Файл: Содержание Введение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура
2.1. Современное состояние инвестиций в России
2.2. Иностранные инвестиции и инвестиционный климат в России за 2000-2001 годы
2.3. Инвестиции в транспортный комплекс России
2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ
2.5. Состояние иностранных инвестиций в экономике Краснодарского края.
Инвестиции влияют на экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Более важное значение имеет их эффективность.
Такую форму поддержки инвестиций, как государственные кредиты и финансирование, сложно отличить от общих субсидий или кредитов на повышение ликвидности. Около 25 % расходов региональных бюджетов представляют собой субсидии и около 10 % используются на инвестиции. В это бюджетное финансирование включены довольно значительные бартерные операции, зачеты долгов и прочие немонетарные трансакции. Некоторые регионы финансировали фонды развития при помощи векселей и кредитов или же за счет инициированных регионами бартерных операций.
Теперь перейдем к практической части региональных инвестиций, и рассмотрим этот вопрос, используя аналитические данные различных исследовательских организаций.
Рейтинговое агентство "ЭкспертРА" завершив очередное ежегодное исследование инвестиционного климата в России, подготовило шестой ежегодный "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" (2000 год).
Несмотря на впечатляющий промышленный рост, долгожданный "инвестиционный бум" пока так и не состоялся. Объемы инвестиций явно недостаточны для осуществления структурной перестройки экономики и обновления вконец изношенного оборудования. А это чревато тем, что экономический потенциал регионов так и не будет реализован;
За период после 1998 года явно улучшился инвестиционный климат лишь в 13 регионах, ухудшился - в 31. Негативные тенденции наиболее характерны для регионов традиционного экономического ядра - Центра, Урала и Поволжья. В условиях дефицита инвестиций повышается значимость инвестиционного климата территории. Наиболее чутко реагируют на малейшие изменения рейтинга иностранные инвесторы. Результаты региональных выборов убедительно продемонстрировали взаимосвязь стабильности региональной власти, характера инвестиционного климата и тенденций в его изменении. Результаты рейтинга показывают, что, несмотря на оживление в российской промышленности, "инвестиционного бума" в регионах так и не произошло.
В целом, после кризиса 1998 года по настоящее время индекс инвестиционного риска вырос в 59 регионах и снизился в 30, при этом инвестиционный потенциал увеличился в 41 регионе, а снизился - в 48. В десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску, в этом году вошли Москва, Московская область, Татарстан и
Краснодарский край. Список регионов с наименьшим риском потери инвестиций и дохода от них впервые возглавила Новгородская область.
В прошедшем году улучшения инвестиционного климата добились Тамбовская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, республика северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Краснодарский край, Эвенкийский автономный округ. В то же время, инвестиционный климат ухудшился в таких крупных регионах, как Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области и др.
По всем видам потенциала, кроме природно-ресурсного, первенство принадлежит Москве. Ее доля в общероссийском потенциале составляет от 8 % (по производственному потенциалу) до 40 % (по институциональному). Кроме того, на ее долю пришлась треть из общего объема привлеченных прямых инвестиций (всего 4,4 млн. долларов). По сравнению с 1999 годом ( 783 млн. долларов ) приток ПИИ в Москву увеличился в 1,9 раза и составил 1 473 млн. долларов.
По материалам журнала "Эксперт", который в начале 2001 г. изучал инвестиционный потенциал регионов РФ, выявляется следующая картина.
Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России - Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская, включает в число лидеров Калининградская и Ярославская области.
Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).
Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным
инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург.
По оценке экономическихоргановсубъектовРФ, рост инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001 года по сравнению с 1 кварталом 2000 года характерен для всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (сохранился уровень 1 квартала 2000 г.), а также для большинства регионов. Более высокие темпы роста инвестиций отмечены в Уральском (119 %) и Центральном (113.5 %) федеральных округах.
Таблица 9.
Темпы роста инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001г.
по федеральным округам
(в % к 1 кварталу 2000 г.)
ПРИМЕЧАНИЕ: "С.-З." – Северо-Западный регион РФ; "Юж." – Южный; "ДВ," – Дальневосточный.
Т а б л и ц а 10.
По данным Министерства экономического развития и торговли России:
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
в I полугодии 2001 года составили
тысяч долларов США
От общего рассмотрения регионального инвестиционного климата РФ необходимо перейти к конкретному региону, в котором имеются широкие возможности для развития инвестиций, как внутренних, так и внешних (в т.ч. иностранных), таким субъектом, на наш взгляд, является Краснодарский край.
Стоит отметить, что инвестиционный климат каждого субъекта РФ зависит от объективных возможностей ("инвестиционного потенциала") и конкретных условий деятельности ("инвестиционного риска")17. Первый учитывает основные макроэкономические характеристики региона и складывается из восьми частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского.
Решающим фактором успешности привлечения иностранных инвестиций в регион становятся усилия местных властей по подготовке промышленных предприятий квалифицированными кадрами. Такая подготовка широко проводится и в Краснодарском крае. Существует краевая программа обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в рамках реализации закона Краснодарского края от 24.03.99 г. № 166-К3 "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".
Регионы такой огромной страны, как Россия, обладают значительной спецификой хозяйственных и социальных проблем и задач развития. Во взаимоотношениях с внешним миром растет активность предприятий областей, краев, республик РФ. Местные органы власти нуждаются в квалифицированных и детальных экономических исследованиях, программах, концепциях развития своей экономики, увязанных одновременно с общероссийскими приоритетами и направлениями экономической политики, тенденциями развития микрохозяйственных процессов. Характерным примером может служить Краснодарский край.
По многим показателям, а также как видно из данных Министерства экономического развития и торговли России (таблица 10), Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест по инвестиционной привлекательности и входит в группу регионов России с "высоким потенциалом и незначительным риском", однако, для
Такую форму поддержки инвестиций, как государственные кредиты и финансирование, сложно отличить от общих субсидий или кредитов на повышение ликвидности. Около 25 % расходов региональных бюджетов представляют собой субсидии и около 10 % используются на инвестиции. В это бюджетное финансирование включены довольно значительные бартерные операции, зачеты долгов и прочие немонетарные трансакции. Некоторые регионы финансировали фонды развития при помощи векселей и кредитов или же за счет инициированных регионами бартерных операций.
Теперь перейдем к практической части региональных инвестиций, и рассмотрим этот вопрос, используя аналитические данные различных исследовательских организаций.
Рейтинговое агентство "ЭкспертРА" завершив очередное ежегодное исследование инвестиционного климата в России, подготовило шестой ежегодный "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" (2000 год).
Несмотря на впечатляющий промышленный рост, долгожданный "инвестиционный бум" пока так и не состоялся. Объемы инвестиций явно недостаточны для осуществления структурной перестройки экономики и обновления вконец изношенного оборудования. А это чревато тем, что экономический потенциал регионов так и не будет реализован;
За период после 1998 года явно улучшился инвестиционный климат лишь в 13 регионах, ухудшился - в 31. Негативные тенденции наиболее характерны для регионов традиционного экономического ядра - Центра, Урала и Поволжья. В условиях дефицита инвестиций повышается значимость инвестиционного климата территории. Наиболее чутко реагируют на малейшие изменения рейтинга иностранные инвесторы. Результаты региональных выборов убедительно продемонстрировали взаимосвязь стабильности региональной власти, характера инвестиционного климата и тенденций в его изменении. Результаты рейтинга показывают, что, несмотря на оживление в российской промышленности, "инвестиционного бума" в регионах так и не произошло.
В целом, после кризиса 1998 года по настоящее время индекс инвестиционного риска вырос в 59 регионах и снизился в 30, при этом инвестиционный потенциал увеличился в 41 регионе, а снизился - в 48. В десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску, в этом году вошли Москва, Московская область, Татарстан и
Краснодарский край. Список регионов с наименьшим риском потери инвестиций и дохода от них впервые возглавила Новгородская область.
В прошедшем году улучшения инвестиционного климата добились Тамбовская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, республика северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Краснодарский край, Эвенкийский автономный округ. В то же время, инвестиционный климат ухудшился в таких крупных регионах, как Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области и др.
По всем видам потенциала, кроме природно-ресурсного, первенство принадлежит Москве. Ее доля в общероссийском потенциале составляет от 8 % (по производственному потенциалу) до 40 % (по институциональному). Кроме того, на ее долю пришлась треть из общего объема привлеченных прямых инвестиций (всего 4,4 млн. долларов). По сравнению с 1999 годом ( 783 млн. долларов ) приток ПИИ в Москву увеличился в 1,9 раза и составил 1 473 млн. долларов.
По материалам журнала "Эксперт", который в начале 2001 г. изучал инвестиционный потенциал регионов РФ, выявляется следующая картина.
Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России - Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская, включает в число лидеров Калининградская и Ярославская области.
Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).
Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным
инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург.
По оценке экономическихоргановсубъектовРФ, рост инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001 года по сравнению с 1 кварталом 2000 года характерен для всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (сохранился уровень 1 квартала 2000 г.), а также для большинства регионов. Более высокие темпы роста инвестиций отмечены в Уральском (119 %) и Центральном (113.5 %) федеральных округах.
Таблица 9.
Темпы роста инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001г.
по федеральным округам
(в % к 1 кварталу 2000 г.)
ПРИМЕЧАНИЕ: "С.-З." – Северо-Западный регион РФ; "Юж." – Южный; "ДВ," – Дальневосточный.
Т а б л и ц а 10.
По данным Министерства экономического развития и торговли России:
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
в I полугодии 2001 года составили
тысяч долларов США
| Поступило | В том числе инвестиции | |||
всего | в % к итогу | прямые | портфельные | прочие | |
Российская Федерация, млн. долларов США | 6684 | 100 | 2509 | 238 | 3937 |
Центральный федеральный округ | 3253213 | 48,7 | 1273212 | 184953 | 1795048 |
Белгородская область | 15503 | 0,2 | 5998 | - | 9505 |
Брянская область | 1686 | 0,0 | 807 | 876 | 3 |
Владимирская область | 5041 | 0,1 | 633 | 1277 | 3131 |
Воронежская область | 12056 | 0,2 | 7496 | 514 | 4046 |
Ивановская область | 169 | 0,0 | 169 | - | - |
Калужская область | 20742 | 0,3 | 20732 | - | 10 |
Костромская область | 212 | 0,0 | 212 | - | - |
Курская область | 22901 | 0,4 | 2194 | 20681 | 26 |
Липецкая область | 81533 | 1,2 | 447 | 81086 | - |
Московская область | 86604 | 1,3 | 76678 | 62 | 9864 |
Орловская область | 6111 | 0,1 | 5591 | - | 520 |
Рязанская область | 786 | 0,0 | 786 | - | - |
Смоленская область | 5675 | 0,1 | 5 | - | 5670 |
Тамбовская область | 9328 | 0,2 | 9211 | 47 | 70 |
Тверская область | 3270 | 0,0 | 612 | - | 2658 |
Тульская область | 30003 | 0,5 | 13579 | - | 16424 |
Ярославская область | 8725 | 0,1 | 3742 | 243 | 4740 |
г. Москва | 2942868 | 44,0 | 1124320 | 80167 | 1738381 |
Северо-Западный федеральный округ | 809974 | 12,1 | 220610 | 13058 | 576306 |
Республика Карелия | 35784 | 0,5 | 31316 | 441 | 4027 |
Республика Коми | 34920 | 0,5 | 9898 | - | 25022 |
Архангельская область | 17890 | 0,3 | 787 | 7483 | 9620 |
в том числе Ненецкий авт. округ | - | - | - | - | - |
Вологодская область | 17956 | 0,3 | 13 | 51 | 17892 |
Калининградская область | 14487 | 0,2 | 1347 | - | 13140 |
Ленинградская область | 155562 | 2,3 | 114642 | 1 | 40919 |
Мурманская область | 4117 | 0,1 | 45 | 95 | 3977 |
Новгородская область | 19321 | 0,3 | 8512 | 152 | 10657 |
Псковская область | 490 | 0,0 | 433 | - | 57 |
г. Санкт-Петербург | 509447 | 7,6 | 53617 | 4835 | 450995 |
Южный федеральный округ | 516231 | 7,7 | 420091 | 1393 | 94747 |
Республика Адыгея | 958 | 0,0 | 900 | - | 58 |
Республика Дагестан | - | - | - | - | - |
Республика Ингушетия | - | - | - | - | - |
Кабардино-Балкарская Республика | - | - | - | - | - |
Республика Калмыкия | - | - | - | - | - |
Карачаево-Черкесская Республика | - | - | - | - | - |
Республика Северная Осетия-Алания | - | - | - | - | - |
Чеченская Республика | - | - | - | - | - |
Краснодарский край | 407086 | 6,1 | 374177 | - | 32909 |
Ставропольский край | 16917 | 0,3 | 14317 | 1393 | 1207 |
Астраханская область | 809 | 0,0 | 548 | - | 261 |
Волгоградская область | 41329 | 0,6 | 15487 | - | 25842 |
Ростовская область | 49132 | 0,7 | 14662 | - | 34470 |
Приволжский федеральный округ | 442471 | 6,6 | 156967 | 1883 | 283621 |
Республика Башкортостан | 1324 | 0,0 | 1300 | - | 24 |
Республика Марий Эл | - | - | - | - | - |
Республика Мордовия | 923 | 0,0 | - | - | 923 |
Республика Татарстан | 175387 | 2,6 | 8285 | - | 167102 |
Удмуртская Республика | 2770 | 0,1 | 55 | 79 | 2636 |
Чувашская Республика | 123 | 0,0 | 123 | - | - |
Кировская область | 926 | 0,0 | 325 | 521 | 80 |
Нижегородская область | 10394 | 0,2 | 10008 | 378 | 8 |
Оренбургская область | 82001 | 1,2 | 79047 | 115 | 2839 |
Пензенская область | 872 | 0,0 | 11 | - | 861 |
Пермская область | 33001 | 0,5 | 23263 | 14 | 9724 |
в том числе Коми-Пермяцкий авт. округ | 600 | 0,0 | 600 | - | - |
Самарская область | 127998 | 1,9 | 33881 | - | 94117 |
Саратовская область | 6735 | 0,1 | 652 | 776 | 5307 |
Ульяновская область | 17 | 0,0 | 17 | - | - |
Уральский федеральный округ | 774725 | 11,6 | 142289 | 198 | 632238 |
Курганская область | 198 | 0,0 | - | 198 | - |
Свердловская область | 270322 | 4,0 | 55418 | - | 214904 |
Тюменская область | 123972 | 1,9 | 71839 | - | 52133 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ | 74854 | 1,1 | 22721 | - | 52133 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 40778 | 0,6 | 40778 | - | - |
Челябинская область | 380233 | 5,7 | 15032 | - | 365201 |
Сибирский федеральный округ | 504098 | 7,6 | 97309 | 35727 | 371062 |
Республика Алтай | - | - | - | - | - |
Республика Бурятия | - | - | - | - | - |
Республика Тыва | - | - | - | - | - |
Республика Хакасия | 80 | 0,0 | 80 | - | - |
Алтайский край | 1003 | 0,0 | 1002 | 1 | - |
Красноярский край | 10363 | 0,2 | - | - | 10363 |
в том числе: Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ | - | - | - | - | - |
Эвенкийский авт. округ | - | - | - | - | - |
Иркутская область | 62805 | 1,0 | 6127 | 35409 | 21269 |
в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт. округ | - | - | - | - | - |
Кемеровская область | 15896 | 0,2 | 2806 | - | 13090 |
Новосибирская область | 88637 | 1,3 | 82642 | 60 | 5935 |
Омская область | 314148 | 4,7 | 4132 | 257 | 309759 |
Томская область | 7441 | 0,1 | 450 | - | 6991 |
Читинская область | 3725 | 0,1 | 70 | - | 3655 |
в том числе Агинский Бурятский авт. округ | - | - | - | - | - |
Дальневосточный федеральный округ | 383718 | 5,7 | 198675 | 1219 | 183824 |
Республика Саха (Якутия) | 106361 | 1,6 | 578 | - | 105783 |
Приморский край | 63797 | 1,0 | 43050 | 1219 | 19528 |
Хабаровский край | 10188 | 0,1 | 5686 | - | 4502 |
Амурская область | - | - | - | - | - |
Камчатская область | 29927 | 0,4 | 284 | - | 29643 |
в том числе Корякский авт. округ | 2900 | 0,0 | - | - | 2900 |
Магаданская область | 19959 | 0,3 | 3053 | - | 16906 |
Сахалинская область | 153478 | 2,3 | 146017 | - | 7461 |
Еврейская авт. область | 8 | 0,0 | 8 | - | - |
Чукотский авт. округ | - | - | - | - | - |
1) Данные представлены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США. |
2.5. Состояние иностранных инвестиций в экономике Краснодарского края.
От общего рассмотрения регионального инвестиционного климата РФ необходимо перейти к конкретному региону, в котором имеются широкие возможности для развития инвестиций, как внутренних, так и внешних (в т.ч. иностранных), таким субъектом, на наш взгляд, является Краснодарский край.
Стоит отметить, что инвестиционный климат каждого субъекта РФ зависит от объективных возможностей ("инвестиционного потенциала") и конкретных условий деятельности ("инвестиционного риска")17. Первый учитывает основные макроэкономические характеристики региона и складывается из восьми частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского.
Решающим фактором успешности привлечения иностранных инвестиций в регион становятся усилия местных властей по подготовке промышленных предприятий квалифицированными кадрами. Такая подготовка широко проводится и в Краснодарском крае. Существует краевая программа обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в рамках реализации закона Краснодарского края от 24.03.99 г. № 166-К3 "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".
Регионы такой огромной страны, как Россия, обладают значительной спецификой хозяйственных и социальных проблем и задач развития. Во взаимоотношениях с внешним миром растет активность предприятий областей, краев, республик РФ. Местные органы власти нуждаются в квалифицированных и детальных экономических исследованиях, программах, концепциях развития своей экономики, увязанных одновременно с общероссийскими приоритетами и направлениями экономической политики, тенденциями развития микрохозяйственных процессов. Характерным примером может служить Краснодарский край.
По многим показателям, а также как видно из данных Министерства экономического развития и торговли России (таблица 10), Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест по инвестиционной привлекательности и входит в группу регионов России с "высоким потенциалом и незначительным риском", однако, для