Файл: Содержание Введение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура
2.1. Современное состояние инвестиций в России
2.2. Иностранные инвестиции и инвестиционный климат в России за 2000-2001 годы
2.3. Инвестиции в транспортный комплекс России
2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ
2.5. Состояние иностранных инвестиций в экономике Краснодарского края.
, 187,3 млн. рублей - речной транспорт). Оплата произведенных работ в сумме 201,6 млн. рублей составила 90% от лимита государственных инвестиций по данной статье (58,0 млн. рублей - морской транспорт, 143,6 млн. рублей - речной транспорт).
В тоже время, практически не проводилось погашение кредиторской задолженности. образовавшейся на начало 1999 года. Из общего объема кредиторской задолженности в объеме 349,97 млн. рублей погашена кредиторская задолженность лишь на 10,85 млн. рублей. Сохраняется непогашенная кредиторская задолженность за предыдущие годы в сумме 339,12 млн. рублей (125,68 млн. рублей - морской транспорт, 200,64 млн. рублей - речной транспорт). Таким образом задолженность по госинвестициям на 01.01.2000 года достигла 442,52 млн. рублей (морской транспорт-162,68 млн. руб., речной транспорт- 267,04 млн. руб.).
На 2000 год лимит государственных инвестиций установлен в объеме 406,0 млн. рублей , кроме того за счет дополнительных доходов -122,0 млн. рублей. (соответственно по морскому транспорту - 138,0 млн. рублей и 58,0 млн. рублей, по речному транспорту - 268,0 млн. рублей и 64,0 млн. рублей) Выделенные лимиты будут направлены, в первую очередь, на финансирование мер по обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса.
Привлеченные иностранные инвестиции были использованы на финансирование проектов модернизации транспортного комплекса Российской Федерации по следующим направлениям:
строительство 12-ти морских судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т на сумму 320 млн. долларов США за счет займов иностранных банков;
прединвестиционные исследования по гранту "ТАСИС" проекта модернизации Волго-Донского водного пути и основных речных портов в бассейне реки Волги (выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США);
выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2 млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования).
В 2000 году намечается продолжить работу:
по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США);
по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского торгового порта (65 млн. долларов США);
по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на сумму до 300 млн. долларов США).
Общий объем иностранных инвестиций составил
в 2000 году не менее 500 долларов США.
В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства, мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн. рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта - 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн. рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей, Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей.
Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ, радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного управления транспортными системами, и т.д.
Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте.
В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”.
По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая стоимость которых составила 338,7 млн. рублей.
В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте) является развитие методологии и практики проектного анализа, совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в мировую экономическую систему.
Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны.
В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.
Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.
Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по-прежнему в России роль региональных банков сильно недооценивается
Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998 г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей).
Возможно создание региональной платежной системы, через которую осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия законодательно – закрепленных гарантий возвратности выдаваемых кредитов банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики.
С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики. Для этого требуется:
В целом же российская банковская система в ближайшие 2-3 года еще не сможет предоставить экономике страны кредиты в полном объеме и на приемлемых для предприятия условиях. Ставка рефинансирования Банка России удерживается на уровне 25 % годовых, а другие негативные факторы формируют высокую цену заимствования финансовых ресурсов. В этой ситуации основным источником финансирования для предприятий все ещё будут их собственные средства и средства регионов. Но, как показывает мировая практика, увеличение объема инвестиций не всегда приводит к экономическому росту, особенно в странах с переходной экономикой.
В тоже время, практически не проводилось погашение кредиторской задолженности. образовавшейся на начало 1999 года. Из общего объема кредиторской задолженности в объеме 349,97 млн. рублей погашена кредиторская задолженность лишь на 10,85 млн. рублей. Сохраняется непогашенная кредиторская задолженность за предыдущие годы в сумме 339,12 млн. рублей (125,68 млн. рублей - морской транспорт, 200,64 млн. рублей - речной транспорт). Таким образом задолженность по госинвестициям на 01.01.2000 года достигла 442,52 млн. рублей (морской транспорт-162,68 млн. руб., речной транспорт- 267,04 млн. руб.).
На 2000 год лимит государственных инвестиций установлен в объеме 406,0 млн. рублей , кроме того за счет дополнительных доходов -122,0 млн. рублей. (соответственно по морскому транспорту - 138,0 млн. рублей и 58,0 млн. рублей, по речному транспорту - 268,0 млн. рублей и 64,0 млн. рублей) Выделенные лимиты будут направлены, в первую очередь, на финансирование мер по обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса.
Привлеченные иностранные инвестиции были использованы на финансирование проектов модернизации транспортного комплекса Российской Федерации по следующим направлениям:
строительство 12-ти морских судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т на сумму 320 млн. долларов США за счет займов иностранных банков;
прединвестиционные исследования по гранту "ТАСИС" проекта модернизации Волго-Донского водного пути и основных речных портов в бассейне реки Волги (выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США);
выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2 млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования).
В 2000 году намечается продолжить работу:
по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США);
по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского торгового порта (65 млн. долларов США);
по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на сумму до 300 млн. долларов США).
Общий объем иностранных инвестиций составил
в 2000 году не менее 500 долларов США.
В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства, мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн. рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта - 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн. рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей, Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей.
Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ, радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного управления транспортными системами, и т.д.
Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте.
В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”.
По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая стоимость которых составила 338,7 млн. рублей.
В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте) является развитие методологии и практики проектного анализа, совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в мировую экономическую систему.
2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ
Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны.
В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.
Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.
Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по-прежнему в России роль региональных банков сильно недооценивается
Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998 г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей).
Возможно создание региональной платежной системы, через которую осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия законодательно – закрепленных гарантий возвратности выдаваемых кредитов банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики.
С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики. Для этого требуется:
-
принять закон, регламентирующий возможности участия исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления в принятии решений об открытии в регионе филиалов банков и новых кредитных организаций; -
разработать свод законов, регламентирующих банковскую деятельность (ограничивающих риск, связанный с предоставлением банками кредитов; регулирующих совокупность услуг банков; обязывающих предоставлять более подробную информацию потребителям банковских услуг; регулирующих банковские слияния); -
усилить защиту интересов кредитных организаций, осуществляющих инвестирование реального сектора экономики путем приобретения пакета акций крупных государственных предприятий и организаций; -
пересмотреть законодательство, действующее по ценным бумагам, в сторону активизации участия банковского капитала и нормативные документы, ограничивающие возможность выкупа коммерческими банками собственных акций в пределах 10 %. -
усилить банковский надзор(многосторонний); -
снизить ставку налога на прибыль кредитных организаций до уровня ставки данного налога для предприятий; -
установить льготы в налогообложении доходов банков, получаемых от кредитования предприятий, прежде всего долгосрочного и краткосрочного характера; -
подключать на конкурсной основе к крупным государственным инвестиционным проектам региональные банки (как можно большее их количество); -
изменить минимально допустимые значения нормативов текущей ликвидности для банков;
В целом же российская банковская система в ближайшие 2-3 года еще не сможет предоставить экономике страны кредиты в полном объеме и на приемлемых для предприятия условиях. Ставка рефинансирования Банка России удерживается на уровне 25 % годовых, а другие негативные факторы формируют высокую цену заимствования финансовых ресурсов. В этой ситуации основным источником финансирования для предприятий все ещё будут их собственные средства и средства регионов. Но, как показывает мировая практика, увеличение объема инвестиций не всегда приводит к экономическому росту, особенно в странах с переходной экономикой.