Файл: 1. Предмет, объекты, задачи социальной психологии как фундаментального научного направления. Разделы и отрасли социальной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
18. Плюсы и минусы группового принятия решения.
От чего зависит эффективность группового принятия решений:
1.Организационный контекст – структура, культура, система вознаграждения
2.Компетенции участников группы
3.Социальное и психологическое разнообразие участников группы
Участие в групповом принятии решения является преимуществом для участников группы:
1.Удовлетворение потребности в признании
2.Развитие Я-концепции за счет определения своей роли в организации
3.Обеспечение внутреннего вознаграждения за счет участия в группе
Уязвимые аспекты группового принятия решения:
3.Нежелание достигать согласия
22. Преимущества и недостатки группового принятия решения.
26. Теории лидерства в социальной психологии.
29. Психологические эффекты формирования суждений о других людях.
35. Категоризация как один из процессов социального познания.
38. Предрассудки – природа и источники.
40. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела, основные постулаты и концепты.
42. Ингруппа и аутгруппа. Феномен межгрупповой дифференциации.
44. Теория социального доминирования, основные постулаты.
46. Авторитаризм как социально-психологический феномен. Авторитаризм правого толка.
38. Предрассудки – природа и источники.
Предрассудок - это отрицательное или враждебное отношение к той или иной группе людей, основанное на обобщениях и неполной или искаженной информации.
Источники:
Социальные – неравенство статусов (предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках находятся богатство и власть.;
- гендерные (если женщины в основном ухаживают за маленькими детьми, напрашивается мысль, что заботливость присуща им от природы. А если мужчины занимаются бизнесом, охотой и воюют, удобно предположить, что они - агрессивные, независимые, отчаянные искатели приключений);
- религия;
- дискриминация (расовые предрассудки).
Эмоциональные: фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения» (например,число людеи̌, с предубеждением относящихся к иммигрантам, росло и падало вместе с уровнем безработицы).
Когнитивные: - категоризация - разбивка различных объектов окружающего мира по группам. Все мы склонны классифицировать людей - это облегчает нам их понимание. Если люди, входящие в группу, похожи, мы с минимальным усилием можем получить нужную нам информацию о представителях этой группы;
-восприятие сходств и различий-оценивая людей, принадлежащих к определенным группам,(атлетов, режиссеров, профессоров математики и пр.), мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами.
Многие стереотипы возникают скорее не из злого умысла, а от нашего желания упростить чересчур сложную социальную жизнь. Их можно сравнить с иллюзиями восприятия — побочным продуктом способности интерпретировать окружающий мир.
Люди чаще всего полагаются на стереотипы:
- в условиях дефицита времени
- при эмоциональном возбуждении
- в незрелые годы, когда человек еще не научился хорошо разбираться в людях В современном мире действенным способом категоризации
40. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела, основные постулаты и концепты.
Социальная идентичность – в наиболее общем виде характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.)
Социальная идентичность:
-
знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе -
эмоциональная значимость группового членства
Осознание собственной идентичности:
-
социальная категоризация (группировка личностей) -
социальная идентификация (процесс помещения себя в ту или иную категорию) -
социальная идентичность (итог – полное социальное отождествление себя)
Формирование социальной идентичности происходит посредством трех шагов: – 1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида. То есть индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (например, определяет себя как мужчину или женщину, как человека определенной национальности, вероисповедания и т. п.);
2) социальная идентификация – процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, т. е. усваивает нормы и стереотипы поведения, свойственные группам членства;
3) социальная идентичность – получение некоторого итога – полного социального отождествления индивида, т. е. приписывание себе усвоенных норм и стереотипов своих социальных групп таким образом, что они становятся внутренними регуляторами социального поведения индивида
Г. Тэджфел приходит к следующим выводам:
а) индивиду свойственно стремление к положительной Я-концепции (к позитивной идентичности);
б) достигается это через категоризацию социального мира и идентификацию себя с определенными категориями, за счет которых индивид получает свою социальную идентичность как составляющую Я-концепции;
в) группы, к которым индивид себя приписал, в свою очередь должны обеспечивать положительный вклад в Я-концепцию, и это будет вызывать процесс дифференцирования категории членства от других категорий;
г) дифференцирование происходит при помощи процесса сравнения собственной группы с другими по предпочтительным для ингруппы измерениям;
д) предыдущие процессы приводят к тому, что группы будут всегда искать положительные отличия и стремиться увеличить их, проявляя фаворитизм по отношению к группе членства
Явление, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригрупповой фаворитизм. Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации). По мнению Г. Тэджфела внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповых отношений.
(из ее презентации Ингрупповой фаворитизм (Г.Теджфел) – социально-психологический феномен, заключающийся в тенденции содействовать членам своей группы в противовес другой группе, включает в себя более позитивные оценки членов ингруппы, влияет на социальную перцепцию (предпочтение мнений, суждений, установок, оценок и тд членов «своей» группы).
Основной механизм – социальная идентичность (поддержка позитивной оценки ингруппы за счет противопоставления аутгруппе). Когда статусные различия между группами признаются справедливыми, степень ингруппового фаворитизма выражена незначительно (Дж.Тернер и Р.Броун). На фоне глубоких объективных противоречий ингрупповой фаворитизм чреват деструктивными социальными последствиями. Конфликты порождают напряженность, предубежденность и усиливают степень ингруппового фаворитизма. Может не проявляться при существовании надгрупповых целей и ценностей.)
42. Ингруппа и аутгруппа. Феномен межгрупповой дифференциации.
Группа – когнитивная реальность, значимая для индивида в данный момент (Г.Тэджфел)
Компоненты групповой общности:
-
Когнитивный (осознание принадлежности к группе) -
Ценностный (положительная или отрицательная оценка этого факта) -
Эмоциональный (переживание факта принадлежности, эмоциональная оценка)
Ингруппа – мы-группа, группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности
Аутгруппа – социальная группа, по отношению к которой индивид не испытывает чувство идентичности, испытывает к ней недоверие/враждебность
Межгрупповое общение – взаимодействие между различными группами, при котором каждый индивид является носителем коллективного содержания
(по Г. Тэджфелу: индивидуальное поведение индивидов разворачивается по логике межгруппового; единообразие, унифицированность поведения людей как представителей группы)
Стереотипы, предрассудки и межгрупповые эмоции порождают межгрупповую дифференциацию — различие в оценке ингруппы и аутгруппы.
Межгрупповая дифференциация – различия в оценке ингруппы и аутгруппы; различия в обработке информации, эмоциях и поведении по отношению к ингруппе и аутгруппе
Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:
-
внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы); -
межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.
44. Теория социального доминирования, основные постулаты.
Теория социального доминирования была предложена американскими психологами Фелисией Пратто и Джимом Сиданиусом.
Основные постулаты теории:
-
Человеческое общество построено по иерархическому принципу. -
Чем выше уровень сообществ в иерархии, тем больше их ресурсы и возможности -
Социальная иерархия строится вокруг трех измерений: пола, возраста, важных для биологического выживания и «случайных» оснований (этническая и расовая принадлежность, социально-экономический статус, политические или религиозные предпочтения), связанных с ценностями и образом жизни. -
Общества различаются как по доминирующим основаниям иерархии, так и по ее устойчивости.
Социальная иерархия возникла в ходе эволюции как условие, необходимое для выживания биологического вида.
1. В современном мире некоторые основания иерархии воспроизводятся благодаря наличию мифов и социальных институтов, которые усиливают и ослабляют иерархию.
2. Мифы — распространенные в обществе системы представлений, затрагивающие социальную иерархию. Их можно разделить на усиливающие групповую иерархию и ослабляющие ее. Усиливающие дают интеллектуальное и моральное оправдание существующему неравенству, ослабляющие – отражают необходимость равенства. Аналогично работают социальные институты.
3. Под воздействием мифов и социальных институтов у людей формируется ориентация на социальное доминирование — отношение человека к существующей в обществе социальной иерархии, доминированию одних групп над другими.
Люди различаются по степени выраженности у них ориентации на социальное доминирование. Так люди, которые поддерживают существование неравенства в возможностях между группами, обладают высоким уровнем ориентации на социальное доминирование. В тоже время люди, у которых низкий уровень ориентации на социальное доминирование не поддерживают идею того