Файл: Содержание Введение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инвестиции влияют на экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Более важное значение имеет их эффективность.

Такую форму поддержки инвестиций, как государственные кредиты и финансирование, сложно отличить от общих субсидий или кредитов на повышение ликвидности. Около 25 % расходов региональных бюджетов представляют собой субсидии и около 10 % используются на инвестиции. В это бюджетное финансирование включены довольно значительные бартерные операции, зачеты долгов и прочие немонетарные трансакции. Некоторые регионы финансировали фонды развития при помощи векселей и кредитов или же за счет инициированных регионами бартерных операций.


Теперь перейдем к практической части региональных инвестиций, и рассмотрим этот вопрос, используя аналитические данные различных исследовательских организаций.
Рейтинговое агентство "ЭкспертРА" завершив очередное ежегодное исследование инвестиционного климата в России, подготовило шестой ежегодный "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" (2000 год).

Несмотря на впечатляющий промышленный рост, долгожданный "инвестиционный бум" пока так и не состоялся. Объемы инвестиций явно недостаточны для осуществления структурной перестройки экономики и обновления вконец изношенного оборудования. А это чревато тем, что экономический потенциал регионов так и не будет реализован;
За период после 1998 года явно улучшился инвестиционный климат лишь в 13 регионах, ухудшился - в 31. Негативные тенденции наиболее характерны для регионов традиционного экономического ядра - Центра, Урала и Поволжья. В условиях дефицита инвестиций повышается значимость инвестиционного климата территории. Наиболее чутко реагируют на малейшие изменения рейтинга иностранные инвесторы. Результаты региональных выборов убедительно продемонстрировали взаимосвязь стабильности региональной власти, характера инвестиционного климата и тенденций в его изменении. Результаты рейтинга показывают, что, несмотря на оживление в российской промышленности, "инвестиционного бума" в регионах так и не произошло.

В целом, после кризиса 1998 года по настоящее время индекс инвестиционного риска вырос в 59 регионах и снизился в 30, при этом инвестиционный потенциал увеличился в 41 регионе, а снизился - в 48. В десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску, в этом году вошли Москва, Московская область, Татарстан и
Краснодарский край. Список регионов с наименьшим риском потери инвестиций и дохода от них впервые возглавила Новгородская область.

В прошедшем году улучшения инвестиционного климата добились Тамбовская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, республика северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Краснодарский край, Эвенкийский автономный округ. В то же время, инвестиционный климат ухудшился в таких крупных регионах, как Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области и др.

По всем видам потенциала, кроме природно-ресурсного, первенство принадлежит Москве. Ее доля в общероссийском потенциале составляет от 8 % (по производственному потенциалу) до 40 % (по институциональному). Кроме того, на ее долю пришлась треть из общего объема привлеченных прямых инвестиций (всего 4,4 млн. долларов). По сравнению с 1999 годом ( 783 млн. долларов ) приток ПИИ в Москву увеличился в 1,9 раза и составил 1 473 млн. долларов.

По материалам журнала "Эксперт", который в начале 2001 г. изучал инвестиционный потенциал регионов РФ, выявляется следующая картина.

Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России - Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская, включает в число лидеров Калининградская и Ярославская области.

Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).

Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным

инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург.
По оценке экономическихоргановсубъектовРФ, рост инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001 года по сравнению с 1 кварталом 2000 года характерен для всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (сохранился уровень 1 квартала 2000 г.), а также для большинства регионов. Более высокие темпы роста инвестиций отмечены в Уральском (119 %) и Центральном (113.5 %) федеральных округах.
Таблица 9.
Темпы роста инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001г.

по федеральным округам

(в % к 1 кварталу 2000 г.)


ПРИМЕЧАНИЕ: "С.-З." – Северо-Западный регион РФ; "Юж." – Южный; "ДВ," – Дальневосточный.


Т а б л и ц а 10.
По данным Министерства экономического развития и торговли России:

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
в I полугодии 2001 года составили

тысяч долларов США

 

Поступило

В том числе инвестиции

всего

в %
к итогу


прямые

портфельные

прочие

Российская Федерация, млн. долларов США

6684

100

2509

238

3937

Центральный федеральный округ

3253213

48,7

1273212

184953

1795048

Белгородская область

15503

0,2

5998

-

9505

Брянская область

1686

0,0

807

876

3

Владимирская область

5041

0,1

633

1277

3131

Воронежская область

12056

0,2

7496

514

4046

Ивановская область

169

0,0

169

-

-

Калужская область

20742

0,3

20732

-

10

Костромская область

212

0,0

212

-

-

Курская область

22901

0,4

2194

20681

26

Липецкая область

81533

1,2

447

81086

-

Московская область

86604

1,3

76678

62

9864

Орловская область

6111

0,1

5591

-

520

Рязанская область

786

0,0

786

-

-

Смоленская область

5675

0,1

5

-

5670

Тамбовская область

9328

0,2

9211

47

70

Тверская область

3270

0,0

612

-

2658

Тульская область

30003

0,5

13579

-

16424

Ярославская область

8725

0,1

3742

243

4740

г. Москва

2942868

44,0

1124320

80167

1738381

Северо-Западный федеральный округ

809974

12,1

220610

13058

576306

Республика Карелия

35784

0,5

31316

441

4027

Республика Коми

34920

0,5

9898

-

25022

Архангельская область

17890

0,3

787

7483

9620

в том числе Ненецкий авт. округ

-

-

-

-

-

Вологодская область

17956

0,3

13

51

17892

Калининградская область

14487

0,2

1347

-

13140

Ленинградская область

155562

2,3

114642

1

40919

Мурманская область

4117

0,1

45

95

3977

Новгородская область

19321

0,3

8512

152

10657

Псковская область

490

0,0

433

-

57

г. Санкт-Петербург

509447

7,6

53617

4835

450995

Южный федеральный округ

516231

7,7

420091

1393

94747

Республика Адыгея

958

0,0

900

-

58

Республика Дагестан

-

-

-

-

-

Республика Ингушетия

-

-

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

-

-

-

-

-

Республика Калмыкия

-

-

-

-

-

Карачаево-Черкесская Республика

-

-

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

-

-

-

-

-

Чеченская Республика

-

-

-

-

-

Краснодарский край

407086

6,1

374177

-

32909

Ставропольский край

16917

0,3

14317

1393

1207

Астраханская область

809

0,0

548

-

261

Волгоградская область

41329

0,6

15487

-

25842

Ростовская область

49132

0,7

14662

-

34470

Приволжский федеральный округ

442471

6,6

156967

1883

283621

Республика Башкортостан

1324

0,0

1300

-

24

Республика Марий Эл

-

-

-

-

-

Республика Мордовия

923

0,0

-

-

923

Республика Татарстан

175387

2,6

8285

-

167102

Удмуртская Республика

2770

0,1

55

79

2636

Чувашская Республика

123

0,0

123

-

-

Кировская область

926

0,0

325

521

80

Нижегородская область

10394

0,2

10008

378

8

Оренбургская область

82001

1,2

79047

115

2839

Пензенская область

872

0,0

11

-

861

Пермская область

33001

0,5

23263

14

9724

в том числе Коми-Пермяцкий авт. округ

600

0,0

600

-

-

Самарская область

127998

1,9

33881

-

94117

Саратовская область

6735

0,1

652

776

5307

Ульяновская область

17

0,0

17

-

-

Уральский федеральный округ

774725

11,6

142289

198

632238

Курганская область

198

0,0

-

198

-

Свердловская область

270322

4,0

55418

-

214904

Тюменская область

123972

1,9

71839

-

52133

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ

74854

1,1

22721

-

52133

Ямало-Ненецкий авт. округ

40778

0,6

40778

-

-

Челябинская область

380233

5,7

15032

-

365201

Сибирский федеральный округ

504098

7,6

97309

35727

371062

Республика Алтай

-

-

-

-

-

Республика Бурятия

-

-

-

-

-

Республика Тыва

-

-

-

-

-

Республика Хакасия

80

0,0

80

-

-

Алтайский край

1003

0,0

1002

1

-

Красноярский край

10363

0,2

-

-

10363

в том числе:

Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ

-

-

-

-

-

Эвенкийский авт. округ

-

-

-

-

-

Иркутская область

62805

1,0

6127

35409

21269

в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт. округ

-

-

-

-

-

Кемеровская область

15896

0,2

2806

-

13090

Новосибирская область

88637

1,3

82642

60

5935

Омская область

314148

4,7

4132

257

309759

Томская область

7441

0,1

450

-

6991

Читинская область

3725

0,1

70

-

3655

в том числе Агинский Бурятский авт. округ

-

-

-

-

-

Дальневосточный федеральный округ

383718

5,7

198675

1219

183824

Республика Саха (Якутия)

106361

1,6

578

-

105783

Приморский край

63797

1,0

43050

1219

19528

Хабаровский край

10188

0,1

5686

-

4502

Амурская область

-

-

-

-

-

Камчатская область

29927

0,4

284

-

29643

в том числе Корякский авт. округ

2900

0,0

-

-

2900

Магаданская область

19959

0,3

3053

-

16906

Сахалинская область

153478

2,3

146017

-

7461

Еврейская авт. область

8

0,0

8

-

-

Чукотский авт. округ

-

-

-

-

-

1) Данные представлены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.




2.5. Состояние иностранных инвестиций в экономике Краснодарского края.


От общего рассмотрения регионального инвестиционного климата РФ необходимо перейти к конкретному региону, в котором имеются широкие возможности для развития инвестиций, как внутренних, так и внешних (в т.ч. иностранных), таким субъектом, на наш взгляд, является Краснодарский край.

Стоит отметить, что инвестиционный климат каждого субъекта РФ зависит от объективных возможностей ("инвестиционного потенциала") и конкретных условий деятельности ("инвестиционного риска")17. Первый учитывает основные макроэкономические характеристики региона и складывается из восьми частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского.

Решающим фактором успешности привлечения иностранных инвестиций в регион становятся усилия местных властей по подготовке промышленных предприятий квалифицированными кадрами. Такая подготовка широко проводится и в Краснодарском крае. Существует краевая программа обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в рамках реализации закона Краснодарского края от 24.03.99 г. № 166-К3 "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".

Регионы такой огромной страны, как Россия, обладают значительной спецификой хозяйственных и социальных проблем и задач развития. Во взаимоотношениях с внешним миром растет активность предприятий областей, краев, республик РФ. Местные органы власти нуждаются в квалифицированных и детальных экономических исследованиях, программах, концепциях развития своей экономики, увязанных одновременно с общероссийскими приоритетами и направлениями экономической политики, тенденциями развития микрохозяйственных процессов. Характерным примером может служить Краснодарский край.
По многим показателям, а также как видно из данных Министерства экономического развития и торговли России (таблица 10), Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест по инвестиционной привлекательности и входит в группу регионов России с "высоким потенциалом и незначительным риском", однако, для