Файл: Белгородский государственный институт искусств и культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальное предпринимательство решает такие проблемы в обществе, с которыми, на сегодняшний день, не справляется государство и бизнес-структуры. Оно интегрирует все самое прогрессивное и лучшее из государственного и частного секторов, поэтому является наилучшим способом (относительно государственного или коммерческого подходов) решения общественных проблем. Социальные инновации – нововведения в виде стратегий, идей, концепций, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей и решение социальных проблем. Социальные инновации имеют широкие границы: от улучшения условий труда до создания новых инновационных сообществ, модернизации управления и государственной политики [23, с. 17].

Социальные инновации направлены на создание благоприятных условий для развития общества. Социальные предприниматели находят инновационные, радикальные решения социальных проблем и воплощают их в жизнь. Социальные инновации выступают процессом трансформации социокультурных образцов и норм, обеспечивающих институциональное закрепление нововведений в материальной и культурной сферах общества.

Одной из основных задач социального предпринимательства является решение социальных проблем инновационным методом, путем создания самовоспроизводящегося механизма предоставления социальных услуг. Данный механизм представляет собой синергический эффект взаимодействия ресурсов предпринимателя и потребностей потребителей социальных услуг. Результатом социальной предпринимательской деятельности является новый способ решения социальной проблемы, т.е. социальная инновация. Ее ценность и значимость определяются способностью удовлетворять потребности населения новыми, более удобными способами. Результатом деятельности социального предприятия является повышение качества жизни населения (рост социальной добавленной стоимости инновации) за счет: выявления новых способов решения социальных проблем; соблюдения минимальных стандартов качества жизни; синергического эффекта взаимодействия ресурсов предпринимателя и самоорганизации потребителя. Развитие социального предпринимательства оказывает особое влияние на: сферу образования; область «серебряной экономики», включающую проекты, напрямую связанные с адаптацией, социализацией лиц преклонного возраста; сферу здравоохранения; сферу, связанную с адаптацией лиц с ограниченными возможностями. Приоритетными задачами социального предпринимательства выступают: поддержка материнства и детства; профилактика социального сиротства; развитие научно-технического и художественного творчества, дополнительного образования, деятельности в области экологии и краеведения, массового спорта; формирование и дальнейшее укрепление межнационального сотрудничества [34, с. 3].


Социально-культурная значимость предпринимательских структур, предоставляющих культурные услуги и одновременно организующих досуг населения, заключается в том, что они располагают широким набором форм и методов работы как с людьми, пассивно, потребительски относящимися к культурному досугу, так и с инициативными, творческими личностями. То есть учреждения культуры разного профиля могут заполнить досуг людей с различными досуговыми интересами и культурными потребностями.

В связи с необходимостью формирования у населения потребности в развивающем досуге перед учреждениями культуры всегда стояла задача наращивания культурного потенциала населения, создания в клубах, библиотеках, музеях, парках культуры и отдыха таких условий проведения досуга, которые бы способствовали переходу от потребностей одного уровня к потребностям другого, более высокого уровня, в идеале - от пассивного потребления культурных услуг к их активному производству. Такой переход осуществляется последовательно: удовлетворение одной потребности порождает новую, что позволяет менять вид деятельности и качественно, содержательно обогащать досуг.

Разнообразное по формам проведения и содержательной насыщенности свободное время в целом выполняет две функции. Одна из них, рекреативная, или восстановительная, удовлетворяет потребности в пассивном отдыхе, развлечениях, общении. Другая функция, досуговая, связана с более возвышенной деятельностью, направленной на духовное развитие человека, на раскрытие его способностей в учебе, создании и потреблении духовных ценностей.

Отдых является самой простой досуговой потребностью, суть которой заключается в необходимости восстановления затраченных во время работы сил. Для удовлетворения потребности в пассивном отдыхе человеку не обязательно приходить в учреждение культуры, поскольку он может осуществить его и в домашних условиях. Если же человек приходит в то или иное учреждение культуры, чтобы восстановить исходный уровень затраченных сил через потребление предоставляемых культурных услуг, мы имеем дело с активным отдыхом [19, с. 46].

Развлечения определяются включением в организацию досуговых мероприятий игровой деятельности. Она носит универсальный характер, притягивает к себе людей практически всех возрастов и социально-культурного положения. Игра является важным средством снятия эмоциональных перегрузок. Диапазон интересов к игровой деятельности широк и многообразен: участие викторинах и конкурсах, компьютерные игры, спортивные состязания. Практика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от использования игровых элементов, стимулирующих стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. Разумно и с пользой организованные игры оказывают положительное воздействие на самочувствие, способствуют воспитанию чувственной восприимчивости к новым явлениям и событиям, преодолению душевной инерции, застоя мысли.



Более высоким уровнем культурных потребностей является потребность в усвоении культурных ценностей через познание и творчество. Одной из причин, по которой люди становятся активными посетителями предпринимательских структур, является их желание приобрести здесь новые знания, умения и навыки.

Все рассмотренные уровни активности предпринимательских структур связаны с удовлетворением потребности в общении. Эта потребность является сопутствующей всем остальным культурным потребностям населения, начиная от пассивного потребления зрелищных услуг предпринимательских структур (которые, как правило, человек посещает в компании с друзьями, коллегами, семьей) и, заканчивая участием в самодеятельных художественных и технических кружках, в любительских объединениях (где общение осуществляется в среде единомышленников, объединенных общностью интересов).

Общение в учреждениях культуры реализуется в разных плоскостях. Во-первых, по вертикали - между организаторами культурного досуга, работниками предпринимательских структур, и их аудиторией: лектор и слушатели, самодеятельный актер и публика, человек, приглашенный на встречу, и те, кто его слушает, экскурсовод и посетители и тому подобное. Во-вторых, по горизонтали, в среде посетителей предпринимательских структур. Придя в учреждение культуры, чтобы удовлетворить ту или иную досуговую потребность, человек оказывается вовлеченным в сферу общения с единомышленниками, которая способствует взаимному обогащению и воспитанию [22, с. 96].

Досуговое общение является основным способом приобщения личности к культурной деятельности, ее социализации на разных жизненных этапах. Поэтому трудно переоценить роль досугового общения в стенах предпринимательских структур. Современный человек, не выходя из своей квартиры, может получить сегодня очень многое из того, зачем совсем недавно ему надо было идти в клуб, библиотеку, кинотеатр, концертный зал. Пожалуй, только одно не в состоянии заменить даже самые современные проигрыватели, телевизоры и так далее - непосредственное живое общение. Эти слова, сказанные 20 лет назад, не потеряли актуальность и сегодня, когда уровень технической оснащенности домашнего досуга значительно возрос.

Таковы основные культурные потребности человека, ищущего активного досуга. Каждый вид потребностей конкретизируется интересами отдельной личности, чем и определяется выбор досугового занятия в учреждении культуры. Однако сами учреждения культуры могут предложить населению тот спектр услуг, который детерминирован социально-культурными, экономическими, политическими условиями конкретно-исторического времени.


На протяжении XX и в начале XXI веков учреждения культуры, обеспечивающие досуг населения, стремились к реализации концепции развивающего досуга, исходя из внешних условий своего функционирования.

В первой половине XX века деятельность предпринимательских структур соответствовала идее о развитии и саморазвитии личности в стенах библиотеки, музея. Формировалась актуальная запросам времени потребность населения в просвещении и в приобщении к разным видам знания посредством их популяризации. У населения воспитывалось отношение к учреждениям культуры как к месту, где разумно организуется свободное время индивида с пользой для личности и для общества [40, с. 35].

Сначала целенаправленно формировалась ориентация на усвоение культурных ценностей и на творческую деятельность, затем все более приобретал значимость самостоятельный выбор индивидом досугового занятия. С развитием практики культурно-просветительной работы формирование спектра культурно-досуговых услуг все более требовало учета ценностных ориентаций, досуговых потребностей и интересов разных групп населения. Критериями определения ценностных ориентаций служили те цели, для достижения которых индивид приходил в библиотеку, музей, клуб. Это могли быть отдых, развлечения или удовлетворение потребности в познании и творчестве. При этом постепенно наращивалась тенденция к использованию рекреативных возможностей предпринимательских структур.

Со второй половины XX века планомерно увеличивалось количество свободного времени населения, и перед учреждениями культуры встала задача его рационального использования. Начиная с 1960-х годов, исследователи отмечают одомашнивание досуга, главной причиной которого становится возможность, не выходя из дома, прослушать музыкальный концерт, научно-популярную передачу, художественное чтение литературного произведения по домашнему радио или просмотреть документальный или художественный фильм по телевизору. В дальнейшем у населения появилась возможность прослушать любимую музыку в записи на пластинке или магнитной ленте. Одомашнивание досуга (при всех его достоинствах) усугубляло потребительское отношение населения к учреждениям культуры.

Чтобы дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста активно посещали учреждения культуры, их услуги должны были отвечать актуальным культурным потребностям общества. Эти потребности не ограничивались лишь необходимостью увеличивать количество предпринимательских структур, а требовали расширения спектра и разнообразия форм, предлагаемых культурно-досуговых услуг [35, с. 6].


Под досугом, проводимым в стенах предпринимательских структур, в общественном сознании мыслилась активная деятельность индивидов, позволяющая удовлетворить духовные интересы и развить творческие способности человека. Досуг стал использоваться для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности. Другими словами, во второй половине XX века к досугу, проведенному в учреждениях культуры, общество, прежде всего, предъявляло требование выполнять рекреативную функцию, не зависимо от вида занятий индивидов.

Потребительское отношение к услугам предпринимательских структур, таким образом, сводилось к требованию обеспечить в их стенах отдых в свободное от работы время. Это сопровождалось одновременным спадом интереса к ним, поскольку материально-техническая оснащенность предпринимательских структур не поспевала за научно-техническим прогрессом, а технологии их работы не менялись на протяжении десятилетий и уже не вызывали интерес аудитории. Свободное время становится автономным, отделенным от внешней целесообразности, прагматических установок. Досуг стал превращаться в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности. Отражением этой тенденции стала замена активного, творческого досуга в учреждениях культуры развлекательным досугом, свойственным обществу потребления.

Среди досуговых форм работы предпринимательских структур на первое место выходит игра. В советский период в работе с детьми и подростками игра являлась средством нетрадиционного обучения, непринужденного приобщения к знаниям, а также способом организации общения сверстников, а в работе с молодежью и взрослыми - средством психоэмоциональной разрядки. На современном этапе при сохранении этих тенденций все же наблюдается перекос в сторону развлекательности при активном использовании игры как формы работы. Это можно объяснить стремлением работников предпринимательских структур завлечь посетителя, повысить посещаемость проводимых мероприятий [43, с. 56].

Сегодня можно утверждать, что в силу социально-культурных и экономических причин (социально-культурная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ предпринимательских структур, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать. Однако во всем необходима разумность и чувство меры, поскольку использование только игровых форм работы усугубляет потребительское отношение населения к учреждениям культуры, да и к сфере культуры в целом.