Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Граждане Российской Федерации, кроме прохождения военной службы по призыву и по контракту, проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации еще в трех случаях:
-
во-первых, в период мобилизации; -
во-вторых, в период военного положения; -
в-третьих, в военное время.
Эти три вида службы включаются в воинскую обязанность граждан вместе обучением в период военного положения и в военное время.
Право граждан на прохождение альтернативной гражданской службы (пункт 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации) реализуется лишь взамен прохождения военной службы по призыву на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". Это означает невозможность замены военной службы по мобилизации, военной службы в период военного положения, а также военной службы в военное время альтернативной гражданской службой.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности на основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», другие лица несут воинскую обязанность, и могу иметь лишь отсрочку
Конституционные обязанности в сфере семейных правоотношений:
-
забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2 ст. 38 Конституции РФ); -
трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч.3 ст. 38 Конституции РФ); -
родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч.3. ст. 43 Конституции РФ).
Необходимо отметить, что многие обязанности граждан напрямую как таковые не указаны в Конституции РФ, но они подразумеваются как корреспондирующие правам и свободам граждан.
В этих случаях они подразумеваются в силу логической связи с соответствующими правами и свободами - как необходимость уважать их. Например, если у каждого человека есть право на жизнь, значит, у каждого есть и обязанность уважать право других на жизнь; поэтому любые формы покушения на жизнь человека влекут меры юридической ответственности. Закрепляя право на защиту персональных данных, Конституция содержит запрет: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24). Это требование можно отнести не только к органам государства и местного самоуправления, общественным объединениям, должностным лицам, но в равной мере и ко всем гражданам; оно может трактоваться как обязанность, корреспондирующая указанному конституционному праву.
Вопросы для самоконтроля:
-
В чем состоят сущность и содержание правового статуса человека и гражданина, определенного в Конституции РФ? -
Определите значение конституционного закрепления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. -
Каковы личные права и свободы человека и гражданина? -
Каковы политические права и свободы человека и гражданина? -
Каковы экономические права и свободы человека и гражданина? -
Каковы социально-культурные права и свободы человека и гражданина? -
Назовите основные механизмы гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ. -
Каковы конституционные обязанности человека и гражданина?
Список использованных источников:
-
Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс (в 2-х томах, том первый; издание 7-е, перераб. и доп.).- М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 864 с. -
Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. – М.: Наука, 1979. - 229 с. -
Мельников В.Ю. Обеспечение государством социальных прав человека: монография . – Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2020. – 474 с. -
Топорнин Б.Н., Воеводин Л.Д. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. – 256 с. -
Общая теория прав человека / под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Наука, 1996.– 520 с. -
Правовой статус человека и гражданина в меняющемся мире: монография / отв. ред. А. Е. Постников. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА-М, 2023. - 248 с. -
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - 624 с.
Тема 6. Гражданство Российской Федерации
Вопросы для рассмотрения:
-
Понятие гражданства. -
Принципы гражданства Российской Федерации. -
Порядок приобретения гражданства Российской Федерации. -
Порядок прекращения гражданства Российской Федерации. -
Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации. -
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. -
Двойное гражданство в современном российском законодательстве. -
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, получивших политическое убежище
6.1. Понятие гражданства
Гражданство, являясь важнейшим институтом права, составляет основу правового положения личности в обществе и государстве. Определение содержания и значения гражданства, его основных особенностей - сложная и важная проблема науки конституционного права. Подчеркивая многогранность этого правового явления, один из первых исследователей советского гражданства С.С. Кишкин писал: "Очень трудно дать более или менее удовлетворительное не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудноуловимым".30
Институт гражданства выступает важнейшим элементом правового статуса человека. При этом в литературе принято различать понятия гражданства и подданства.
Под гражданством понимается связь "гражданин - государство", выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Такая модель традиционна для
Подданство же выступает институтом однонаправленной политико-правовой взаимосвязи человека не со страной (государством), а с монархом. При этом подданство характерно для государств с монархическими традициями (вне зависимости от того, каким объемом властных полномочий в настоящее время обладает монарх). В частности, оно сохранилось в демократических государствах с монархической формой правления (при ограниченной монархии).
Согласно положениям ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право на гражданство, при этом никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. В ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закреплено право каждого ребенка на приобретение гражданства.
В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации определяется в самом общем виде - как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. При этом необходимо отметить, что в литературе высказывается точка зрения, согласно которой рассматриваемое определение необходимо дополнить указанием на наличие, помимо прав и обязанностей, еще и взаимной ответственности государства и гражданина, поскольку "совокупность взаимных прав и обязанностей всегда порождает взаимную ответственность".
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ).
Устойчивость правовой связи "гражданин - государство" проявляется в том числе и в том, что гражданство есть юридическое состояние, что предполагает его длительный и определенный характер. Так, проживание гражданина Российской Федерации за рубежом не прерывает указанную связь - не прекращает гражданства. Более того, находящимся за пределами страны гражданам Российской Федерации должны предоставляться защита и покровительство Российского государства.
Таким образом, фактическое проживание гражданина на территории Российской Федерации или за ее пределами не влияет на гражданство.
Действующий Федеральный закон о гражданстве 2002 г. отказался от ряда положений, существовавших в ранее действовавшем Законе РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве 1991 г.). В частности, прежний Закон признавал возможность гражданства республики в составе Российской Федерации наряду с гражданством Российской Федерации. Положение о республиканском гражданстве было включено во многие конституции республик в составе России. Однако такой подход входил в противоречие с конституционным принципом государственной целостности и единства Федерации.
В 2001 г. Конституционный Суд Российской Федерации сформировал по этому поводу правовую позицию относительно гражданства субъектов российского федеративного государства31. Суд установил, что республики, как субъекты России, не обладают статусом государства и не имеют права наделять себя свойствами суверенного государства. Только суверенное государство определяет в законодательном порядке вопросы гражданства, определяя субъектов - носителей гражданства, обладающих всеми конституционными правами, во взаимосвязи с государством. Федеральный закон 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» не предусматривает гражданства субъектов: в России действует единое федеральное гражданство.
Поэтому новом редакции Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" 2002 года нет упоминания о гражданах республик в составе Российской Федерации. А значит, в России действует единое федеральное гражданство.
Такой подход не противоречит федеративной сущности Российской Федерации. Потому, что в современном российском федеративном государстве обеспечен необходимый баланс интересов Федерации и ее субъектов в правовом регулировании института гражданства. С одной стороны, принцип федеративность не есть самостоятельность, могущая регулироваться нормами международного права, обусловил единство федерального гражданства.
С другой - мнение представителей органов государственной власти субъектов Федерации учитывается при решении многих вопросов, связанных, в том числе, с предоставлением гражданства.
-
Принципы гражданства
Принципы гражданства Российской Федерации - это основополагающие, руководящие начала, идеи, охраняемые и защищаемые государством, положенные в основу института гражданства.
Основные принципы гражданства закреплены в ст. 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Рассмотрим каждый из этих принципов гражданства.
1. Принцип недискриминации. Принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать дискриминационных положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Этот принцип означает:
-
недопустимость применения дискриминации при получении российского гражданства на основе различного рода признаков (расы, национальности, религии и т.д.); -
добровольность приобретения двусторонней правовой связи с Российской Федерацией в рамках действующего законодательства; -
все, проживающие на территории РФ, имеют право приобрести гражданство России, но не обязаны это делать, то есть никто не принуждается к его приобретению.
Такой подход представляется единственно приемлемым с учетом как исторического опыта нашей страны и имеющих место гуманитарных традиций, так и многонационального и многоконфессионального состава населения Российской Федерации.
2. Принцип единого гражданства