Файл: Белгородский государственный институт искусств и культуры.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Анализ условий и факторов социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства.
1. Характеристика особенностей социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства (на примере Волоконовского района Белгородской области). результаты деятельности предпринимательских структур при этом могут оцениваться с помощью как количественных, так и качественных показателей. Принципиальным требованием является их измеримость и со-поставимость. Кроме того, должна быть обеспечена взаимосвязь между выделяемыми культурным организациям бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования. Программы деятельности предпринимательских структур, разработанные в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат, должны содержать описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов их реализации, включая как непосредственные результаты, то есть предоставление услуг определенного качества и объема, так и конечные результаты, в частности, эффект от предоставленных услуг для их получателей.
2. Разработка мероприятий, направленных на оптимизацию социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства. Разработка мероприятия по проведению районного конкурса профессионального мастерства среди молодежи по профессии «Парикмахер» не предполагает значительных затрат, при этом несет в себе большую культурную значимость, так как совершенствует деятельность органов местного самоуправления по формированию и реализации уровня жизни молодежи.
Структура выпускной квалификационной копчение работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность, содержание, пути развития социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства
Рассмотрим понятие культуры, от которого формируется предпринимательская культура, так в словаре русского языка С.И. Ожегова культура определяется как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей,…высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение» [29, с. 313].
По определению Р. Рюттингера «культура предпринимательства - это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях» [48, с. 52].
В.В. Томилов определяет культуру предпринимательской деятельности как «комплекс взаимодействующих факторов, включающих опыт прошлого и настоящего, структурные характеристики, взгляды руководителей, правила и нормы хозяйственного поведения конкретной фирмы» [5, с. 68].
С точки зрения В.Г. Макеевой культура предпринимательства «представляет собой систему ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятия ее обществом» [18, с. 73].
Таким образом, под культурой предпринимательства следует понимать совокупность принципов при осуществлении предпринимательской деятельности, не противоречащих нормативно-правовой базе государства, обычаям и сложившимся традициям, а также нормам делового поведения предпринимателей, при этом по своим основным чертам она близка к профессиональной культуре.
Ф. Фукуяма поставил вопрос о культурном измерении экономической жизни. На основе исследования различных эпох социально-экономического развития и современного положения разных стран он приходит к выводу, что важнейшим фактором формирования экономической политики является культура: «Культура есть унаследованный этический навык или привычки»; культура «меняется очень медленно – гораздо медленнее, чем идеология» [54, с. 144].
Формирование культуры предпринимательской деятельности зависит от культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.
Высокий уровень предпринимательской культуры оказывает положительное влияние на развитие предпринимательской деятельности.
В связи с переходом к рыночной экономике в стране произошли значительные изменения, которые коснулись социального положения многих категорий граждан. Они также затронули тех, кто традиционно считался носителями передовых идей и находился в относительно стабильном положении. Одну из главных ролей в совершенно новых условиях играют представители молодежи. Социальные ориентиры и цели, которые были выбраны молодежью, являются определяющими будущее всего общества. Как один из массовых слоев населения, молодежь всегда требовала к себе особого внимания со стороны общества, и на это есть три группы причин:
-Представители молодежи уже сегодня нацелены на формирование образа будущего, который заложен в них самих. Именно поэтому они несут особую ответственность за последующее развитие общества, за преемственность знаний об истории и культуре страны, а также за благополучие старшего поколения, конкурентоспособность страны на мировой арене;
-В силу объективных причин молодые люди отличаются несформированностью ценностных установок, а также духовных и нравственных ориентиров. У них нет достаточного жизненного опыта для разрешения особо противоречивых ситуаций и конфликтов, и это увеличивает шансы совершить ошибки или принять неверное решение, когда на их плечах лежит особая ответственность; Как и любая другая социальная группа, молодые люди должны формировать собственные установки и цели, а также ориентироваться на свои интересы, которые могут не совпадать с целями, которые ставят перед собой другие общественные группы. Именно поэтому социальная работа с представителями молодежи в нашей стране выступает в качестве одного из значимых направлений.
Государственная молодежная политика призвана обеспечить стратегическую преемственность поколений (переход знаний и опыта от старшего поколения к младшему), сохранение и последующее развитие национальной культуры, воспитание у молодых людей бережного отношения к историческому, а также к культурному наследию народов Российской Федерации. Необходимо развивать и прививать патриотичное отношение к своей стране, а также выводить на новый уровень граждан правового, демократического государства, которые способны социализироваться в условиях развивающегося гражданского общества [4, с. 1].
Молодые люди должны быть воспитаны таким образом, чтобы они уважали права и свободы других граждан и проявляли терпимость на религиозном и национальном уровнях. Реализация государственной молодежной политики РФ В России государственная молодежная политика реализуется в противоречивых и трудных условиях, которые сложились в связи с проблемами в экономической и социальной сферах. Сегодня, в существующей общественной и политической государственной системе направление реализации политики в отношении представителей молодежи является единственным направлением, которое затрагивает исключительно данный слой общества. Как правило, политические партии не могут предоставить четкие основы для молодежной политики, и поэтому сводят свою роль лишь к провозглашению позиций, которые, должны получать отражение в действиях государства в отношении молодых людей.
К тому же, политические партии используют молодежь в качестве своего резерва для дальнейшего пополнения партийных рядов. Молодыми людьми достаточно легко манипулировать, несложно навязать им какую-либо позицию или точку зрения в отношении каких-либо событий, и по этой причине политические партии нередко пользуются этим.
Легкость таких действий обуславливается еще и тем, что эти манипуляции можно совершать через социальные сети и Интернет, которыми сегодня пользуются практически все представители молодежи.
Молодежные объединения также играют недостаточную роль, так как они не могут в должной мере защитить свои интересы из-за отсутствия должного опыта, а также по причине организационной слабости и несогласованности каждого уровня друг с другом. Из-за этого отсутствует действенная работа в молодежной сфере, а объединения не воспринимаются с должным интересом и вниманием. В большинстве случаев очень невысока роль профессиональных союзов, которые также стремятся решать молодежные проблемы, но не могут принимать участие в разработке своей профессиональной и актуальной молодежной политике из-за недостатка знаний и информации о наиболее актуальных проблемах [14, с. 67].
Одной из категорий современной молодежи является работающая молодежь. Она также подвержена негативному влиянию со стороны некоторых неблагоприятных тенденций. С одной стороны, эти тенденции есть в самом обществе, а с другой стороны, их создают сами представители работающей молодежи. Проблемы эти присущи всем – и кто имеет работу, и кто еще не трудоустроен, но проблематика проявляется в разной степени и мере. Представители работающей молодежи также подвержены таким негативным проявлениям, как алкоголизм и наркомания, вспышки девиантного поведения и криминализация. Молодой человек может быть выходцем из неблагополучной семьи, или же воспитываться в семье, где есть инвалиды. Таким образом, на государство ложится ответственность за то, чтобы сделать молодежь услышанной. Сегодня эта политика развивается достаточно активно, хотя некоторые исследователи видят в этом риски. Например, многие представители молодежных движений и организаций выдвигают совершенно радикальные идеи, которые призывают отказаться от нынешних стратегий и сменить в стране абсолютно все, и это, в том числе, касается власти. Поэтому важно создать систему фильтрации идей, для чего организуются разнообразные мероприятия: открытые дискуссионные площадки, международные молодежные форумы по различным направлениям (наука, экономика, предпринимательство, волонтерство), где представители движений могут выступить и вступить в диалог на равных со специалистами из своих областей [10, с. 99].
Развитие социального предпринимательства является условием решения следующих проблем: формирование цивилизованных и конкурентных рыночных отношений, способствующих эффективному удовлетворению потребностей общества; повышение качества продукции, работ и услуг, расширение их ассортимента; повышение уровня культуры обслуживания; приближение производства товаров к конкретным потребителям; сокращение уровня безработицы и создание дополнительных рабочих мест; вовлечение в трудовую деятельность отдельных категорий граждан (пенсионеры, инвалиды, студенты и т.д.); способствование эффективному применению творческих способностей человека, раскрытию талантов, развитию разного вида народных ремесел; содействие структурной перестройке экономики; формирование социального слоя владельцев, собственников, предпринимателей; использование местного сырья из отходов крупного производства; содействие крупному производству путем изготовления оснастки, комплектующих изделий, создание обслуживающих и вспомогательных производств; активизация научно-технического прогресса; освобождение экономической сферы от убыточных и низкорентабельных предприятий за счет их выкупа или аренды.
Социальное предпринимательство, стремясь к удовлетворению запросов потребителей, придает экономике мобильность, гибкость, маневренность. Использование ресурса самоорганизации социально ориентированного бизнеса позволяет существенно снизить издержки на предоставление социальных услуг по сравнению с коммерческими организациями, повысить уровень жизни населения за счет удовлетворения потребностей граждан в услугах, не оказываемых действующей социальной инфраструктурой.
Роль социального предпринимательства в экономике проявляется в повышении общей экономической эффективности путем введения в оборот механизмов и ресурсов, ранее в таком качестве не использующихся (человеческие и материальные ресурсы, новые комбинации наличных ресурсов). Влияние социального предпринимательства на общество Социальное предпринимательство оказывает масштабный социальный эффект, изменяя при этом поведение и образ мысли общества [19, с. 5].
Развитие социального предпринимательства включает множество факторов, оказывающих позитивное воздействие на жизнь общества: обеспечение трудовой занятости населения по средствам осуществления социальных проектов, организация самозанятости граждан, создание новых рабочих мест для социальных организаций; социальная поддержка, выражающаяся в работе с социально незащищенными категориями населения; реализация проектов, направленных на трудоустройство лиц без определенного места жительства; социализация и ресоциализация отдельных групп населения; повышение социально-экономической эффективности за счет снижения нагрузки на бюджеты путем реализации частных предпринимательских проектов, основная роль в которых отводится государству (дошкольное, дополнительное, специализированное образование, здравоохранение, массовый спорт и др.); развитие культурной среды за счет максимального использования потенциала культурных учреждений социальными предпринимателями; территориальное развитие посредством повышения территориальной привязанности, насыщения городской среды, за счет развития транспортной инфраструктуры и развития неиспользованных земель. Социальное предпринимательство может быть задействовано в любой сфере жизни общества: образование, здравоохранение, услуги, сельское хозяйство и др.