Файл: Учебное пособие Издво Алтгту барнаул 2007 ббк 75. 812. 6 я73.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы географии туризма
1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения
1.2 Классификация видов туризма
1.5 Рекреационное районирование
1.6 Туристско-рекреационное зонирование
1.7 Туристские районы и центры
Вопросы к разделам первой главы
2 Рекреационные ресурсы и туризм России
2.1 Рекреационные районы Европейского севера России
2.2 Рекреационные районы центра России
2.3 Рекреационные районы юга Европейской России
2.4 Рекреационные районы азиатской РоссиИ
Негативное влияние природных фактороврассматривается в связи с различными природными отклонениями. Например, дождливое лето на морском курорте или бесснежная зима на горнолыжном курорте могут сильно повлиять на туристскую активность. Зимний сезон 2006-2007 гг. явился самым теплым за всю историю климатических наблюдений. В результате многие Европейские горнолыжные курорты не работали большую часть сезона. Наиболее значительный ущерб развитию туризма наносят природные катаклизмы: наводнения, цунами, землетрясения, ураганные ветры, пожары и т. п. Все это не только разрушает инфраструктуру, но и нарушает экологию данной местности, что может надолго вывести ее из региона туристской активности. Различные промышленные аварии также препятствуют развитию туризма, поскольку нарушают экологию региона (к примеру, кораблекрушение, повлекшее разлив большого количества топлива). В настоящее время экология играет важную роль в развитии международного туризма.
Кроме рассмотренных глобальных факторов существует множество других ограничений, которые являются производными от этих факторов и также отрицательно влияют на производственную активность предприятий туриндустрии, препятствуя повышению эффективности их функционирования. Эти ограничения можно классифицировать следующим образом:
- ограничения в туристском спросе: любая организация, предлагающая свои товары и услуги туристам, ограничена в своей производственной активности по удовлетворению спроса клиентов, так как этот спрос связан с экономическими возможностями туристов по покупке товаров;
- ограничения в туристском предложении: они связаны с наличием необходимых туристских ресурсов. Среди всех ресурсов наиболее важными, пожалуй, являются природные ресурсы. Это легко увидеть при исследовании географического распределения регионов в целом. Очевидно, что одни туристские регионы более привлекательны для туристов, чем другие;
- ограничения, касающиеся экологии: они обычно связаны с загрязнением окружающей среды. Это относится к определенным регионам, в которых собирается много туристов, наносящих вред окружающей среде (разбивают кемпинги в запрещенных местах, разводят костры, оставляют мусор и т.д.). В связи с этим на посещение данной дестинации может быть введено ограничение;
- ограничения во времени: свободное время, которое находится в распоряжении каждого туриста, автоматически создает определенные ограничения относительно того, чем он может его заполнить. Сравнительно короткий период туристской активности оказывает негативное влияние на производственную активность туристской компании и, следовательно, снижает возможность увеличения прибыли. Это также снижает объем туристского оборота, получаемого государством от использования природных ресурсов страны;
- юридические ограничения: например, законы по защите окружающей среды, по строительству, законы, определяющие различные зоны развития туризма и т.д.;
- ограничения из-за отсутствия знаний: многие виды деятельности в туризме ограничены, из-за недостатка у бизнесменов специфических знаний в области туризма Они неохотно идут на риск в той области, которая им незнакома. Точно такая же ситуация возникает в деятельности государства в отношении туризма, когда необходимо решить ту или иную проблему, а знаний у лиц, принимающих решение, недостаточно;
-
ограничения из-за недостатка ресурсов: ограничения существуют не только в отношении природных ресурсов, но и в отношении ресурсов, на которых основана деятельность туристской индустрии. К подобным ресурсам относятся, например, денежный капитал, специализированный персонал, гостиницы, рестораны, транспорт и т.д. Ограниченность подобных ресурсов снижает возможность удовлетворения потребностей и пожеланий туристов.
Без сомнения можно сказать, что помимо вышеперечисленных факторов существует множество менее значительных ограничений. Необходимо подчеркнуть, что различные лимитирующие факторы могут сочетаться между собой и создавать новые комплексы ограничений в туризме [20].
Кроме вышеперечисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, многие ученые согласны с тем, что чрезвычайно важное значение имеют факторы предпринимательства и информатики. Первый определяет свойства самого человека. Предприниматель характеризуется двумя важными особенностями: инновации и риск.
Второй, фактор информационный, в современном обществе во многом является решающим при выборе места отдыха. На человека в наше время обрушивается огромный поток информации (только одной рекламы). В результате информация, которую получает человек, не только позволяет судить ему о рекреационных ресурсах того или иного региона, но и определяет выбор человека. В конечном итоге от оптимального информационного потока о туристском регионе в странах донорах будет зависеть его успех. Для устойчивого развития туризма необходимо оптимальное сочетание основных и дополнительных факторов (рис. 1).
Факторы развития туризма в регионе | |
Основные факторы | Дополнительные факторы |
природные (экологические) | предпринимательство |
социально-культурные | |
экономические | информационный |
политические |
Рис. 1. Факторы, определяющие развитие туризма
1.4 Рекреационный потенциал
Понятие «потенциал» широко используется в научной литературе и в практике. Однако, в разных источниках его содержание трактуется по-разному: совокупность, мощность, возможность, производительность, предпосылки.
Слово «потенциал» происходит от латинского слова potentia, означающего силу, мощь и подразумевает совокупность имеющихся средств и возможностей в какой-либо области. Таким образом, потенциалом является не то, что выявлено, а то, что есть в скрытом виде и может быть проявлено при определенных условиях.
Большая Советская Энциклопедия определяет потенциал как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Э.Б. Алаев [1] в понятийно-терминологическом словаре по экономической географии определяет потенциал территории как «отношение между фактической и предельной (предельно допустимой) плотностями при изменяющихся условиях (с учетом дополнительных затрат, организационных мероприятий, открытия новых ресурсов, технического прогресса и т.д.); образно говоря, потенциал - это возможность, реализация которой требует нестандартного подхода, дополнительного условия.
Определение возможностей развития туристско-рекреационного хозяйства на определенной территории основано на комплексном изучении ряда элементов потенциала. Наиболее важными среди них являются: природные, культурно-исторические, экономико-географиче-ские и социально-экономические.
Рекреационный потенциал территории – «это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности» [19], главной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы.
Рекреационный потенциал может исследоваться и оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д. Для этого необходимо изучить все предпосылки рекреационного развития. На основе покомпонентного анализа и обобщения можно представить комплексный рекреационный потенциал. Изучение рекреационного потенциала представляет значительную сложность, т.к. его оценка часто оказывается субъективной, изменчивой в пространстве и времени. Один и тот же ресурс может быть оценен совершенно по-разному представителями стран с разной культурой. Рекреационный потенциал зависит от социо-культурного образования, в пределах которого он находится [22].
Часто на оценку рекреационного потенциала влияет наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Например, такие объекты, как оз. Байкал, гора Белуха, город. Санкт- Петербург значительно повышают рекреационный потенциал территории своей уникальностью.
Термин «потенциал», при всей его близости к термину «ресурс», отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений. Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определена. Так, например, лесные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью. Если же мы говорим о рекреационном потенциале территории и оцениваем при этом его лесной компонент, то сразу подразумеваем именно те свойства, которые существенны для их туристского использования. Третье отличие – при описании потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагается и оценка этого потенциала с помощью сравнения с потенциалом другого объекта.
1.5 Рекреационное районирование
Важным в исследовании туризма любой территории является проблема районирования. Этому вопросу посвящены труды многих ученых географов: Б. Н. Лиханова, B. C. Преображенского; Е. А. Котлярова; И. В. Зорина; Ю. П. Супруненко; В. М. Котлякова и др.
Районирование - это выделение и изучение территориальных систем, имеет два аспекта: гносеологический и прикладной. Первый связан с познанием, изучением территории, второй – с ее организацией. Эти исследования в значительной степени определили границы системы географических наук в целом. Любые географические исследования проводятся в пределах определенного пространства. В большинстве случаев итогом работы является районирование территории.
Районирование - это процесс объективный, который длится на протяжении столетий в рамках освоения территории [22].
В системе географических наук развиваются два основных направления районирования - физико - и экономико-географическое. Задачи этих направлений - выявление природных и социально-экономических территориальных систем, а также определение их пространственного положения. Н.Н. Баранский указывал, что взаимосвязи между двумя