Файл: Содержание Введение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее значительно ПИИ выросли во II квартале 2001 г., составив 1,5 млрд. долларов – самое высокое значение за два года.

В первом полугодии 2001 г. выросло и изъятие ранее осуществленных прямых инвестиций, о чем свидетельствуют данные платежного баланса13. Чистые вложения иностранцев в Россию составили в первой половине 2001 г. 1,2 млрд долларов, что на 16 % больше, чем аналогичные период 2000 г. Разница между динамикой чистых и валовых ПИИ может быть обусловлена незначительным интересом иностранных компаний к проектам в России вследствие отсутствия стабильных экономических и правовых условия для ведения бизнеса, а также невысокими темпами проведения преобразований.
Рис. 4.

Согласно данным платежного баланса, прирост участия иностранных компаний в российской экономике в 2000 г. по сравнению с 1999 г. уменьшился.
Т а б л и ц а 7.





1997

1998

1999

2000

2001 (1-я пол.)

Чистый приток ПИИ по данным платежного баланса

4,9

2,8

3,3

2,7

1,2

Приток ПИИ по данным Госкомстата

5,3

3,4

4,3

4,4

2,5

Изъятия ранее осуществленных инвестиций иностранными компаниями

0,5

0,6

1,0

1,7

1,3


К числу факторов, которые оказывают неоднозначное влияние на приток ПИИ в Россию, можно отнести замедление экономического роста во всем мире в 2001 г. и, в частности, значительное замедление роста в США. В связи с этим прибыли американских компаний сокращаются, что отражается на объемах инвестиций в собственное развитие. Часть компаний может свернуть свои высокорисковые инвестиционные проекты в России и других развивающихся странах. Напротив, некоторые компании могут переориентировать свою деятельность с внутреннего, депрессивного рынка на внешний, в результате чего инвестиции таких компаний внутри США будут сокращаться
, а в другие страны – расти. Это касается, прежде всего, транснациональных корпораций, международные операции которых не уступают по масштабам операциям на внутренних рынках.

Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций среди стран с формирующейся рыночной экономикой в соответствии с прогнозом, приведенным ЮНКТАД14, будут оставаться Бразилия, Аргентина (однако, после последних событий в этой стране данное утверждение должно быть пересмотрено) и Мексика. В Восточной Европе такими странами будут оставаться Польша и Чехия.

Можно ожидать роста ПИИ в Россию из Германии.

В I квартале 2001 г. начал реализовываться принцип "одного окна" для иностранных инвесторов, осуществляющих вложения на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Он заключается в делегировании полномочий различных министерств, на основании которых те осуществляли деятельность по регулированию отношений, возникающих в ходе реализации СРП, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. В настоящее время объем инвестиций в эти проекты невелик и составляет около 1,5 млрд. долларов, основная доля которых приходится на проект "Сахалин-2". Все больше иностранных компаний, участвующих в проектах по добыче нефти и газа в России, высказывают намерение инвестировать в проекты, реализуемые на условиях СРП, что позволяет рассчитывать на рост прямых иностранных инвестиций в эти проекты в последующие годы.

Улучшение отношений между Россией и новой администрацией США ещё не дает уверенности в том, что будут созданы условия для долгосрочного благоприятного экономического сотрудничества этих стран, принимая решение об участии в капитале компаний страны, руководствуются прежде всего оценками прибыльности проекта и собственными соглашениями с властями страны или региона.
В таблице 8 приведены доли ( в процентах), которые составляют ПИИ в ВВП в странах, конкурирующих с Россией за привлечение ПИИ15.
Таблица 8.


Страна

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Польша

1,9

2,9

3,1

3,4

4,0

-

Чехия

2,2

4,9

2,5

2,4

4,9

9,6

Китай

6,2

5,1

4,9

4,9

4,5

3,9

Индия

0,3

0,6

0,6

0,9

0,6

-

Бразилия

0,6

0,7

1,4

2,5

4,1

-

Россия

0,2

0,6

0,6

1,1

1,0

1,8

США

0,7

0,8

1,1

1,3

2,2

3,1



Высокие экономические риски вложений в российскую экономику ставят Россию в ряд стран, вложения в которые должны быть высокорентабельными – такими же рентабельными, как, например вложения в венчурные компании. Такие инвестиции могут позволить себе только те иностранные корпорации, стратегия которых базируется на значительной диверсификации рынков ресурсов и рынков сбыта, каковыми являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Эти ТНК осуществляют инвестиции в высокодоходные проекты на территории России, выигрывая в жесткой конкурентной борьбе с национальными компаниями. Прирост эффективности благодаря иностранным инвестициям, осуществляемым таким образом, может оказаться незначительным. А из-за небольшого числа высокоприбыльных крупных проектов приток ПИИ оказывается незначительным и не в состоянии обеспечить рост внутренних инвестиций и, как следствие, экономический рост.

Растущий объем трансграничных слияний и поглощений в мире накладывает свой отпечаток на способ осуществления прямых иностранных инвестиций, особенно в развивающихся странах. Покупка предприятия становится основным способом осуществления ПИИ. Это вызвано, прежде всего, характерной для развивающихся стран слабостью законов, обеспечивающих права владельцев акций предприятия и свободу осуществления этих прав в отношении менеджмента предприятия.

Вместе с тем, указанный способ привлечения ПИИ может быть неприемлем для России, так как недавние попытки враждебных поглощений (обеспеченные, как правило, национальным капиталом) получили очень широкий отрицательный резонанс в обществе. Операции по покупке российских компаний с последующей значительной реорганизацией их деятельности и неизбежным в таких случаях увольнениями работников, проводимые иностранными инвесторами, могут осложнить участие иностранных инвесторов в российской экономике.

Приток ПИИ в Россию будет оставаться относительно низким, пока идут экономические реформы, поскольку для иностранного инвестора самое главное в законодательстве – это стабильность. Однако значительный приток ПИИ тем более невозможен, если реформирование российской экономики проводиться не будет, поскольку в настоящий момент в России существуют довольно высокие экономические риски. Поставленные правительством цели по достижению значительного притока ПИИ будут достигнуты, если будут окончательно приняты Налоговый и Таможенный кодексы, проведена реформа бухгалтерского учета, обеспечены права акционеров, реформирована банковская система, решен вопрос собственности на землю, урегулирована внешняя задолженность и при этом обеспечен рост ВВП. В таком случае через один-два года стабильной работы всех вновь принятых законов возможен значительный приток ПИИ в Россию – примерно 5-6 % ВВП (или около 15 млрд. долларов ежегодно).




2.3. Инвестиции в транспортный комплекс России



Так как транспорт в настоящее время играет для нашего Южно-российского региона в целом и Краснодарского края в частности одну из главенствующих экономических, политических и стратегических ролей, то инвестиции в эту отрасль народного хозяйства имеют важнейшее значение для данного региона. Следовательно от качественной и количественной составляющей инвестиционной деятельности на транспорте РФ будет непосредственно зависеть экономическое благосостояние нашего края и ЮФО16.

Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе ведется на основе федеральных целевых программ: “Возрождение торгового флота России”, “Внутренние водные пути России”, “Мировой океан”, “Повышение безопасности дорожного движения”, “Развитие производства городских автобусов, троллейбусов и трамваев в Российской Федерации”, “Использование глобальной спутниковой навигационной системы “ГЛОНАСС” в интересах гражданских потребителей”.

Модернизация транспортной системы России рассчитана на 2 этапа: I-й этап – 2002-2005 гг., II-й этап – 2006-2010 гг.
Анализ инвестиционной ситуации в 1999 году показывает, что из общего объема инвестиций собственные средства организаций транспортного комплекса составили 5172,7 млн. рублей (56 %), местный бюджет – 2787,3 млн. рублей (30 %), федеральный бюджет - 264,3 млн. рублей (3 %), кредиты банков и внебюджетные фонды - 1040,8 млн. рублей (11 %). Кроме того, были привлечены иностранные инвестиции в сумме 331,24 млн. долларов США.

Наибольший рост развития производственной сферы достигнут на морском и горэлектротранспорте. В то же время, снижены объемы инвестиций на автомобильном транспорте и метрополитене.

В 1999 году финансирование государственных инвестиций проводилось на достаточно высоком уровне. Объем выполненных работ по стройкам, финансируемым из федерального бюджета, составил 264,3 млн. рублей (77 млн. рублей - морской транспорт