право рассматривается с позиций индивидуального использования каждым гражданином - и в целом, и в плане выбора сферы приложения своих сил. К тому же государство в условиях преобладания частного сектора в экономике и рыночных методов хозяйствования в любых видах производства не в состоянии директивно обеспечивать рабочие места, а может лишь своей политикой содействовать их созданию.

Вместе с тем мы уже отмечали ранее в нашем курсе и должны вновь подчеркнуть здесь, что ряд новелл реформы 2020 г. как бы перекликаются с конституционными положениями советского периода и способствуют повышению внимания государства и общества к человеку труда (и прежде всего, конечно, к наемному работнику). В новом регулировании мы находим положения о том, что "Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав" (ч. 5 ст. 75), в стране гарантируются "уважение человека труда" (ст. 75.1), обязательное социальное страхование, социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 7 ст. 75), экономическая и социальная солидарность (ст. 75.1)24.

Можно выделить следующие элементы конституционного права на свободный труд:

  • право распоряжаться своими способностями к труду;

  • право работающих на соответствующие условия, охрану и оплату труда;

  • право на защиту от безработицы;

  • право на защиту интересов работников путем разрешения трудовых споров.

Большинство этих аспектов регулируется Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г., Законом РФ № 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (все - с последующими изменениями), другими законами и многочисленными подзаконными НПА.

5. Право на отдых (ст.37 Конституции РФ). Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Все эти вопросы достаточно детально урегулированы в основном Трудовым кодексом.

6. Защита семьи (ст.38 Конституции РФ). Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.


При рассмотрении данного права нельзя не обратить внимание на то, что его толкование, обеспечение и гарантирование получили поддержку в ряде новых принципиальных положений конституционной реформы 2020 г. В особенности обратим внимание на следующее.

Во-первых, закреплены (подтверждены) традиционные для России ценности семьи и брака, одновременно тем самым однозначно и решительно отклонены попытки навязать так называемые нетрадиционные отношения в этих сферах. Часть 1 ст. 72 Конституции РФ дополнена п. "ж.1", которым к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ отнесены "защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях".

Во-вторых, в Конституцию включена отдельная адресная норма, касающаяся детей и в целом политики государства и общества по отношению к ним. Часть 4 ст. 67.1 гласит: "Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения"25.

Праву на защиту материнства, детства и семьи корреспондируют обязанности государства по обеспечению такой защиты. Этому служат многие российские законы: Семейный кодекс РФ, федеральные законы (например, от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"), нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации"). Государственная политика отражается также в различных концепциях и федеральных целевых программах, утверждаемых Президентом или Правительством на определенный временной период.

7. Право на социальное обеспечение (ст.39 Конституции РФ). Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".