Файл: Учебнометодический комплекс учебной дисциплины Философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VII. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
Изучение учебной дисциплины «Философия» имеет свои особенности, которые обусловлены её местом в подготовке специалиста. Выполняя важную образовательную функцию, связанную с формированием научного гуманистического мировоззрения и философской культуры у студентов, «Философия» выступает фундаментом подготовки современного специалиста. На основе изучения данной дисциплины у обучаемых формируются нравственно-патриотическое сознание, гражданская позиция.. В этой связи в структуре изучения дисциплины важную роль выполняют как лекционные занятия, так и семинарские.
7.1 Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Лекции по «Философии» имеют своей целью ознакомление с основными разделами философского знания – историей философии, онтологией, гносеологией, методологией, социальной философией. Работа на лекции – первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
-
Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, “далее”, “итак”, “таким образом”, “следовательно” и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
-
Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
7.2 Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.
Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.
Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.
Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки
, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.
Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.
Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.
Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.
Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.
Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.
Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
VIII. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ
План
проведения семинарского занятия по теме:
«Философия и ее исторические типы»
Время: 4 часа
Учебные вопросы:
-
Природа и особенности философского мировоззрения. -
Зарождение философской мысли. Философия Средневековья и эпохи Возрождения. -
Философия Просвещения и основные течения философской мысли ХIХ – ХХ веков. -
Значение философской культуры для подготовки специалиста.
Литература:
-
Введение в философию. Учебник. В 2 ч. – Ч. 1. – М., 1989. - С.10-367. -
История философии в кратком изложении. Пер. с чешск. – М., 1991. -
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005. – С.9-25, 26-174. -
Краткий очерк истории философии. – М., 1971. -
Материалисты Древней Греции. – М., 1955. -
Основы современной философии. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004.- С.3-138. -
Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарики, 2004.- С.11-222. -
Современная западная философия. Словарь. – М., 1999. -
Философия. Учебник/ Под ред. Э.Ф.Караваева и Ю.М.Шилкова. – М.: Юрайт, 2004. С.11-139. -
Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – С.3-223.
Методические рекомендации по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу семинара важно уяснить различие и взаимосвязь понятий «мировоззрение», «философское мировоззрение», «предмет философии как науки», «основной вопрос мировоззрения», «основной вопрос философии».
При изучении истории философии и исторических типов философского мировоззрения (второй и третий вопросы), следует исходить из того, что история философии идет параллельно с историей общества и культуры. Поэтому в ее истории выделяют те же исторические этапы, что и в истории человечества: древность, античность, средние века, «новое» время, «новейшее время», современность. В каждую из исторических эпох философия пытается отыскать и выразить фундаментальные принципы, идеи и ценности бытия общества, которые конституируют данную эпоху, составляют ее сущностную основу.
Завершается семинар рассмотрением значения философской культуры для подготовки специалиста. Здесь важно разобраться с содержанием понятия «философская культура» общества и личности, уяснить особенности и формы ее проявления в деятельности человека. При этом значение философской культуры для специалиста можно рассматривать через призму выполняемых ею функций, таких как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, регулятивная, воспитательная и др. Студентам следует уяснить сущностные характеристики данных функций, понять роль философской культуры в формировании духовного мира личности, ее влияние на развитие общества.